Будущее человечества и его нравственные ценности православное сообщество, педагоги, представители общественных и государственных структур, казачества и молодежь региона обсудили в рамках XXII Питиримовских духовно-образовательных чтений. Тему нравственных ценностей и будущего человека обсуждают впервые, но актуальность этой темы сродни звону колокола в утренний час. Жаль, что слышат его немногие. И это удивляет еще больше. О навязывании чужих ценностей, оскудении образования и превращении самой читающей страны в государство, где бутылка водки стоит дороже томика Пушкина, говорят повсеместно. Поэтому задача номер один — обеспечение духовной безопасности общества, которое, отвечая на вызовы современности, должно одержать победу над косностью, неверием в борьбе за умы и сердца молодого поколения. Отделять зерна от плевел теперь учат в современных школах. С недавнего времени в образовательные программы вошел такой предмет, как семьеведение. Образовательная программа курса включает в себя начальные знания о семье, ее структуре, роли жены и мужа, матери и отца, жизненном цикле семьи, психологии развития ребенка, основах педагогики. Школьники в рамках программы получат элементарные знания о ведении хозяйства, планировании бюджета, а также нравственные основы семейной жизни. Как рассказала исполняющая обязанности начальника управления образования и науки Тамбовской области Любовь Филатьева, курс семьеведения изучают четверть всех младшеклассников региона, а основы религиозной культуры и светской этики — сто процентов ребят, причем 97 процентов родителей выбирают для своих детей основы православной культуры.
Тема духовного, и прежде всего православного, образования только за последние годы трансформировалась в реализацию масштабных образовательных проектов, среди которых — открытие единственной в области Православной гимназии, а также православных классов на базе светских учреждений, в школах и вузах стали действовать отделения теологии, но главное, что все это обрело жизнь, общество потянулось к, казалось бы, уходящим традициям.
Председатель Тамбовской областной Думы Евгений Матушкин участвовал еще в проведении первых Питиримовских чтений, тогда они проходили в городе Мичуринске. Тематика каждый год менялась, но измененным оставалась цель мероприятия:
– Это большое событие в плане нравственного воспитания молодежи. Когда мы отходим от нравственных ориентиров, от патриотизма, история нас наказывает. Сейчас эти вопросы не стали менее актуальными. Мы видим, что запад навязывает чуждые нам ценности, не то, что мы хотим видеть у наших детей и внуков. И в этом вопросе Питиримовские чтения важны не только для Тамбовщины, но и в целом для России.
Одна из центральных тем — революция 1917 года, тем более что Чтения проходят накануне столетия тех страшных событий. Принято считать, что именно большевики перекроили нравственные ориентиры в обществе, навязав свои ценности, свою мораль и принципы. Но тонко там, где рвется. Преподаватель Тамбовской духовной семинарии, кандидат исторических наук, доцент Вера Орлова приводит отчеты священников, живших на рубеже XIX и XX веков. Их записи не были пессимистическими, но отражали тревогу, духовный кризис межреволюционных лет.
– Пастыри понимали, что не всегда их проповеди, их слово понимается прихожанами, потому что полученные в детстве какие-то сведения об основах веры не очень подкреплялись в жизни. И у взрослых людей в обстановке острой политической борьбы никаких навыков критического анализа разнородных данных не было. Как и не было способности различать истинные и ложные авторитеты. Знание дали — жить не учили. Поэтому паства предпочитает по сложным проблемам слушать устные выступления простым языком, и этим легко пользуются различные ораторы, агитаторы, которых за это десятилетие было многое, — рассказывает Вера Дмитриевна.
Священники считали, что в храм приходят не все члены семьи, ссылаясь на житейские необходимости. Были случаи, когда священник проводил небогослужебные беседы только раз в год во время Великого Поста. Весной, летом и осенью было недосуг, говорила паства, а зимой жаловалась на то, что храм холодный. Среди признаков духовного кризиса на первом месте стояло пьянство. Его масштабы были катастрофическими. Даже Общества трезвости не давали должного эффекта. К примеру, на чуть более двух тысяч душ населения села Бокино приходилось всего двенадцать членов Общества. Ничего не напоминает? Эхо невыученных уроков.
Если говорить о будущем человечества, то каждый христианин его знает.
– Последует суд Божий, время прекратится и наступит Царство Славы. Но чтобы его наследовать, человек на Земле должен быть нравственен, жить с божественными законами, заповедями, с голосом своей совести. Тогда жизнь человека на земле будет доброй, счастливой и достойной, — заключил митрополит Тамбовский и Рассказовский Феодосий.
Выбор за каждым из нас.