Школа №22 Тамбова - самая обычная. Но это только на первый взгляд. И до самого последнего времени. А теперь и у нее есть своя изюминка. Дело в том, что в настоящее время в ней действует Школьный центр жилищно-просветительского движения. Зачем он нужен?
- Сейчас тема подготовки профессиональных кадров для жилищно-коммунального хозяйства важна как никогда, - считает заместитель директора школы №22 Тамбова Анастасия Меркулова. - В условиях реформирования сферы ЖКХ существует очень большая проблема как раз с кадрами. Для развития жилищно-коммунального хозяйства выделяются деньги, создаются специальные структуры, но грамотных, компетентных специалистов очень не хватает.
Кстати, это только одна сторона медали. Вторая - то, как рядовые жители, особенно пожилые, относятся к жилищно-коммунальной современности. Понять их можно - они выросли в другой реальности и просто не понимают нынешних взаимоотношений в системе ЖКХ. Но от этого ведь не легче. Поэтому свои права и обязанности здесь надо как минимум знать. А как максимум - грамотно ими пользоваться или добросовестно их исполнять. Иначе говоря, чем раньше мы воспитаем грамотного потребителя, тем лучше будет всем.
Системный подход
Именно на это нацелены проекты, подобные тому, что действует сейчас в 22-й школе. Причем этот Школьный центр - далеко не единичный пример, поскольку реализуется в рамках Региональной инновационной площадки "Развитие жилищно-просветительского движения в системе непрерывного образования Тамбовской области", которая существует на Тамбовщине уже два года. В настоящее время в программу предмета с многозначительным названием "Технология" в шестнадцати школах областного центра включен модуль "Ресурсосберегающие технологии". В итоге тамбовские школьники с пятого по восьмой классы не только учатся грамотно потреблять жилищно-коммунальные услуги, но и более глубоко знакомятся с работой сферы ЖКХ и могут осознанно выбрать себе "коммунальную" профессию.
В той же 22-й школе в Центре технологического образования сейчас действует "Лаборатория ресурсосбережения "Умный дом". Здесь школьники знакомятся с системами электроснабжения, теплоснабжения, водоснабжения, канализации, автоматизации, охранно-пожарной сигнализации жилых помещений на примере интерактивных светодинамических стендов и макета "Умный дом". А набравшись полезных знаний уже в школе, могут после девятого класса поступить в колледж, чтобы получить профессию для жилищно-коммунального хозяйства. Или пойти после одиннадцатого класса в вуз и стать потом инженерами и управленцами все в той же сфере ЖКХ.
Кстати, лабораторией "Умный дом" оснащены все школьные новостройки в области, которые построены за последние три года. На базе этих новостроек созданы профильные лаборатории, которые ориентированы на формирование у подрастающих тамбовчан навыков технологических, профессиональных компетенций в области ЖКХ. В том числе, по эксплуатации и проведению монтажно-сборочных работ систем водоснабжения, водоотведения, освоения технологий "Умного дома", выполнению сварочных работ с использованием тренажеров-имитаторов.
Каждому по потребностям
Почему кадровой проблеме в жилищно-коммунальном хозяйстве уделяют в регионе такое пристальное внимание? Потому, что здесь реально существует серьезная нехватка хороших специалистов. Как отметила в ходе прошедшего несколько дней назад в Тамбове межрегионального совещания "Общественный контроль, непрерывное образование и информационная открытость как ключевые условия реализации стратегии развития ЖКХ" начальник областного управления образования и науки Татьяна Котельникова, на Тамбовщине провели анализ потребности региональной экономики в кадрах, который показал, что только в жилищно-коммунальное хозяйство в самое ближайшее время потребуется приток около двух тысяч рабочих, полутора тысяч специалистов со средним профессиональным образованием и столько же - с высшим. То есть кадровый голод в тамбовском ЖКХ есть не только среди работников коммунального комплекса, но и среди управленцев - специалистов по планированию, привлечению инвестиций, управлению качеством.
Хорошо то, что система высшего и среднего профессионального образования в области развивается, исходя из существующих потребностей. Среди шести производственно-образовательных кластеров, которые созданы и успешно развиваются в регионе, проблемами подготовки кадров для коммуналки занимается кластер "Стройиндустрия и ЖКХ". Как рассказала участникам совещания Татьяна Котельникова, для этой сферы в области сейчас ведется подготовка специалистов по девяти профессиям и пяти специальностям среднего профессионального образования, двум специальностям высшего образования, семи направлениям магистратуры, семи направлениям бакалавриата. В рамках кластера реализуются 54 программы профессионального обучения и дополнительная профессиональная образовательная программа.
На практике
Ценность выстроенной системы - в связи образования с производством. Это именно то, что на современном языке называется дуальным обучением.
- В области выстраивается схема от профессиональной ориентации школьников к подготовке специалистов, нацеленной на практику, до их трудоустройства, - рассказывает Татьяна Котельникова. - Подготовка кадров для ЖКХ в регионе происходит на основе тесного взаимодействия с работодателями. Мы разработали программы обучения рабочих и специалистов, которые ориентированы на конкретного работодателя. Около семидесяти процентов содержания программ подготовки составляет практическая часть. Предприятия взяли на себя ответственность за проведение практики и трудоустройство выпускников на конкретные рабочие места.
Научная основа
Научное сопровождение этой работы осуществляют ведущие вузы региона. Например, ТГТУ совместно с предприятиями жилищно-коммунального хозяйства разрабатывает инновационные установки для сферы ЖКХ по очистке воды, системы энергосбережения и энергоэффективности. На базе технического вуза реализуются программы дополнительного профессионального образования, семинары для уже работающих специалистов. С 2006 года действует Центр повышения квалификации и профессиональной подготовки специалистов ТЭК и ЖКХ. За это время здесь прошли обучение более трех тысяч человек из двадцати регионов России.
Еще один тамбовский вуз, ТГУ имени Г.Р. Державина, сконцентрировал свои усилия на подготовке специалистов и руководителей в ресурсоснабжающих, управляющих и жилищно-эксплуатационных организациях различных форм собственности. Университет получил лицензию по направлениям магистратуры "Жилищное хозяйство" и "Коммунальная инфраструктура". А с нынешнего года в Державинском открыта подготовка бакалавриата по профилю "Сервис и управление недвижимым имуществом и коммунальной инфраструктурой".
Таким образом, открытие новых профессий и специальностей, разработка коротких образовательных программ под заказ работодателей - одно из наиболее эффективных направлений работы области в сфере подготовки кадров для региональной системы ЖКХ. Сейчас Тамбовщина активно включилась в проект "ТОП-50", который посвящен наиболее востребованным на рынке труда новым перспективным профессиям для сферы ЖКХ, требующим среднего профессионального образования. Тамбовские ссузы получили лицензии на обучение новым профессиям, поэтому они появятся в колледжах региона уже в нынешнем году.
- В течение последних трех лет число студентов кластера "Стройиндустрия ЖКХ" постоянно увеличивается, - продолжает Татьяна Котельникова. - Например, только по профессии "Мастер ЖКХ" мы в нынешнем году планируем увеличить число обучающихся по новым образовательным стандартам более чем на треть.
Главное - впереди
Наглядным подтверждением дальнейшего успешного развития вопросов подготовки кадров для жилищно-коммунального хозяйства региона стало подписание соглашения о развитии системы образования в системе ЖКХ области. Свои подписи под соглашением поставили руководители управления образования и науки области, управления топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства области, ТГУ имени Г.Р. Державина, Тамбовского государственного технического университета. Они назвали состоявшееся подписание поистине уникальным событием для развития дальнейшего взаимодействия в этой сфере.
ЖКХ под контролем
Опыт региона по развитию системы непрерывного образования в жилищно-коммунальном хозяйстве вызвал неподдельный интерес участников совещания. Как выразилась по этому поводу исполнительный директор НП "ЖКХ Контроль" Светлана Разворотнева, "мы увидели яркий пример того, как системный подход к организации процесса обучения дает эффективные результаты". Она же отметила, что наша область для проведения совещания была выбрана не случайно. И не только в связи с очевидными успехами в образовательной сфере. Ведь на Тамбовщине уделяется большое внимание общественному контролю в сфере ЖКХ. По словам первого заместителя главы администрации области, руководителя аппарата главы администрации области Олега Иванова, работа по формированию системы общественного контроля в этой сфере ведется в регионе с 2013 года. В итоге уже сейчас удалось достичь неформального подхода к решению многих вопросов в сфере жилищно-коммунального хозяйства, трансляции положительного опыта инициативных собственников жилья на всю территорию области, чего раньше многим не хватало.
Важным вектором в этой связи, по мнению Олега Иванова, является то, что сейчас в регионе происходит формирование органов общественного жилищного контроля. Это большая совместная работа общественников - регионального центра общественного контроля в сфере ЖКХ НП "ЖКХ Контроль" и региональных и муниципальных органов власти, общественного совета по вопросам ЖКХ при администрации области.
В частности, в областном центре происходит формирование территориальных органов самоуправления (общественных префектур), в состав которых планируется ввести, в том числе, общественных жилищных инспекторов. Они будут помогать тамбовчанам решать возникающие жилищно-коммунальные вопросы, взаимодействовать с органами государственной власти и местного самоуправления.
- На Тамбовщине живет много неравнодушных людей, которые переживают за свой дом, двор, улицу, город. Именно поэтому общественный контроль в сфере ЖКХ получил такое хорошее развитие, - убежден Олег Иванов.
Игорь Кулаков, заместитель главы администрации Тамбовской области:
- В нашей области мы сумели создать обширный образовательный кластер, в рамках которого ведется подготовка специалистов для жилищно-коммунального хозяйства. У нас есть школа, у нас есть лицей, у нас есть два великолепных университета, которые ведут серьезную работу в этом направлении. Это позволит нам улучшить ситуацию с обеспечением кадрами топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства региона. И нашим опытом в этой сфере мы готовыми поделиться с другими регионами. Нам есть чем поделиться.