Один из таких умельцев - Татьяна Дронова. По образованию она инженер-конструктор, однако свое призвание женщина нашла в декоративно-прикладном творчестве. В 2015 году она стала лучшим народным мастером во всероссийском конкурсе "Русь мастеровая" в номинации "Вышивка".
В разные годы Татьяна Дронова занималась макраме, бисероплетением, шитьем одежды, рисованием, созданием мягких игрушек, вязанием и вышивкой. Ее работы можно увидеть на выставках, а также на Покровской ярмарке, Атмановских кулачках и многих городских ярмарках.
Куклы ручной работы
Одно из направлений творческой работы Татьяны Дроновой - создание тряпичных и вязаных кукол. Одна из коллекций кукол, вязанных крючком, посвящена Великой Отечественной войне и Великой Победе. Вот кукла - девушка с лопатой для рытья окопов, вот медсестра, почтальон, куклы-дети из детского дома времен войны. Завершает экспозицию символ Победы - кукла в платье, полуседая и в черном платке.
В творчестве тамбовской мастерицы есть и современные направления. Одна из ее последних работ - кукла-дачница. Это вязанная крючком женщина в шляпке, майке и шортах. В руках у "Дачницы" ведро. Все куклы из этой серии связаны из тонких нитей крючком 0,5 миллиметра. Это очень маленький и тонкий инструмент, а работа им - почти ювелирная.
- Вязальные схемы - только мои, чужих я не беру. И схемы для вязания и вышивания я не сохраняю, - рассказывает Татьяна Дронова.
Кроме миниатюрных вязаных кукол, мастерица создает игрушки побольше. Например, куклы из ткани размером примерно тридцать сантиметров в высоту. У них очень точные костюмы. Например, у функциональной игрушки, способной сидеть, костюм включает все необходимые атрибуты внешнего вида тамбовской женщины из прошлого. Костюм содержит вышивку, образец которой Татьяна увидела в Тамбовском краеведческом музее. Эта вышивка относится к концу девятнадцатого - началу двадцатого века.
Традиции читая по одежке
Еще всего сто - сто пятьдесят лет назад по одежде женщины можно было легко определить, откуда она родом, какого возраста, каков ее социальный статус, есть ли у нее жених или муж. Чтобы не ошибаться при пошиве нарядов для кукол, Татьяна Дронова долго изучала особенности тамбовского костюма и теперь переносит свои знания на ткань.
- Я хотела сделать костюм и себе в народном стиле, но пока шью куклам. Для человека создание такой вещи займет много времени, ведь вышивка крестом - дело кропотливое. Несмотря на то, что мне по возрасту много вышивки не положено, это все равно долго, - рассказывает Татьяна Дронова.
О возрасте мастерица упоминает не случайно. Сейчас надеть джинсы позволительно хоть в двадцать лет, хоть в семьдесят. А вот век тому назад в селах строго следили за тем, чтобы женщина выглядела соответственно своим годам. Например, известную юбку паневу, которую носили тамбовчанки, надевали на девочку, только когда она становилась девушкой. Юные крестьянки носили паневу с крупной клеткой, с возрастом покупали ткань для юбки с двумя, тремя, четырьмя дополнительными полосами, клетка становилась мельче. Более зажиточные женщины носили паневу не в клеточку, а в полоску.
Вышивка тоже играла значительную роль в образе. Молодая девица носила расшитую рубаху, но с возрастом количество вышивки уменьшалось, а пожилые женщины могли позволить себе минимум вышивки на вороте и рукавах. Орнамент тоже отличался. Вышитый пустой квадратик - признак девушки, а вот наличие кружочка или другого орнамента внутри квадрата значило, что женщина уже замужем. Для женщины было позором носить наряд не по возрасту.
Кружева, кружева
Кружева были и остаются в моде. Раньше их применяли для украшения дома и праздничных полотенец. Полотенца с вышивкой и кружевами Татьяна Дронова создает с большой любовью. В свою вышивку она вкладывает всю душу.
- Вот на одном полотенце я вышивала церковь, птиц, цветы. Это все - символы веры и жизни. Праздничные полотенца создавались по строгим правилам, на них необходимо кружево. Сейчас я научилась делать кружева с помощью иголки, это гораздо быстрее и удобнее, чем плести его на коклюшках, - говорит Татьяна Дронова.
К слову, создание кружевной ткани в давние времена занимало много времени и требовало определенной сноровки. В зависимости от размеров вещи и сложности рисунка в работе могло быть более тысячи шестисот пар коклюшек.
Тамбовская чернь
Тип тамбовской вышивки в корне отличается от всей остальной вышивки в России. Она похожа на северную вышивку из Архангельской области. По еще одной версии, тамбовские орнаменты стали результатом переплетения рязанских и местных мотивов.
- Когда мы были на фестивале в Сочи, увидели там примеры вышивки со всей страны. Подобной тамбовским узорам не было. Тамбовчане вышивали преимущественно черным цветом. Существовала ковровая зашивка, то есть вышивалось все полотно. Это к северу области, а к югу зашивка была более ажурной, - рассказывает Татьяна Дронова.
В Тамбовской области часто и в большом количестве в нарядах использовался черный цвет в совокупности с золотой и серебряной нитями. Причем черный не считался траурным цветом. Свадебный платок тамбовской невесты был черным и имел серебряную вышивку. Черный цвет ассоциировался с землей, плодородием и плодовитостью. А вот белый считался цветом скорби.
- В тамбовских костюмах не было пестроты. Они были очень стильными. Я вот вышиваю салфетки в стиле тамбовской черни - получается очень красиво, - говорит Татьяна Дронова.
Мелочь, а приятно
А вот Людмила Боженова занимается вышивкой бисером. Этому занятию она уже посвятила более десяти лет. Свои знания передает детям в Центре дополнительного образования №13. Вместе со своими учениками Людмила представляла Тамбов на всех Покровских ярмарках.
- Вышивка бисером бывает с фоном и без него. Сейчас мне больше нравится работать без фона. А еще мы с детьми хотим попробовать вышивку на шелке крупных цветов. Эта техника сложнее всех остальных, потому что там нет клеточек на ткани, а значит, плотность вышивки нужно рассчитывать самостоятельно, - рассказывает Людмила Боженова.
Создание картин с помощью такого мелкого материала, как бисер, - работа трудоемкая и кропотливая. На одну картину у Людмилы уходит примерно неделя. Для создания картины размером 21х30 сантиметров требуется примерно шесть десятиграммовых пакетиков бисера.
Детская игрушка своими руками
Еще одна тамбовская мастерица Дина Воропаева работает в объединении "Мир фантазий" при клубе "Турист", который существует на базе Центра внешкольной работы. Сейчас в этом клубе состоит более ста восьмидесяти детей в возрасте от восьми до восемнадцати лет, более тридцати из которых посещают "Мир фантазий". В клубе под руководством Дины Воропаевой ребята учатся создавать различные изделия из бумаги в технике квиллинг, сувениры из бересты и детские игрушки.
- Мы стараемся не просто поделки делать, но и сохранять традиции. Например, из бересты делаем туески, шкатулки, заколки. При этом применяется минимум химии - многие изделия созданы без применения клея. Они либо сшиты берестяной полоской, пропущенной сквозь отверстия, либо держатся на берестяных креплениях, - рассказывает Дина Воропаева.
Для самых маленьких в клубе создают простых кукол из бересты или ткани. Двухсантиметровая "берестушка" в форме цилиндра надевается на палец. У нее нет ничего, кроме юбки. Еще одна кукла - сувенирная. Ее можно вешать над кроваткой ребенка или просто подарить знакомым.
- Для создания куклы нам нужен квадратик белой ткани и три таких же цветных квадрата. Пригодится немного ваты или синтепона и шерстяная нитка, - перечисляет Дина Воропаева.
В центр белого квадратика помещается немного ваты, затем формируется шарик, который перевязывается снаружи ниткой - это голова куклы. Уголки белого квадрата складываются так, чтобы получился треугольник, и перевязываются ниткой - это руки. Ватой набиваются и цветные лоскутки. Их необходимо плотно привязать ниткой к белому "телу" куклы. Шарики - это ее грудь, а остальное - юбка.
Вся работа занимает примерно двадцать минут - и сувенир готов. Особенность этого изделия заключается в том, что не нужно использовать иголку, а значит, созданием такой куклы можно спокойно заняться вместе с ребенком.