Кто ходит в гости по утрам
Масленица - не просто народный праздник. Скорее уж, он объединяюще-народный. В нем смешалось все: пресловутый восток и запад, христианство и язычество, богатство и бедность. Ну не может русская душа остановиться на чем-то одном, мечется она между огнями. Так и Масленицу мы встречаем аккурат между двух полюсов. На одном полюсе проводы зимы, когда ожидание пробуждения природы сродни чуду. Здесь и народные гулянья, стопки блинов как символ "умасливания" солнца, сжигание соломенного чучела. Даже в христианской России встречали Масленицу не как языческий праздник, а как дань традиции.
На другой стороне полюса - последняя неделя перед началом Великого поста. Время всепрощения и всепримирения. Некогда масленичная неделя стирала границы между богатыми и бедными. Так это время описывает Иван Шмелев в своем произведении "Лето Господне": "Теперь потускнели праздники, и люди как будто охладели. А тогда… все и все были со мною связаны, и я был со всеми связан, от нищего старичка на кухне, зашедшего на "убогий блин", до незнакомой тройки, умчавшейся в темноту со звоном. И Бог на небе, за звездами, с лаской глядел на всех, масленица, гуляйте! В этом широком слове и теперь еще для меня жива яркая радость". На Масленицу было принято ходить в гости. Хождение друг к другу в гости сближало людей, позволяло в домашней обстановке выслушать друг друга, забыть все старые обиды, накопленные за год. Вот она всепрощающая Масленица! Но не кажется ли вам, что в погоне за ложными идеалами, мы не только разучились праздновать, но и ходить друг к другу в гости? Современный поход по гостям больше напоминает схватку павлинов, у кого же самый пушистый хвост, нежели встречу близких людей.
Другое дело, что и праздники стали скучнее. Людям светским, не готовящимся к Великому посту, и вовсе нет дела, как проводить масленичную неделю. А как ее встречать православному человеку?
Неделя по канону
Масленица - название народное. В богослужебных книгах неделя перед Великим постом называется сырной седмицей. Согласно уставу можно вкушать сыро-молочную пищу и рыбу. Воздерживаясь от мяса, мы готовим себя к Посту. При этом праздновать Масленицу никто не возбраняет, другое дело, как это делать. Ну, утрачена у нас культура еды и пития, да и слово "мера" знакомо не всем. Раз решили поститься, то нужно подготовиться основательно: объесться, напиться, нагуляться как следует, чтобы до Пасхи хватило. А там можно с сытым животом вступать на путь покаяния.
Вообще, если взглянуть на себя со стороны, то можно обнаружить крайне неприглядную картину. К Великому посту мы подходим с крайне грустной миной, мол, есть, веселиться, грешить полтора месяца будет нельзя, поэтому нужно "наверстать" все на последней неделе перед Постом, а там, глядишь, покаяться можно… Понятно, что раз упал, то нужно встать, но, может, все-таки не помешает на масленичную неделю на себя взглянуть?
Мы почему-то стали воспринимать Пост как величайшую тягость, не замечая того, что поститься - не значит воздерживаться от еды, а прежде всего держать под замком свои уста и помыслы. Иначе получается, что колбасу не съели, зато соседку обругали. Вот тебе, бабушка, и Великий пост…
Воздерживаясь от скоромной пищи, от праздности, от осуждения, человек обретает такую долгожданную им свободу. Современный человек в особенности склонен загонять себя в рабство еды, информационных технологий, развлечения и т.д. Лиши себя на день этого, почувствуешь "ломку". Мы сами заточаем себя в плен. Пост позволяет увидеть себя неприглядного. Не отшлифованного психологическими приемами, напыщенного и разукрашенного человечка, а того, кем мы являемся на самом деле. Увидеть, ужаснуться и попытаться это исправить. Но это не означает, что перед тем, как окунуться с головой в исправления, нужно с лихвой "нагуляться". Скорее уж, наоборот.
О смысле праздника
Масленица на Руси существовала еще задолго до принятия христианства, это сложившийся языческий обычай проводов зимы. Соломенное чучело, которое принято безжалостно сжигать в эти дни, и есть образ снежной королевы по-русски. Древние славяне считали, что многое в их узком мирке зависит от видимой природы, и потому верования были привязаны к цикличному кругу календаря.
В Православии календарь весьма пестрый и имеет важное значение. Но в нем отражены духовные законы и события Священной истории, всегда поднимающие в надвременное, вечное, к Божьему Престолу. Они неотступно напоминают человеку о его бессмертной душе, призывают к спасению, и разные символические действия служат тому средством, а не самоцелью.
Сырная седмица - установление сравнительно позднее. Византийский император Ираклий (610-640) после шестилетней изнурительной войны с персидским царем Хозроем дал обет не вкушать мясо в последнюю неделю перед Великим постом. Была одержана победа. Впоследствии, приняв благочестивый обет и ходатайство царя, Церковь ввела это в свой устав.
При этом не стоит излишне морализировать по этому поводу и искать двойного дна там, где его нет. Масленица - праздник радости. Понятно, что всегда найдутся те, кто будет перегибать палку, но это не значит, что на них нужно равняться и ставить в пример. Каждый сам должен решать, принимать ему участие в народных гуляниях или обойти их стороной. Игумен Петр (Еремеев) пишет, что общение с родственниками и друзьями за праздничным столом никому не повредит: есть возможность встретиться, постараться понять другого, с кем-то примириться, чтобы вступить в пост с чистой душой и чистой совестью. Масленица предоставляет родителям замечательную возможность подарить детям радость праздника. Праздник на улице - это вообще прекрасная возможность выйти из своих квартир, познакомиться, наконец, со своими соседями, ощутить себя членом большой человеческой семьи.
Гораздо важнее сделать празднование Масленицы действительно христианским праздником. Простить старого друга, позвонить престарелым родителям, помириться с соседкой. Возможно, именно в эту неделю стоит подумать о тех, кто одинок. У кого нет возможности, сил и здоровья присоединиться к народным гуляньям. Только не стоит кидаться творить добро направо и налево. У каждого свой путь, свой крест и своя мера подвига.
Не стоит пускаться во все тяжкие. Перед смертью не надышишься, а перед Постом - не нагрешишься. Церковь потратила немало сил и слов, чтобы вернуть человека из его "пещерного" образа к светлой, праведной жизни. Тем более что искушений и так предостаточно, в том числе и в виде языческих обрядов. Как писал протоиерей Андрей Ткачев: "Современность и без масленицы шумна. Она, современность, полагает смысл жизни в бегстве от действительности и в непрестанной перемене впечатлений. Для нас же это должно быть время собирания мыслей вокруг предстоящего поста. А сам пост должен восприниматься как время умной войны за личное бессмертие во Христе, как время воздержания в хлебе и обильного питания "всяким глаголом, исходящим из уст Божиих".