- Вообще-то, сегодня будет Шопен, если вы не возражаете! - с неправильным ударением в фамилии великого композитора и явным пренебрежением к собеседнику говорит Гелена.
Настоящая польская девушка - часто встречающийся в наше время образ. Она аккуратна, красива и желает, чтобы кавалер был ей под стать. Геля хочет, чтобы Виктор сам назначал время и место свиданий, выбирал ресторан, в котором они будут ужинать, и имел серьезные намерения. Намерений у молодого винодела навалом - он без ума влюблен, а вот со всем остальным есть проблемы - ни опыта ухаживаний за дамой, ни денег на рестораны и подарки у Виктора нет.
Спесь с девушки спадает после душевного разговора о войне и о близких людях.
На Новый год Виктор дарит своей возлюбленной туфли. Он проспал праздник - разгружал вагоны, чтобы достать денег на подарок. Но, несмотря на все сложности, молодые люди верят, что новый 1947 год станет для них счастливым. Он действительно изменил жизнь многих жителей СССР. В начале этого года законом стали запрещаться браки с иностранцами.
- В спектакле мы видим двух актеров, влюбленную пару. Зрителю может показаться глупой их проблема. Мол, ну нельзя жениться, и что теперь? Можно же было не расписываться официально. Если бы подобная история случилась в наши дни, то этот вариант был бы возможен, но тогда нельзя было жить гражданским браком - это было бы позором для девушки, - говорит зритель спектакля Валерий Митин.
Рояль и немного воспоминаний
На протяжении спектакля на сцене - всего два актера. У главного героя появляется жена, у Гелены - муж, влюбленных окружает множество людей - подруги, сокурскники, богема, но их нет на сцене. Согласно режиссерской задумке, на ней стоит только черный рояль с закрытой крышкой. Он служит и кроватью, и ресторанным столиком, и музыкальным инструментом.
Особенностью спектакля стало сохранение сцены в том состоянии, в котором ее оставили актеры. Подаренные в середине постановки туфли, разбросанные позднее листы нотных тетрадей и прочие знаки ключевых моментов спектакля до самого конца остаются нетронутыми. Они как бы напоминают зрителю о том, что герои все помнят, и те редкие встречи, которые отведены им судьбой, стали смыслом всей их жизни.
Спектакль назван "Варшавская мелодия" не случайно. Музыка на самом деле является лейтмотивом всего спектакля. Постановка началась с посещения концерта главными героями и закончилась "сольником" Гелены. Для наглядности над сценой подвешены декорации в форме труб органа.
Любовь невозможно сыграть
Исполнители главных ролей Анна Тимошина и Егор Катушенко рассказывают о том, как проходила подготовка к премьере. Режиссер из Санкт-Петербурга Сергей Щипицин отметил важность того, чтобы роль подходила актеру, "ложилась" на исполнителя. Анна и Егор говорят, что настоящую любовь сыграть невозможно, поэтому в роли они вкладывают все свои эмоции.
- Я не знаю, как это - сыграть любовь. Наверно, это вообще невозможно сделать, нужно показывать свои чувства. Мы, актеры, все пропускаем через себя, чувствуем свою роль, своего героя. То, насколько искренне мы ведем себя на сцене, зависит от личной моральной глубины, от пережитых событий в жизни, испытанных чувств и эмоций, - считает Анна Тимошина.
Передать всю гамму чувств актерам помогло взаимодействие со зрителями - некоторые эпизоды пьесы разыгрывались прямо в зрительном зале. К слову, зал был полон. Это не удивило сотрудников Драматического театра - его премьеры всегда пользуются популярностью, а интерес к театру у тамбовчан год от года растет. Да и сама пьеса довольно интересна, в 1968 году на территории СССР ее поставили девяносто три театра, в том числе и Тамбовский драматический. Тогда постановкой занимался режиссер Герц Ушерович Кантор. Пьеса прогремела практически на территории всей страны, в Москве ее поставил Рубен Симонов, а в северной столице - Игорь Владимиров. В ленинградской постановке главные роли исполняли Анатолий Семенов и Алиса Фрейндлих.