Газета №5 (1081), 31 января 2017
Перейти к номеру

Спорт, игра!

31 января 2017, 16:58 Прочитали 822 раза
Если ваш ребенок очень любит компьютерные игры и «залипает» на них при малейшей возможности, не спешите совсем отбирать у него компьютер и грозиться отключать Интернет
Быть может, совсем скоро он сможет заработать такие деньги, которые и не снились обладателю какой-нибудь "приличной" специальности вроде юриста. Впрочем, те, кто развивает компьютерный спорт - да-да, вы не ослышались, именно спорт! - не считают деньги самоцелью. У настоящих киберспортсменов, как и представителей "традиционных" видов спорта, в приоритете азарт и воля к победе.

Денди-первопроходцы

Поколение восьмидесятых хорошо помнит, как жестоко они завидовали соседу, которому родители покупали Денди. Сегодня та вожделенная игровая приставка вызывает лишь ностальгию и умиление. Видеоигры из прошлого ни в какое сравнение не идут с нынешними виртуальными мирами, одаривающими своих обитателей безграничными возможностями. После эпохи "простейших" игровых приставок настало время компьютерных клубов. В небольшие помещения, уставленные компьютерами, набивались подростки чуть ли не со всей округи и осваивали стрелялки, бродилки, гонки. Играли "по сети", соревнуясь между собой. А потом компьютеры пришли в каждую семью, и необходимость в подобных клубах просто отпала.

За эти несколько десятилетий компьютерные игры изменились настолько, что сегодня лучшие их образцы могут вполне претендовать на звание произведений искусства. Совершенная графика, невероятная, порой даже пугающая, натуралистичность пейзажей и персонажей, миллионы вариантов развития событий - над созданием игровой реальности трудятся сотни талантливых людей.

И успехов в компьютерных играх тоже достигают талантливые, умные люди. Так считают Антон Минаев и Алексей Михайлов, открывшие в нашей области отделение Общероссийской общественной организации "Федерация компьютерного спорта России". Алексей - председатель, а Антон - ревизор отделения Федерации. Есть в ее составе и Александр Сорокин, который в скором времени станет лицензированным судьей по компьютерному спорту.

Спорт - он и в компьютере спорт

- Мы не фанатики, которые сутками сидят в игре. Мы, как и все обычные люди, работаем, воспитываем детей, - рассказывает Антон Минаев. - Для нас компьютерные игры - это увлечение, которым интересуемся с детства. Не так давно турниры по киберспорту стали транслировать по телевидению, в том числе и по российскому каналу Матч ТВ. И мы задались вопросом, а почему бы не проводить соревнования по компьютерному спорту в Тамбове.

Действительно, как официальный вид компьютерный спорт в нашей стране признан совсем недавно. 7 июня прошлого года был опубликован приказ Министерства спорта о включении компьютерного спорта в реестр официальных видов спорта Российской Федерации. Это было долгожданное событие для многих поклонников компьютерных игр, которое открыло большие возможности.

- Официальное признание означает, что теперь могут проводиться официальные соревнования, - говорит Антон. - Появилась возможность присвоения спортивных разрядов: мастер спорта, кандидат в мастера и так далее. Также должны быть квалифицированные судьи и тренеры по компьютерному спорту.

Антон Минаев и Алексей Михайлов встретились с представителями Федерации компьютерного спорта и заручились поддержкой столичных коллег. Благодаря этому официальное отделение Федерации теперь есть и в Тамбове, информацию о нем можно найти в социальной сети ВКонтакте. А совсем скоро появится компьютерный клуб, где киберспортсмены смогут собираться не только для тренировок, но и для проведения местных турниров. Кстати, совсем скоро в областном центре пройдут первые официальные соревнования по компьютерному спорту.

- Пока мы планируем проводить турниры по нескольким дисциплинам, - рассказывает Алексей Михайлов. - Это игры-дисциплины Контр Страйк: Глобал Офенсив (Counter-Strike: Global Offensive), Дота - 2 (Dota 2), Танки (World of tanks), а также игра для приставки Sony PlayStation 4 FIFA 2017. Но в общероссийской Федерации гораздо больше дисциплин, не говоря уже о мировых турнирах, которые проводятся даже по "Тетрису".

Отбор на соревнования по компьютерному спорту, по сути, такой же, как и в любом другом виде спорта. Сначала турниры проводятся на региональном уровне, затем идет онлайн-отбор среди всех регионов, который определяет финалистов. Отличие только в том, что принять участие могут спортсмены возрастной категории 18+.

Победителям достанется признание и неплохие призовые. К примеру, призовой фонд общероссийских турниров может составлять около десяти миллионов рублей. Согласитесь, неплохой стимул для геймеров всех возрастов.

Кандидат в кибеспортсмены

Каким же качествами должен обладать киберспортсмен?

- Компьютерный спорт, как и любой, - это труд, выносливость и, конечно, хорошее здоровье, - говорит Антон Минаев. - Профессиональные спортсмены могут проводить за компьютером по пять-семь часов в день. И хотя время за игрой протекает с совсем другой скоростью, нежели в реальности, это занятие забирает много сил.

- Киберспортсмен должен быть умным, - добавляет Алексей Михайлов, - обладать хорошей памятью, смекалкой. Например, в игре-стратегии Дота 2 (Dota 2) 94 персонажа, у каждого из них - свой набор способностей и игровых инструментов. Задача игрока не только в том, чтобы знать все комбинации персонажей и способностей, но и уметь выбрать и применить правильный набор, исходя из поведения противника.

В нашем понимании спорт - это занятие, которое ассоциируется со здоровым образом жизни, с некоей пользой для организма, конечно, если не брать во внимание спорт высоких достижений, который нередко калечит спортсменов. А компьютерные игры у большинства людей ассоциируются больше с вредом, чем с пользой. Тут тебе и ухудшение зрения, и малая подвижность. Но главное - оторванность от реальности, погружение в виртуальный мир и, как следствие, высокая вероятность различных психических расстройств.

- Все хорошо в меру, - считает Антон Минаев. - Если мы говорим об игроках подросткового возраста, то об их всестороннем развитии должны позаботиться родители. Компьютерным играм всегда нужно давать альтернативу: учебу, физические нагрузки, прогулки.

Другими словами, у ребенка, если он живет полноценной жизнью, просто не будет возможности посвящать играм слишком много времени и сил.

Вместе с тем, поклонники компьютерных игр заявляют, что это увлечение развивает память, реакцию, логику, учит мыслить стратегически. Более того, является источником новых знаний о настоящей реальности. Например, игры-аркады на манер всенародно любимых "танков" дают игрокам возможность повоевать на танках, которые использовались в годы Великой Отечественной войны. Тактико-технические характеристики виртуальных моделей повторяют возможности реальной боевой техники. Как эти знания могут пригодиться в реальной жизни, конечно, вопрос. Тем не менее, постулата "знание - сила" еще никто не отменял.

Имя им - легион

По итогам 2015 года месячная аудитория геймеров в России составила более сорока трех миллионов человек. Результаты исследования показали, что с той или иной регулярностью в онлайн-игры играет почти каждый второй пользователь рунета. Такие данные приводят эксперты Mail.Ru Group, основываясь на проведенном в декабре 2015 года репрезентативном телефонном опросе интернет-пользователей в возрасте старше двенадцати лет. В исследовании приняли участие три тысячи респондентов.

Фактически "в игре" пребывает больше трети населения страны. Игровой рынок - один из самых быстрорастущих в мире с ежегодными объемами в десятки миллиардов долларов. Быстрыми темпами развивается и компьютерный спорт.

- Динамика развития потрясающая - компьютерный спорт ежегодно наращивает триста-четыреста процентов, - говорит Антон Минаев. - Если в прошлом году в стране было чуть более десяти региональных отделений Федерации компьютерного спорта, то в этом году их уже около сорока.

Популярность этого увлечения, а теперь еще и вида спорта, объясняется множеством социальных, психологических и даже экономических причин. Но, наверное, главная - это доступность. Для того чтобы стать профессиональным киберспортсменом или любителем, нужен более-менее приличный компьютер с выходом в Интернет. Найти подходящую для себя "дисциплину"-игру тоже не составит труда. Разработчики игр позаботились обо всех потенциальных пользователях. В компьютерные игры играют все - маленькие дети, подростки, взрослые, мужчины, женщины, офисные работники, строгие руководители, скучающие домохозяйки. "Кристаллики" и "пузырьки" на телефоне, виртуальные питомцы, веселые фермы как аналог "детского спорта" или общей "физической" нагрузки, кровавые шутеры, сложнейшие РПГ-стратегии и симуляторы "жизни" - как более высокие "спортивные" разряды. Сегодня абсолютно любой человек на планете может найти свою игру.

- Компьютерный спорт - это однозначно спорт, - подытоживает Алексей Михайлов. - Никто ведь не будет спорить с тем, что шахматы являются видом спорта, просто другого характера. А когда-то и футбол считали развлечением.

Аудитория киберспорта безгранична. И если отбросить все стереотипы о геймерах, за границами монитора можно рассмотреть целую вселенную, где человек может стать тем, кем всю жизнь мечтал, где можно находить интересных друзей, получать новые знания и зарабатывать деньги. Это еще одно пространство для развития. Оно не подменяет реальную жизнь - оно ее дополняет.

  • Вконтакте
  • Фейсбук
  • Одноклассники
  • Твиттер