Все возрасты покорны
Людмила Прусакова поет в "Столовчанке" с момента ее основания. Как говорит, половину жизни отдала музыке.
- В моей семье очень любили петь, - рассказывает Людмила Алексеевна. - Мой дедушка сам делал жалейки, свирели. Папа играл на гармошке, своими руками мастерил мандолину, балалайку. Мама хорошо пела. Я пою с самого детства, помню, родители купили патефон, на котором играла песня про Махоньку. Уже в школе стала участвовать в художественной самодеятельности, потом продолжила, учась в сельхозтехникуме. Окончив его, я устроилась на работу в ателье при КБО, там был создан свой академический хор, где меня уже научили петь открытым и закрытым звуком. В 78-м переехали в Столовое.
Профессионалов в коллективе нет, только любительницы. Но в это верится с трудом. Даже зрители скептически говорят, мол, "столовчанки" просто числятся на своих местах работы, а выдают себя за любительниц. Лестно, конечно, но правды в этом нет. В советское время, когда слово "культура" наполняли истинным смыслом, коллективы народной самодеятельности были обыденным явлением. До настоящего времени их сохранилось не так много, народных среди них - единицы. То ли энтузиазм поутих, то ли народного задора не хватает. Сложно сказать. Радует, что в "Столовчанке" полно и одного, и другого.
Нина Горлова из плеяды родоначальников хора. В конце 70-х девчонки из местного детского садики решили в самодеятельности поучаствовать, так и началась их история. Непосредственно "столовчанками" девушки стали в 1981 году, тогда они первый раз выступили на радио, впервые завоевали серьезный музыкальный трофей - стали победительницами конкурса имени знаменитой землячки - Народной артистки СССР Марии Мордасовой. Среди 200 претендентов "Столовчанка" стала лучшей.
- Над названием мы долго не думали. Кроме "Столовчанки" вариантов и не было, мы же на самом деле столовчанки, - смеются солистки.
Для Нины Валентиновны путь к сцене, пусть даже непрофессиональной, начался в школе, причем с конкуренции.
- Была у меня в школе подруга, которая училась плохо, а пела хорошо. Вот ее везде и хвалили. А я училась хорошо, но в самодеятельности не участвовала. В один прекрасный момент я подумала, а чем я хуже? И тоже начала петь. Родители были, как сейчас говорят, в шоке. А я голос в себе наглостью пробудила.
О былом и настоящем
На столе десятки фотографий - летопись былых времен. Людмила Прусакова с нежностью смотрит на черно-белые снимки. Кого-то уже нет в живых, кто-то ушел на покой. Из костяка в коллективе осталась пара-тройка человек. Но петь от этого хуже не стали, сплоченность, она вырабатывается годами.
С приездом в село четы Пономаревых Владислава Валентиновича и Татьяны Васильевны "Столовчанка" преобразилась. При них она получили "народного", при них же стала победителем множества конкурсов, при них показала настоящую тамбовскую культуру искушенному московскому зрителю.
- Нас пригласили выступить на ярмарке в Москве, - рассказывает Людмила Алексеевна. - Но был уговор: 2-3 песни - и домой. Наш руководитель возмущался: для того ли мы в четыре утра вставали, чтобы две песни спеть? Нет! Сыграли весь концерт.
- Не прогнали?
- Куда там! Когда на ярмарке выступали скрипачи, контрабасисты, то покупатели разбегались, не задерживались долго. Когда мы начали выступать, то собрали такой аншлаг. Люди танцевали, пели вместе с нами.
- Москвичам не хватало народного творчества? - интересуюсь я.
- Да Москва состоит из Рязанщины, Тамбовщины, Смоленщины. Людям во все времена была близка народная культура, конечно, сейчас меньший интерес проявляют к народным ансамблям, тем более непрофессиональным. Но у нас есть свой зритель, ради которого мы выходим на сцену.
- А ваш зритель, он какой?
- Он разный. Наверное, больше от сорока лет и старше. Но бывает, что и молодежь начинает с нами петь и танцевать. Русская народная музыка из века в век передавалась через поколения. Это не нынешние песни, где вышел, спел и забыл.
Добро пожаловать на первый
Интересуюсь репертуаром. Оказывается, что в топ-лист выступлений входят не только народные хиты, но и песни, написанные самими участницами коллектива. Кстати, литературное творчество некоторых из участниц известно далеко за пределами Тамбовской области. Нина Горлова и Людмила Прусакова даже снялись в программах Первого канала.
- Я тогда работала в онкологическом отделении, а там что не человек, то трагедия. Рак - болезнь печали. Когда я приходила домой, то записывала рассказы о людях. Некоторые впоследствии были напечатаны в газете. И вот однажды раздается звонок, я беру трубку, а мне говорят: "Добрый день. Вас беспокоят с Первого канала". Я говорю, мол, хватит прикалываться, и кладу трубку. Но перезвонили снова. Действительно, оказалось, что звонил технический редактор передачи, которую вела Лолита Милявская. Они прочитали мой рассказ и пригласили стать участниками программы.
С собой в Москву Нина Валентиновна взяла Людмилу Прусакову. Первопрестольная встретила тамбовских артисток более чем добродушно. Спустя месяц истории двух тамбовских женщин узнала вся страна.
- Как же Вы все успеваете? И хозяйство ведете, и стихи пишете, и в ансамбле поете?
- Мне часто задают этот вопрос, - смеется Нина Горлова. - Ответ один: я просто паспорт не читаю, поэтому всегда чувствую себя молодой.
Музыка как живой источник
Елена Сторожева, скромно сидящая в уголке, в общем разговоре практически не участвует. В коллективе она поет всего десять лет, звали, конечно, и раньше. Но ситуация в семье складывалась неблагоприятная. Сейчас музыка одна из радостей жизни. Чуть позже, как разговор от истории "Столовчанки" мелодично перетекает к современным проблемам культуры, женщина оживленно вступает в разговор. Елена Ивановна - соцработник, всю жизнь, что называется, служила людям, вот и сейчас выход на сцену и выступление хотя бы для одного человека, чьи глаза горят, для нее значат очень много.
Владислава Пономарева здесь вспоминают с грустной улыбкой. Он был великим человеком, говорят женщины. Судьба его оборвалась рано, он погиб под колесами автомобиля. Есть еще один человек, о котором здесь вспоминают с радостью и гордостью. Это председатель колхоза Анатолий Чуканов. Он руководил хозяйством в 70-е годы, однако в Столовом этого человека считают настоящей легендой. Именно при нем село развивалось, а "Столовчанка" стала брендом Тамбовского района и гордостью региона.
Интересно, что народный ансамбль - коллектив чисто женский. Начинали с девяти девчат, сегодня их пятнадцать. Самой младшей "столовчанке" - 23 года, а самой возрастной - 68 лет. В составе ансамбля Анохина Т.И., Басимова Е.А., Бастрыкина В.В., Бубенцова Н.М., Водолагина Н.В., Гегина Л.В., Горлова Н.В., Клыгина Л.Н., Поворова С.Н., Простомолотова Н.В., Прусакова Л.А., Сторожева Е.И., Ступникова Т.В., Фоменкова Ю.В., Ходосок Н.В. Руководителем коллектива в настоящее время является высококвалифицированный специалист в области вокального искусства Коновальцев Олег Федорович.
- Мужчин вы принципиально в свои ряды не берете? - спрашиваю я.
- Почему? - почти хором отвечают женщины. - Их просто нет. Мы были бы рады, если бы в наших рядах появился хотя бы один столовчанин.
Но мужчины, впрочем, как и многие близкие, не понимали, что заставляет женщин, обремененных семьей, хозяйством и работой, бросать все и часами пропадать на репетициях и гастролях.
- Было все, даже страшно вспомнить. Дома доходило до скандалов, запрещали выступать, на работе грозились уволить, бывало, что мужья приходили на репетиции скандалить.
- Но, действительно, что заставляет вас вот уже 35 лет выходить на сцену и петь?
- Любовь к музыке, - не раздумывая, говорит Нина Валентиновна. - В этом вся радость, это заставляет каждый раз выходить на сцену и петь людям и для людей. У каждой из нас не всегда складывалась счастливо судьба, кто-то потерял близких людей. Если бы не ансамбль, то было бы намного хуже. Вы не смотрите, что мы пенсионерки, мы даже на пенсии ведем активный образ жизни. Ведь после выхода на пенсию только жизнь начинается.
- Вот Вы спрашиваете, что заставляет нас выходить на сцену, - добавляет Людмила Алексеевна. - У меня 47 лет трудового стажа, я уже получила звание ветеран труда, казалось бы, можно уйти на покой. Но я чувствую, что до сих пор нужна людям.
- Музыка как живой источник, - дополняет Нина Валентиновна. - Приходишь в коллектив, а отсюда уходишь уже обновленной. У меня соседка на десять лет постарше, судьба у нее вся сломанная-переломанная, прислушаешься порой, а она поет.
- А я сама уже не замечаю, как пою. Бывает, копаешься в огороде, а тем временем напеваешь. Знакомые часто удивляются этому, - добавляет Елена Ивановна.
Артистки признаются, что "Столовчанка" многое поменяла в их жизни. Пусть они не стали профессиональными артистами в широком понимании этого слова, но они вкладывают душу в свое творчество. На это способны не многие. Особенно когда речь заходит о сельской культуре.
- Мы гордимся тем, что мы делаем, что мы можем что-то. Это делает нас чуточку выше обыденности. Бывает, люди ругают нас, говорят, что любой человек может выйти на сцену и спеть "Ой, мороз, мороз". А когда выходят, получается не мороз, а иней. Благодаря "Столовчанке" мы не теряем интерес к жизни.
P.S. Буквально на днях «Столовчанка» защитила звание народного ансамбля. Редакция «ТК» от души поздравляет коллектив с юбилеем и желает ему долгого и плодотворного творческого пути, новых идей и благодарных зрителей.