Дожди и туманы
Итак, начался пленэр 12 мая в туристическом комплексе "Русская деревня" села Карандеевка. С первых дней зарядили дожди, и группа, не ждавшая слякотной погоды, отправилась в Инжавино закупаться более подходящими к погоде теплыми вещами, резиновыми сапогами, зонтами и дождевиками.
Но умылось дождями весеннее небо - и улыбалось солнечными днями. Карандеевку особо отмечают все ребята. Им очень понравилось, как их приняли. Жили они в двухгостевых домиках на горе. Внизу затейливо извивалась Ворона, разлившаяся и вышедшая из берегов, где-то там виднелась деревенька, а вдали - лес, лес, лес…
- Вечерами загоралось заходящее солнце и освещало Инжавинский санаторий вдалеке. Он становился ярко-оранжевым, и было все это очень красиво, - вспоминает увиденное Денис Козловский, член Союза художников России, один из организаторов и куратор пленэра.
- Самое приятное и интересное - это, конечно, просто фантастический туман. На рассвете я вышел на второй этаж гостевого домика и подумал: "дожди, что еще будет". Смотрю, и кажется, что вся долина вышла из берегов. А это, оказывается, туман…
Домик в деревне
Подходим к необычной картине на выставке. На ней двор, сено, ходят курочки, и необыкновенный льется свет.
- Написана картина в "Русской деревне", - рассказывает художник Надя Козодаева. - После обеда нас повели на маленькую экскурсию на двор к животным: коровкам, лошадкам, гусяткам, утяткам, кроликам. Мне показалось, что башня с конусовидной крышей - нетипичный сельский пейзаж. Мы стояли на пригорке, в тот день был сильный ветер и пронизывающий холод. Менялось небо - то тучи, то солнце. Из загончика выгоняли овечек и барашков пастись на луг, и они, когда бежали мимо нас, перепрыгивали через мой стульчик.
На одном из этюдов - домик-развалюха, крытый камышами.
- Мы поехали на Барскую гору в Инжавинском районе, но проселочная дорога оказалась непроезжей, и мы вернулись в деревню Паревка, - рассказывает художник Олег Девиза. - Кто-то стал писать современные домики, а меня привлек этот. В деревне есть такой же точно домик, с крышей соломенной, и в нем до сих пор живут люди.
Один любопытствующий мальчонка в желании подсмотреть за работой художников выглядывал из-за забора, а когда понял, что видней с велосипеда, поехал кружиться перед этюдом. А потом сообразил, что с косой сподручней, и стал обходить траву вокруг картины. Пареньку лет восемь. Взрослые люди не страдали изобретательностью и не выбирали кружных путей, смотрели и спрашивали. Они-то и рассказали о том, что в домике с картины временами ночует бабушка.
В буйстве красок
Побывали ребята в Ольшанке на открытии памятника Марии Поленовой, матери великих русских художников Василия и Елены Поленовых. На веселом празднике ребята писали картины. Ездили также в село Караул, давали там детям мастер-класс. А после привела их дорога в Ивановку, в буйство красок и аромат цветущей сирени.
Ивановка славится фестивалями классической музыки, названными именем Сергея Рахманинова. Природа Ивановки давала ему отдых и вдохновение. Его музыка была столь прекрасна, что стала почитаться во всем мире. И каждый год стекаются люди в Ивановку, чтобы послушать звучание фортепиано, голоса небесных музыкантов - птиц, пройтись по аллеям среди цветов, что облаками раскинула сирень, и вдыхать воздух весны, и радоваться ее приходу.
Художники приехали в Ивановку на следующее утро от "Сиреневой ночи" - чтобы любопытствующие поменьше теребили.
- Некоторые очень любят поболтать, рассказать свои истории, - смеется художник Настя Чернышева. - Дети пытаются что-то мазнуть: "А можно я тут подрисую?"
- А вы даете детям подрисовать? - прыскаю от смеха.
- Бывает, что да.
На Настиной картине - живописный Ивановский мостик.
- Мне он навеял мысли о девятнадцатом веке, и захотелось дорисовать девушку в шляпе, идущую по мостику, или прогуливающуюся пару с зонтиками. Но потом решила оставить зрителю пейзаж и свободу домысливать.
Экспертом был приглашен знаменитый московский художник-импрессионист Бато Дугаржапов. Пять дней он пробыл на пленэре и тоже писал картины, часть которых от души раздарил ребятам и тамбовскому коллекционеру. Три его работы представлены на выставке. Заслуженный художник РФ Павел Золотов смотрел картины молодых художников после пленэра и раздавал ценные советы.
Завершился пленэр выставкой - первая открылась 1 июля и провисела два дня, а 13 июля последовала новая, дополненная. Денис надеется, что такие прекрасные работы увидит Липецк, из которого на пленэре было четыре участника. Всего же побывали на нем тринадцать ребят из семи городов - Липецка, Кирова, Смоленска, Москвы, Курска, Пензы, Тамбова. Их картины войдут в каталог выставки, который будет красочно оформлен и распечатан.
Как изменилась Россия в глазах живущих в ней
У художника слова Константина Паустовского есть зарисовка "Левитан". Там рассказано про русского художника, мастера "пейзажа настроения", про его жизненный путь в нищете, про то, как много он писал и "стремился писать так, чтобы на картинах его был ощутим воздух, обнимающий своей прозрачностью каждую травинку, каждый лист и стог сена". Он писал поля и перелески, речушки и церкви, красоту русской глубинки без прикрас. Неизменно печальные выходили из-под его кисти пейзажи. Но Левитан был связан с народом, а "пейзаж печален всегда, когда печален человек. Веками русская литература и живопись говорили о скучном небе, тощих полях, кособоких избах. "Россия, нищая Россия, мне избы черные твои, твои мне песни ветровые, как слезы первые любви".
Из рода в род человек смотрел на природу мутными от голода глазами. <…> Так выработался устойчивый яд уныния. Он глушил все, лишал краски их света, игры, нарядности. Мягкая разнообразная природа России сотни лет была оклеветана, считалась слезливой и хмурой. Художники и писатели лгали на нее, не сознавая этого".
Как изменилась Россия в глазах русских художников, узнать можно на выставке "Места силы", "прочитать" в "говорящих" картинах.