Газета №11 (1035), 15 марта 2016
Перейти к номеру

Этикетка добра

15 марта 2016, 16:44 Прочитали 1 090 раз
В России предложили печатать социальную рекламу на упаковках крупы и молока
"Курение убивает" - это фраза привычно встречает нас на выброшенных пачках из-под сигарет. Помнится, когда эту кампанию с устрашающими фото только запускали, один из моих вузовских преподавателей сказал, что, мол, он не только не бросит курить под воздействием антирекламы, но, наоборот, решительно соберет "полную" коллекцию.

А вот тех, кто бросил курить под воздействием фотографий пародонтоза и других малоприятных явлений, моя память не подсказывает. Сегодня же и вовсе фотографии Минздрава приелись и могут постращать лишь непуганых соседей по Евразийскому экономическому союзу.

С похожей инициативой печатать на упаковках различные сведения выступила не так давно российская правозащитница Яна Лантратова. Она рекомендует обязать производителей ходовых продуктов питания печатать на упаковке призывы к благотворительности: к примеру, размещать адреса фондов помощи больным детям и сведения о них.

- Практика таких общественных договоров поможет вовлечь в гуманитарную деятельность те категории граждан, которые мало участвуют в общественной жизни, а также поможет консолидировать общество и выработать чувство гражданской сознательности и ответственности, - считают инициаторы проекта. - Примерами такого взаимодействия может стать маркировка социальной рекламы, благотворительных инициатив или размещение фотографий пропавших без вести граждан, в особенности детей и подростков, на упаковках, например, молока, муки, круп и других товаров.

Для воплощения идеи в жизнь коммерсантам и благотворителям нужно будет выбрать себе партнеров и заключить специальное соглашение. Также Яна Лантрапова отмечает, что использование упаковки продуктов повседневного спроса как площадки для социальной рекламы позволит охватить широкую аудиторию.

Иными словами, узнать о том или ином благотворительном фонде смогут не только пользователи Интернета, радиослушатели и телезрители, а фактически все. И если увиденная мгновенно реклама наверняка забудется, то телефон с упаковки молока, которую видишь ежедневно, выкинуть из головы не так уж и просто.

Но подвигнет ли это перечислять свои кровные в пользу больным? Или сработает принцип хаты с краю? Да и народ у нас все больше становится подозрительным и, считая большинство фондов пустышками и средством отмывания денег, может и не откликнуться на призыв о помощи.

Вопросы эффективности

Противники проекта уверены, что "скорее, социальная реклама на продуктовых упаковках будет больше раздражать, поскольку большая часть людей живет если не за чертой бедности, то довольно скромно, учитывая непрекращающийся рост цен в отличие от зарплат".

- Инициатива весьма полезная, - комментирует юрист Евгений Снегирев. - Исходя из практики других стран, можно отметить, что именно пакеты молока чаще всего пользуются популярностью не только для социальной рекламы, но и для объявлений. Нередки случаи, когда на них печатают портреты пропавших людей, фотороботы разыскиваемых преступников. И все же, проецируя опыт на Россию, к этому нужно подходить разумно - фотографии конкретных людей не стоит наносить на упаковки, особенно детей. Просьбы о благотворительности не всегда могут получить поддержку у нас, особенно если речь пойдет о наиболее дешевых продуктах, которые покупают малоимущие. С другой стороны, в качестве социальной рекламы с успехом могут выступать правила безопасности дорожного движения, отдельные правовые нормы, правила поведения при пожаре, эксплуатация газового и иного оборудования, профилактика мошенничества. К слову о мошенничестве: считаю, что необходимо запретить торговым сетям самостоятельно выпускать данную рекламу на сетевой продукции. А также создать единый перечень макетов для распространения. Не менее эффективно сразу заложить в цену продуктов сумму, которая будет перечислена в определенный фонд и информировать покупателя об этом.

Иными словами, социальная реклама социальной рекламе рознь. И если призывы к благотворительности вряд ли возымеют эффект на пачке дешевой овсянки, то, к примеру, просьбы не мусорить будут выглядеть более уместно. Можно ли жечь пластиковые бутылки и как важно сдавать макулатуру - в этой информации у общества потребность ничуть не меньше. В случае с местными производителями рационально было бы предложить печатать на таре заодно и адреса, к примеру, пунктов утилизации. В качестве альтернативных примеров можно привести пропаганду здорового образа жизни. Взять то же молоко - разве знаем мы, сколько именно этого продукта нужно употреблять в день, какие витамины и минералы в нем содержатся. Рецепты полезных блюд и советы по правильному питанию, наоборот, привлекли бы внимание к производителю.

- Люди не любят, когда их вынуждают оказывать помощь, - рассказывает индивидуальный предприниматель из Мичуринского района Ольга М. - Рядом с одной из моих торговых точек волонтеры поставили урну для сбора средств больным онкологией. Практически ежедневно там дежурили юноши и девушки, они окликали прохожих, настойчиво просили пожертвовать на лечение. Не знаю, как шли дела у них, а вот мой магазин покупатели обходили стороной. Никому не понравится идти за покупками под такое сопровождение. Я обращалась и к администратору торгового центра, и к самим волонтерам. Наконец, нашли компромисс - моя продавец следит за их банкой и ненавязчиво предлагает покупателям сумму скидки или мелкую сдачу отдать на благотворительность. И знаете, дело пошло. И у них, и у меня. К чему я веду? Будь у меня собственное производство, я бы вряд ли разрешила печатать на упаковке призывы отдать деньги. И думаю, что с этим согласились бы многие предприниматели: так упали бы наши продажи. Среди обычных покупателей много предубеждений, самовнушений, и если покупатель увидит на пачке с мукой или крупой фото ребенка, болеющего какой-либо болезнью, у него в первую очередь сработает инстинкт самосохранения, и он не возьмет эту пачку.

От себя добавлю, что говорить о помощи другим надо, но оценил ли кто-нибудь, насколько высока вероятность того, что люди привыкнут к кричащим с каждой этикетки призывам о помощи и перестанут реагировать на них вообще. Как это произошло с уже упомянутыми сигаретами.

  • Вконтакте
  • Фейсбук
  • Одноклассники
  • Твиттер