Газета №11 (1035), 15 марта 2016
Перейти к номеру

Совместный проект бизнеса и власти

15 марта 2016, 16:43 Прочитали 863 раза
С осени прошлого года в Тамбовской области стартовал пилотный проект по внедрению системы безналичной оплаты проезда в общественном транспорте
Территорией его реализации выбрали город Котовск, преимущество которого, по сравнению с другими городами Тамбовщины, в том, что это компактный город с понятной маршрутной системой. Поэтому, если нововведение приживется в Котовске, можно будет рассмотреть возможность его повсеместного внедрения в регионе.

Первые шаги уже сделаны

Проект безналичной оплаты в общественном транспорте - региональный, его идея возникла у администрации Тамбовской области совместно с Региональным навигационно-информационным центром по Тамбовской области. И, конечно же, воплотить в жизнь проект стало возможно только в тесном сотрудничестве с бизнесом.

Решившийся на участие в проекте предприниматель из Котовска Сергей Нестеренко занимается пассажирскими перевозками уже более десяти лет. За это время городская автоколонна, бывшая некогда практически банкротом, под его руководством превратилась в современное автотранспортное предприятие, где сегодня трудится около ста человек. В настоящее время Автотранспортное предприятие ИП Нестеренко - это крупный перевозчик пассажиров в Котовске. Несмотря на то, что предприятию без малого шестьдесят лет, руководство следит за инновациями в отрасли.

- Когда администрация города предложила нам принять участие в эксперименте по безналичной оплате проезда в автобусах, мы согласились. Всегда интересно попробовать что-то новое, тем более что предполагается впоследствии опыт Котовска распространить на весь регион, - говорит Сергей Николаевич.

К слову, уже в половине регионов Центрального федерального округа безналичная оплата в общественном транспорте прижилась в той или иной форме и неплохо себя чувствует. Что касается реализации подобного нововведения в Котовске, то пока в эксперименте задействованы восемь автобусов, которые оснащены специальными устройствами принятия карт оплаты проезда - валидаторами. Всего на Котовск выделено тридцать валидаторов и тысяча карт.

В проекте принимают участие тринадцать кондукторов-контролеров. Их обучение проводят специалисты Регионального навигационно-информационного центра по Тамбовской области. Кроме того, ведется постоянный учет мнений кондукторов с маршрутов.

- Без обратной связи с теми, кто непосредственно осуществляет процедуру оплаты, вообще нельзя говорить о том, что эксперимент состоялся. Кондукторы - это, можно сказать, главные герои проекта. Не случайно даже на совещание в городскую администрацию по вопросам развития безналичной оплаты я отправился вместе с женщинами-кондукторами. И там они высказали все свои претензии по работе валидаторов - приборов, с помощью которых происходит оплата проезда по карточкам. Живой обмен информацией, надеюсь, поможет совершенствовать процесс безналичной оплаты, - отмечает Сергей Нестеренко. - Об экономической эффективности проекта должен говорить инвестор - Региональный навигационно-информационный центр по Тамбовской области. Что касается нас, перевозчиков, то преимущество безналичной оплаты в общественном транспорте - прежде всего, в оперативности расчетов, более совершенном учете пассажиропотока и, в частности, льготных категорий граждан. В Котовске с помощью новой системы учитывается от пятисот до семисот пассажиров ежедневно. Но хотелось бы отметить, что это только начало эксперимента.

В ходе реализации проекта идет его постоянная корректировка

Первые результаты эксперимента по внедрению транспортных карт в автобусах показали, что такая система оплаты требует доработки.

- В первую очередь, нам стало понятно, что наши кондукторы нуждаются в полноценном обучении на новой технике и что подобное обучение - процесс для взрослого человека довольно сложный, отнимающий силы и время. Во-вторых, тест валидаторов показал необходимость их модернизации, без которой невозможно дальше реализовывать проект и, тем более, проецировать его на весь регион. Таким образом, мы находимся сейчас в стадии "отладки" и персонала, и технических средств, - поясняет Сергей Нестеренко.

Отказываться от дальнейшей реализации проекта котовский предприниматель не собирается.

- Мы будем продолжать свое участие в новом не только для нас, но и для всего региона опыте, потому что это необходимо для дальнейшего развития отрасли. Хотелось бы подчеркнуть, что сейчас нельзя говорить ни о каком экономическом эффекте хотя бы в силу того, что в настоящее время неизвестна окончательная модель и цена валидатора, которая будет устраивать перевозчиков и пассажиров. Думаю, что совместно с инвесторами мы придем к общему знаменателю, - отмечает предприниматель.

В свою очередь, руководство Регионального навигационно-информационного центра по Тамбовской области также высказывает готовность продолжать эксперимент с безналичной системой оплаты в Котовске, рассматривая различные варианты совершенствования спецтехники.

Люди сложно привыкают к новшеству, но это обычное дело

Но сами пассажиры, помимо перевозчиков и инвесторов проекта, также являются важной частью реализуемого проекта. Как местные жители относятся к этому нововведению? И вообще, как объяснить народу, что это благо цивилизации? Эксперимент по безналичной оплате в Котовске в самом начале. Разумеется, новое далеко не всегда встречают на ура. Отказ от привычных способов оплаты тоже не обходится без недовольства. Пока новшество не находит одобрения у пожилых людей.

Ломать стереотипы населения по отношению к системе оплаты в общественном транспорте вызвался глава администрации города Алексей Плахотников. Он напомнил, что еще недавно общество с таким же подозрением и опаской воспринимало появление банковских карт разных видов, а сегодня они стали неотъемлемым элементом повседневности. Поэтому социальная акклиматизация этой системы в нашем регионе - вопрос времени, считает глава администрации Котовска.

Система безналичной оплаты проезда позволит не только сделать работу транспортных предприятий более прозрачной и сократить издержки, но и станет удобной для самих пассажиров. Ведь оплата производится простым прикосновением картой к валидатору - и никаких наличных не нужно.

Принцип безналичной оплаты в общественном транспорте облегчает не только взаиморасчеты между пассажиром и транспортным предприятием, но и работу кондуктора, который становится в большей степени контролером, чем сборщиком денег. И руководство города, и перевозчики уверены, что безналичная система оплаты, в конце концов, войдет в жизнь жителей Тамбовщины и станет естественной частью быта, как и для большинства населения цивилизованного мира.

Мнение

Комментирует президент фонда "Собиз Инвест" Виталий Вутнанс:

- Если реализуемый в Котовке проект окажется успешным, то он станет хорошим примером взаимодействия власти и бизнеса. Это как раз то, чего сегодня не хватает в нашей стране. Фонд "Собиз Инвест" неоднократно подчеркивал, что власть и бизнес должны не противостоять друг другу (что в настоящее время, к сожалению, не редкость), а быть партнерами и совместно добиваться развития экономики.

Маргарита СВЕТЛОВА

  • Вконтакте
  • Фейсбук
  • Одноклассники
  • Твиттер