Слово о спектакле
Ближайший спектакль по пьесе Николая Антонова театр представит четвертого марта. Произведение Андрея Платонова, которое положено в его основу, далеко не детское. В нем маленький мальчик Митя интересуется всем вокруг. Но в его жизни происходит глубочайшая трагедия: умирает его мама. Мальчик настолько хочет сделать все возможное ради того, чтобы вернуть ее обратно, что даже готов отдать ей свое дыхание.
Режиссер спектакля Евгений Пермяков рассчитывает на то, что его постановку придут посмотреть дети от двенадцати лет. Это второй его спектакль в Тамбовском кукольном театре, который адресован достаточно взрослому зрителю, тому, кто способен осмысливать серьезные вещи, происходящие как в обществе, так и в его собственной душе. По словам режиссера, проза Андрея Платонова доступна далеко не всем. Но при этом спектакль вовсе не "заумный". Зрителям нужно уметь чувствовать и фальшь, и правду. Нужно сопереживать героям, но при этом сердце зрителя должно подсказывать, как относиться к происходящему на сцене. Здесь очень важно не только то, что зритель должен быть достаточно взрослым. Самое главное - он должен уметь думать.
- Нашему герою шесть лет. Смерть такого близкого человека, как мама, даже если она долго болела, всегда обрушивается на голову неожиданно. Тем более это катастрофа человека такого возраста, как Митя. Ведь для шестилетнего ребенка нет человека ближе матери. Мы назвали его состояние "обесцвечивание мира". Этот невероятно творческий ребенок изо всех своих детских сил пытается видеть жизнь во всем. Даже в неживом, например, листочке, упавшем с дерева, шепоте ветра. Он пытается вернуть маму. Его попытки, может быть, кажутся взрослым нелепыми, но они искренни, оттого и выглядят еще более трогательными, - знакомит нас с героем спектакля Евгений Викторович.
Старания мальчика, конечно, не могут вернуть мать. Но когда Митя осознает, что сделал все возможное, в конце концов, в его душе наступает гармония. Здесь взросление мальчика произошло очень быстро, из-за этого он вскоре стал ближе с отцом.
Коллектив театра хочет сказать этим спектаклем, что нужно жить. Поэтому постановка и носит название "Живи, не плачь". Хотя призыв "а ты живи" из уст одного из персонажей может показаться несколько циничным, но здесь заложен глубокий философский смысл.
Впервые Евгений Пермяков прочитал пьесу в Уфе в 2001 году. Как признается режиссер, он мгновенно загорелся идеей показать ее зрителю:
- Там ставить ее никто не решался, поскольку она очень откровенна. Есть мнение, что показывать смерть человека на сцене совершенно не нужно. Но тогда не нужно играть и, например, "Ромео и Джульетту". Многие театры отказывались ставить в то время такую пьесу, поскольку существовало стремление показывать легкие, веселые спектакли.
Сцена: взгляд изнутри
И вот - репетиция. Сначала актеры показывают отрепетированные эпизоды. Вот Митя следит за листочком. А вот - эмоционально, наверное, самая тяжелая сцена, когда у мальчика умирает мама. Удивительно, как с помощью кукол здесь изображают всю безысходность ситуации, в которую попала мама Мити. Мальчик продолжает звать маму, не зная о том, что она уже умерла…
- Получилось так, что в этом спектакле главный герой - не совсем обычный. Я как человек уверена, что дети, в общем-то, все не очень-то простые, и сейчас много тому примеров. Мне нравится тот мир, в котором живет наш герой. Это лес, потому что его папа - лесник, и поэтому Митя пока лишен связи с окружающим миром людей, - рассказывает актриса Тамбовского государственного театра кукол Евгения Бурцева. - Для него очень трудно представить, каков он, этот другой мир. Мне кажется, что в каждом из нас живет тот маленький ребенок, который позволяет нам до определенного возраста проявлять любопытство ко всему окружающему. С возрастом все становится обыденным, человек привыкает к ежедневной схеме: работа - дом - работа. А маленький человечек внутри нас с возрастом становится все меньше и меньше. Каждый попадал в похожие ситуации, после которых он не хочет ни жить, ни верить никому. Это сродни той ситуации, которую показываем в своем спектакле мы. Придумывать там ничего не пришлось, нужно было лишь найти часть своей жизни.
Как оказывается, игра с куклами имеет свои важные особенности. С помощью куклы сложно передавать все эмоции, поскольку в распоряжении актера-кукловода есть только те возможности, которые заложены в этих предметах технически. В обычной жизни можно просто повернуть голову, прислушиваясь к чему-то, а когда актер держит куклу, он должен сделать так, чтобы зрители увидели, что поворот происходит не чисто механически, а из-за того, что герой что-то услышал. Нужно очень осторожно повести ухом, пододвинуть подбородок. Выполнение всех этих нюансов приходит с опытом. Евгения признается, что сыграть такого мальчика, как Митя, довольно тяжело:
- Если бы мне предложили сыграть его раньше, я точно не смогла бы сделать его таким "подробным".
При этом, по мнению актрисы, у театра кукол есть свои преимущества перед театром драматическим. Они в том, что из предметов, деревяшек, декораций здесь возникает настоящая жизнь. Зритель уже спустя пять минут верит в то, что эти существа - живые. Если вдруг среди этого условного, но уже живого мира кто-то из героев умирает, смерть принимается по-настоящему. Когда жизнь забирают в процессе игры, то это значит, что эта кукла уже не выйдет на поклон после окончания спектакля. Ведь она умерла, как реальный человек.
Режиссерский взгляд
За режиссером - всегда последнее слово. Он направляет актеров в нужное русло. Евгений Пермяков признается, что когда берется за сложную пьесу, у него в первый момент появляется чувство беспомощности. Перед ним - чистый лист бумаги, на котором еще не начертано, каким путем нужно пойти. И при этом необходимо не просто найти эту дорогу, но сделать так, чтобы она стала не только верной, но и интересной. Перед режиссером стоит серьезная задача: соединить точность и зрелищность. Очень важно, чтобы новая постановка не стала повторением уже сыгранных спектаклей.
- Когда берешь сложный материал, например, Платонова, читаешь саму пьесу, затем вообще все, что создал этот писатель. Знакомишься с теми материалами, которые пишут критики в его адрес. Потом читаешь историю постановок, если они уже существовали по этому произведению. Изучаешь историю эпохи, в которую происходит действие, то, как жили люди, как они говорили. Начинаешь погружаться туда до такой степени, как будто ты сам жил в те годы. Если бы Вы знали, какое это невероятное наслаждение! - рассказывает о становлении пьесы Евгений Викторович.
Но просто придумать что-то интересное мало. Еще нужно донести свой замысел до артиста так, чтобы он не только понял, но и смог принять его, зажечься им, впитать в себя и уже потом выдать зрителям в виде зрелища. А роль режиссера в это время - поддерживать в артисте этот огонь. Евгений Викторович отмечает: ему очень важно, чтобы актеры чувствовали, что они делают все сами.
Какими они бывают
Есть разные системы кукол. В случае с так называемыми "планшетными" куклами актер открыто их водит. Есть спектакли, где кукла находится за ширмой, где актера не видно. И в том, и в другом случае все должно быть подчинено замыслу режиссера, а без этого игра выглядит искусственной.
- Для меня важно не это: актер ли на сцене, кукла ли. Главное - что ты приносишь в сердца зрителей. Если живой актер приносит больший эмоциональный заряд, то должен он выходить, если кукла, то пусть играет она. Но я считаю себя кукольником до мозга костей, - признается кукольных дел режиссер.
Кому это дано?
- Бывали случаи, когда хорошие актеры драматического театра, придя в кукольный, не могли там играть, - рассказывает Пермяков. - Поэтому я считаю, что быть актером-кукольником - это тоже призвание. Такое же, как, например, быть клоуном. Ведь не каждый может им стать.
За каждым кукольным движением - кропотливая работа актера. В спектакле важно все: игра, музыка, декорации. Даже расстояние здесь измеряется в сантиметрах. Но все это окупается теми эмоциями, которые уносят с собой с представления зрители. И лучшая награда для артиста - благодарный взгляд зрителя.