Тамбов театральный
Легендарному театральному режиссеру современности, мастеру психологического реализма Аркадию Кацу - 85 лет! В честь юбилея великого театрального деятеля руководители двух театров - Тамбовского государственного ордена "Знак Почета" драматического театра и Ульяновского драматического театра имени И.А. Гончарова - организовали фестиваль спектаклей Аркадия Фридриховича. Он стартовал в Тамбове, затем продолжится в Ульяновске. Помимо театров-организаторов в Фестивале приняли участие Московский театр "Дом актера" при Центральном Доме актера имени А.А. Яблочкиной и Тамбовский молодежной театр.
Перед зрителями развернулась палитра образов и чувств, знакомые персонажи открываются заново, а задвинутые на затворки памяти чувства захлестывают вновь - в этом весь Кац. Великого мастера с Тамбовом связывают давнишние теплые отношения. Знакомство с нашим городом произошло в 2012 году, тогда его ждали театры Минска, Киева, Одессы, но заведующая кабинетом критики СТД РФ, кандидат искусствоведения, заслуженный работник культуры России Элеонора Макарова позвала его в Тамбов поработать с молодежным театром. И мастер принял предложение!
Тамбову он удивляется, говорит, что актеры "молодежки" его поразили, впрочем, как и сам областной центр.
- Тамбов - небольшой провинциальный город, но посмотрите, что происходит вокруг?! Идешь по улицам и только успеваешь любоваться архитектурой города, его замечательными памятниками. Они появляются у вас чуть ли не каждый год, - удивляется мастер. - Каждый раз, как приезжаю в Тамбов, вижу новый памятник. Вот, например, обнаружил памятник Шатрову и Агапкину, их музыка постоянно звучит в моих спектаклях…
Аркадий Фридрихович в течение 25 лет руководил Рижским Театром русской драмы - одним из самых известных театров Латвии. Про себя мастер говорит:
- Я пришел к вам из прошлого века, причем точно из середины.
В 1951 году Кац заканчивает режиссерский факультет Одесского государственного театрального училища, одного из самых крупных в Советском Союзе. С 1988 по 2002 год являлся режиссером Государственного академического театра имени Е. Вахтангова. В 2002 году Аркадия Каца приглашают на работу в Московский государственный театр "У Никитских ворот". Спектакли, поставленные мастером, с успехом идут на театральных сценах Москвы, Риги, Киева, Минска, Челябинска, Ульяновска и Тамбова. Работы режиссера "Вишневый сад", "Ревизор", "Варвары", "Король Лир" вошли в золотую коллекцию русского психологического театра.
«Гул затих. Я вышел на подмостки…»
Театр для мастера является жизнью. Какой бы громкой и заезженной ни была фраза, сути она не меняет, а посему: судьба современного российского театра режиссера беспокоит особенно. Самой большой бедой нынешнего театра Аркадий Фридрихович называет электронику, крик, изобилие танцев и песен, которые "ломают, разрушают его". А самым большим открытием вот уже столько лет подряд великий режиссер называет актерское мастерство.
- Сегодня актер стал отодвигаться на второй план. Я считаю, что это величайшее заблуждение, это гигантская ошибка всей отечественной актерской школы. Где есть хороший актер, там есть и автор. В театре может быть одно решение спектакля - это правильное распределение ролей. Если они распределены верно, спектакль есть. Неверное же распределение ролей для любого спектакля будет летальным…
Именно актера мастер видит в основе театра, его называет своим главным интересом и печалью.
- Я знаю о театре все. Для меня здесь нет тайн, кроме одной - актера. Это абсолютно непознаваемый человек, интерес к которому не угасает до сих пор. Актер - насквозь метафизическая профессия. Им мешают режиссеры, которые пытаются встать впереди. Но этого делать никак нельзя. Режиссер имеет право встать только между актером и писателем, чтобы разобраться в послании автора.
Аркадий Фридрихович признается, что самым великим актером современности для него являлся Владимир Высоцкий.
- На меня никто никогда не действовал больше, чем Высоцкий, - вспоминает мастер. - В нашем деле есть только два фактора, работающие на актера, - это глаза и голос. Это было у Высоцкого. Он мог себе позволить выйти на сцену, прочитать стихи Пастернака, а потом сыграть Гамлета. И лучшего Гамлета больше не было. А Хлопуша? Кто видел эту роль, никогда этого не забудет. Как его держали цепями несколько человек, а он выплевывал слова почти с кровью.
Сейчас актерская школа переживает не лучшие времена. Проблемы испытывают и провинциальные театры. Директор ТОГАУК "Тамбовтеатр" Петр Куликов признается, что в регионах театры в большинстве своем вынуждены подчиняться "бешеному" ритму. Поскольку уже после десяти-двенадцати спектаклей постановка начинает надоедать зрителю, поэтому приходится часто менять репертуар. Качество от этого, к сожалению, зачастую страдает. Однако Петр Иванович надеется, что с приездом мэтра в тамбовском театре начнется новая жизнь.
Тамбовская «Чайка»
Тамбовских актеров режиссер похвалил. Здесь, по признанию мастера, он встретил людей, желающих и умеющих работать. Особенно ему приглянулись Ольга Сирото, исполнившая роль Нины Заречной, Ирина Горбацкая, сыгравшая Аркадину. Оценил мэтр и роль служанки, которую блестяще исполнила молодая актриса из Белоруссии Екатерина Буй. Она же сыграла Купавину во втором спектакле Каца, поставленном на тамбовской сцене.
- У вас не просто хорошие, а очень хорошие актеры. С таким удовольствием, как с Ириной Горбацкой, я не работал ни с одной актрисой. Ну, кроме своей жены, - улыбается Аркадий Фридрихович.
Именно спектакль "Чайка" Аркадия Каца принес Тамбовскому театру долгожданную победу на Рыбаковском фестивале. А исполнительница роли Аркадиной Ирина Горбацкая завоевала главную премию.
О сотрудничестве с великим режиссером мечтают и в тамбовской "молодежке", где начинал работать мастер. Аркадий Фридрихович пообещал, что поставит спектакль, рассчитанный на малую сцену.
Всего же в рамках фестиваля тамбовские зрители посмотрели "Чайку" и "Волки и овцы" Тамбовского драматического театра, "Три сестры" Ульяновского драматического театра, а также "Юбилей", "Медведь" и "Продолжение" творческой лаборатории Аркадия Каца. 25 февраля спектакли отправятся покорять ульяновского зрителя…
Комментарий
Сергей Чеботарев, заместитель главы администрации Тамбовской области:
- Аркадий Фридрихович появился в тамбовском театре тогда, когда он должен быть в нем появиться. Потому что, к сожалению, новейшая история театра наряду с достижениями включает и полосу больших неудач. Аркадий Кац пришел в наш театр, как волшебник, тронув струну, и все заиграло. Мы увидели, что у нас есть замечательные актеры, какая у нас чудесная молодежь!
Одной из главных проблем современных провинциальных театров является работа с режиссерами, поиск хороших сценариев. Лучше не поставить спектакль совсем, чем поставить плохой. Неудача оскорбляет и театр, и актеров, и зрителей. Нужно работать над тем, чтобы театр развивался. Бывают режиссеры, которые «умирают» еще при жизни. Аркадий Кац же остается великим режиссером, мастером, умеющим сохранить традиции психологического театра.