О подводных камнях авиации, хождениях по мукам и судьбе тамбовского авиаклуба: история одной мечты летчика-инструктора авиаспортклуба ДОСААФ России Владимира Шалашова.
«Аннушка» для Владимира
- Первым делом самолеты. Для меня безоговорочно так. Никак иначе, - начинает свою удивительную историю Владимир Иванович.
Небом он заболел в детстве. Тогда геройский список для любого советского мальчишки состоял не только из космонавтов, панфиловцев или челюскинцев. У юного Вовы был свой герой - легендарный летчик-испытатель, герой Советского Союза Валерий Чкалов. Но как ни странно, мечтал мальчик не о покорении северных широт, а просто о небе. Знакомство с ним началось с легендарного АН-2, прозванного в народе "кукурузником", он же "Аннушка".
- К родственникам, жившим в Инжавинском районе, мы летали именно на этом самолете. До сих пор восторгаюсь этой машиной. Вылет происходил из тамбовского аэропорта, приземлялись неподалеку от теткиного дома. Билет стоил три рубля, полет длился 45 минут. Как и всякому мальчишке, мне было интересно заглянуть в святая святых любого воздушного судна - в кабину пилота, откуда торчали различные переключатели, тумблеры, рычажки, - вспоминает Владимир Шалашов.
Видя восторженные глаза ребенка, пилоты порой разрешали ему посмотреть кабину, особо отзывчивые летчики даже пускали мальчика посидеть на коленях и подержать штурвал. Правда, родителям Владимира такие полеты не очень нравились. Не всегда "Аннушка" была приспособлена для перевозки людей. Как правило, такие самолеты были унифицированы. Лететь же в нагретом солнцем летательном аппарате, пропахшем, к примеру, бензином, удовольствие, признаться, малоприятное.
Полеты к родственникам стали своеобразным катализатором для Владимира Шалашова. Но сделать шаг к мечте ему помогает старший брат. Он приводит Вову на станцию юных техников в секцию авиамодельного спорта.
- Сначала у меня мало что получалось, - рассказывает Владимир. - Затем в авиамодельном спорте я становился смелее, упорнее. Даже варясь в собственном соку, ребята учились друг у друга, набирались опыта. Потом мне захотелось личного развития. Не считаю, что, перейдя из авиамодельной секции в аэроклуб, я стал предателем. На тот момент и клуб был объективно сильнее, оснащеннее. Даже сам подход к образованию разнился между ними.
В когда-то легендарный авиаклуб Владимир Иванович перевелся вместе с другом. Сегодня авиаклуба уже не существует. Некогда одно из самых популярных образовательных учреждений Тамбовской области ныне продано с молотка. А о тех удивительных годах приходится только вспоминать….
Первые результаты
Разница между авиамодельным кружком и авиаклубом была существенной. Если первое было рассчитано на школьников, то во второе ходили толпами тамбовчане всех возрастов. Здесь же Владимир Шалашов добивается первых серьезных результатов, выезжая на межрегиональные соревнования; получает разряд.
В общем-то, у нашего героя было типичное советское детство среднестатистического тамбовчанина. Естественно, что выбора о профессии не стояло: он был сделан еще в детстве у той самой "Аннушки". Но на пути к мечте подчас возникает немало трудностей.
- В детстве я был болезненным мальчиком. Однажды вернувшись после болезни в школу, на уроке математики я поймал себя на мысли, что с этой наукой у меня складываются не самые теплые отношения.
По иронии судьбы, математика и стала определяющей в судьбе Владимира Ивановича. Из-за нее он проваливает вступительные экзамены в летное училище.
- Тогда в Союзе было только три подобных заведения, осуществляющих подготовку по линии гражданской авиации. Это среднеспециальное Бугурусланское летное училище Гражданской авиации имени Героя Советского Союза П.Ф.Еромасова, Сасовское имени героя Советского Союза Тарана и Краснокутское летное училище гражданской авиации. Здесь выпускали пилотов для АН-2 - того самого самолета, с которого и начиналась моя мечта.
Владимир Шалашов возвращается в Тамбов, где и продолжает заниматься в аэроклубе на базе только сформированной секции самолетного спорта. Год спустя успешно сдав все зачеты и экзамены, пройдя тренировочные занятия, Владимир начинает летать. Но мечтает он не об этом. Управлять штурвалом "железной птицы" ему хочется на серьезном уровне. Далее следует попытка поступить номер два, которая также из-за "холодной войны" с математикой оканчивается провалом.
Тернистый путь
Многие люди на пути к заветной цели сдаются, не сделав ни одной попытки. Кто-то отсеивается сразу же после первого испытания. Как Владимир Иванович не сдался, кажется, загадка даже для него. Хотя, может, это небо так сильно манило, заставляя преодолевать все препятствия? Впрочем, связать жизнь с небом помог счастливый случай.
Однажды знакомый посоветовал Владимиру Шалашову и его товарищам, также не поступившим в летное училище, обратиться к земляку, который работал в липецком авиацентре. Он по воле случая в это время находился в Тамбове. Летчик, к слову, тамбовской делегации очень обрадовался. Ведь у него появилась возможность иметь экипаж, на который не нужно было тратить много времени и сил. Заручившись поддержкой земляка, тамбовчане отправились в Липецк.
- Для начала мы устроились на предприятие с анекдотичным названием Липецкоблремонтстройтрест столярами, спустя две недели перешли в Липецкий тракторный завод. Жизнь началась веселая: днем работа, вечером учеба в авиацентре. Здесь же мы и остались служить по призыву.
Владимир Иванович вспоминает, что авиацентр для многих липчан был своеобразной лазейкой, чтобы "откосить" от армии в прямом смысле слова. Служить на родной земле всегда проще, чем где бы то ни было. Тем более что Афганская кампания была в самом разгаре и туда боялись попасть многие.
- Служба в авиацентре медом не была. Особенно для тех, кто был трусоват по жизни. Летать самостоятельно может не каждый. Для меня как для человека, влюбленного в небо и самолеты, летная подготовка не составляла особого труда. Я жил этим делом.
Небо не для всех. Здесь талант нужен. Сколько умных и одаренных парней были отчислены из летных училищ только потому, что, даже обладая недюжинными способностями, не смогли летать.
- Многие мечтают о гражданской авиации, где быть командиром судна - должность более чем почетная. Но зная систему, могу сказать одно: человеческих отношений между летным составом нет. Они карьеристы, готовые при первом удобном случае съесть друг друга. Андрей Макаревич однажды сказал, что за красотой океана стоит принцип "сожрать слабейшего". Для меня это применительно к гражданской авиации. У военных летчиков этого просто нет.
Небо. Летчик. Самолет
А как же мечта? Она сбылась, только не сразу. Впрочем, как и подобает настоящей мечте. Отучившись в авиацентре, Владимир Иванович получает диплом с присвоением звания младшего летчика запаса истребительной авиации. Но за плечами его авиацентр, а не летное училище. Знакомые летчики дают дельный совет: те, кто не уверен в своих знаниях, могут начать работать на базе летного училища. И ради будущей цели Владимир Шалашов пропускает еще один год. Кстати, третья попытка оказалась успешной. Он становится курсантом Военно-летного Волчанского училища по специальности "летная эксплуатация воздушных судов", квалификация - летчик-инструктор.
Дальше нашего героя ждал Сахалин. И только спустя год Владимир Иванович возвращается в родной Тамбов, где начинает работать в аэроклубе вплоть до 2010 года.
К слову, история тамбовского аэроклуба красной нитью прошла по судьбам сотен жителей области. С закрытием аэроклуба закрылась славная страница истории Тамбова, давшая стране не одного выдающегося летчика.
Сейчас Владимир Шалашов командир воздушного судна. На L-410 UVP "бросает" парашютистов. Несмотря на то, что за его плечами 468 прыжков, людей, добровольно выпрыгивающих из самолета на высоте 4000 м, до сих пор не понимает (смеется), предпочитая наблюдать за миром из кабины пилота - той самой мечты, к которой он так долго шел.
Продолжение истории «неземных» судеб читайте в следующих номерах