Много профессий хороших и разных. Поэтому выбор предстоял трудный. На решение освоить профессию кондуктора меня натолкнул Владимир Маяковский. Как? А просто. В его известном стихотворении "Кем быть?" среди всех остальных работ мне подходила только одна, более легкая, но в то же время очень ответственная.
Что мы знаем о профессии кондуктора? Городские жители встречаются с ним, как минимум, дважды в день, а жители пригородных районов и того чаще. Это не только "тетя" с хорошо поставленным голосом, которая призывает граждан своевременно оплачивать проезд. Это еще и человек, который может своевременно предотвратить необдуманный поступок, как в песне героя Г.Вицина: "Пока еще не поздно нам сделать остановку, кондуктор, нажми на тормоза". Или помочь в сердечных делах, как в "Сиреневом тумане": "Кондуктор не спешит, кондуктор понимает"… Так что "пусть меня научат" быть кондуктором!
В качестве обучения можно не сомневаться, все пройдет успешно. Ведь освоить азы профессии мне поможет Алферова Елена - кондуктор с 30-летним стажем. На протяжении всего дня она расскажет все тонкости работы, будет следить за мной и давать нужные советы. Итак, приступим.
Начало
Рабочий день кондуктора начинается в пять утра. С вечера, в конце предыдущей смены, кондуктор получает в кассе билеты, путевой лист и деньги с мелочью на сдачу. Так что стоять ранним утром в очереди за главными атрибутами данной профессии мне не пришлось. Уже в 5:47 первые рабочие автобусы выходят на линию. До этого времени нужно успеть отметиться в диспетчерской и обязательно сходить к медику. Только после этого диспетчер допускает кондуктора на маршрут. Раннее утро не пугает Елену, признается, что уже привыкла к этой смене и переходить на другую не собирается. А вот для меня встречать рассвет на работе ново. Но мой "учитель" твердо заявила, что сонливость пройдет после встречи с первыми пассажирами, ведь с их помощью я набью руку, что позволит более уверенно держаться все рабочие часы. Ну что ж, посмотрим!
На часах 5:37, а в глазах жгучий интерес предстоящей работы. В голову лезут всякие мысли: справлюсь, нет? Вроде и не трудно. Ну что там: взять денежку - дать билетик. Да и на крайний случай рядом надежное плечо наставника. А с другой стороны, в секунду как набежит народ, не запомню лица, перепутаю сдачу или билет. Подводить-то не хочется. Ладно, буду стараться изо всех сил! И вправду, сон как рукой смахнуло от одной просто мысли грядущего дня. Елена смеется надо мной, подшучивает, мол, как будто от поездки судьба решается. А что поделать: отсутствие опыта ответственности не убавляет. Вот и наш автобус, поедем по маршруту номер один.
С внутренним волнением захожу в автобус, еще пустой, еще безжизненный. К моему сожалению, посидеть у окошка не получится. Предстоит работа "ходячим кондуктором", а значит нужно подходить к вошедшим лично, постоянно передвигаясь по салону. Вот мне выдали сумку с деньгами, да не просто все: в сумке несколько отделов, для каждой купюры свой, плюс отдельный кармашек для талонов. Попробуй тут не запутайся. В противном случае, оперативность и эффективность снизятся, что не есть хорошо в любой работе. Так что внимательнее! Получила я яркий жилет, дабы выделятся из толпы, и два рулона с билетами - один для льготников, другой для остальных. То же же самое правило - не запутаться. Ну, в путь!
Работаем
С Еленой мой день мы разделили на три этапа - ознакомительный, кульминационный и завершающий. Первый - самый ранний. Как правило, люди еще спят, никто никуда не спешит. Значит, пока можно немного расслабиться. А вот и первая остановка. Никого. Вторая - никого, третья - то же самое. И если сначала меня это, мягко говоря, радовало, то сейчас уже нетерпится как можно быстрее обилетить кого-нибудь! Еще несколько остановок мимо. Да что же это такое! Когда уже появишься ты, человек. И вот она, та знаменательная остановка "Технический университет", прозванная в народе "Океан", вот она, родимая, подарила мне первого пассажира. Мужчина 40 лет приятной внешности и с добрым взглядом. Он не спеша подходил к дверям автобуса, даже не подозревая, как его ждут внутри. Вот он садится, и теперь дело за мной. Спокойным ровным шагом я подхожу к незнакомцу, протягиваю руку и получаю 15 рублей. Удостоверившись, что вся сумма дана правильно, я опускаю ее в сумку - каждую монету в свой уголок, а пассажир получает от меня неровно оторванный билетик, испорченный из-за нервов и низкого уровня опыта. Впрочем, на это мужчина не обратил внимания. И хорошо. Поставив в голове себе твердую четверку, мы отправляемся на следующую остановку. До семи утра ситуация не менялась - два-три человека сменялись другими, так потихонечку мы прокатались час. Но с семи утра для меня начался самый настоящий ад!
Огромные толпы на каждой остановке, люди спешат на работу, учебу, по делам. Вглядываться в лица некогда, освоить новую профессию оказывается не так-то просто. Ориентироваться в потоке пассажиров, да еще и перемещаться в автобусе - дело нелегкое. Каждый хочет присесть, а сидений-то мало, поэтому люди ругаются, "учат друг друга правилам этикета" - кто кому должен уступить место! Но час пик наступил не только в автобусе. На улице движение автомобилей нескончаемым потоком стремилось вперед, образуя пробки. То и дело приходилось пропускать кого-то или резко тормозить из-за резвых водил - одним словом, людей в салоне бросало из стороны в сторону. От этого они злились, и, конечно, им не очень-то хотелось идти со мной на контакт. То неудобно деньги достать из сумок, то рублик упадет, то я, видите ли, под ногами путаюсь. А мне работать-то надо! Мой вам совет, дорогие: стоите на остановке, ждете автобус - достаньте 15 рублей - и в карман. Все, нервы целы. Но, несмотря на это, работа мне давалась. Конечно, иногда испуганным взглядом я искала в толпе Елену, ведь она придавала мне уверенности. Так закончился второй этап.
Наступил третий - более спокойный, расслабленный, когда уже рука набита и действия отточены до предела совершенства. В этот период появилось желание скорее оказаться дома, спокойно полежать на диване с горячим чаем. На этом моменте я поняла, насколько трудна эта профессия. Люди разные, к каждому должен быть свой подход. Елена мне сказала, что очень важно, чтобы кондуктор был воспитанным и терпимым. Ведь очень часто люди задают кондукторам вопросы: "А автобус туда-то едет?", "А как найти это здание?", "А не подскажете, где лучше сойти?", или нужно предупредить об опасности пассажиров, которые стоят в салоне не в подобающем месте, или попросить молодого человека уступить место бабушке. Так, наступил заветный перерыв.
Работа "ходячим кондуктором" очень энергичная, здесь может сбросить несколько десятков килограммов любая толстушка. Можно смело сказать, что эта работа заменит любой фитнес. За рабочие часы по салону накрутишь несколько десятков километров. Поэтому, если у вас есть желание привести свою фигуру в порядок - смело отправляйтесь работать "ходячим кондуктором". Но обед обедом, а работу никто не отменял. И вот мы снова в пути: снова люди, снова движение.
Во время езды невольно можно завести разговор с пассажирами. Так, одна из них поделилась со мной радостью, что наконец-то дожила до времен теплых автобусов, оснащенных современной техникой и удобными ручками. А другая поинтересовалась, почему я не могу найти другую работу, мол, эта неподходящая мне: "Молодая еще, не нужна эта работа, угробишь себя за копейки".
Напоследок
Закончился двенадцатичасовой день сдачей денег в кассу и отметкой у диспетчера. Далее - касса, билеты и деньги на завтрашний утренний рейс. Конечно, начинающему кондуктору с профессионалом не сравниться...
Автобус отправляется дальше, а мы идем на поиски новых интересных профессий.