Газета №5 (1029), 2 февраля 2016
Перейти к номеру

Заячий билет

2 февраля 2016, 12:46 Прочитали 1 388 раз
Минтранс предложил установить единые по России штрафы за безбилетный проезд
- С вас шестьдесят рублей, - отрывая билет, провозгласила кондуктор в утреннем поезде "Тамбов-Мичуринск".

- Дочка, у меня ж льготный, бесплатно, - попыталась возразить ей "божий одуванчик".

Был бы, если бы бабушка, прежде чем сесть в поезд, купила билет в кассе. Краткий обмен репликами, и старушке приходится раскошелиться.

За бытность мою студенткой таких сцен я повидала немало. Кто-то безропотно отдавал деньги, а кто-то в нецензурных выражениях обещал пожаловаться министру транспорта. Законность требования пытались оспорить все, однако юридически оно даже не являлось штрафом, а дополнительной услугой, за которую нужно платить.

Напомним, что весной прошлого года штрафы были отменены из-за сложных административных отношений, однако ими дополнили в ФЗ "Устав железнодорожного транспорта РФ". Получается, что ответственность за безбилетный проезд была переведена из разряда административных в разряд гражданско-правовых отношений между перевозчиком и пользователем услуг. Если интересуют конкретные цифры, то штраф в электричках установлен в размере пятидесятикратной величины тарифа, а в поездах - в размере пятикратной величины тарифа.

Впрочем, это железная дорога, а вот что грозит тем, кто катается без билета на троллейбусах и автобусах? Официальные источники информируют, что штраф за безбилетный проезд "посуху" в Тамбовской области составляет сто рублей. И это одна из самых щадящих мер. Для сравнения: в Туле за проезд зайцем могут оштрафовать и на тысячу, а в Xанты-Мансийском АО - на целых пять тысяч. При этом сейчас почти в четверти российских регионов штрафов для безбилетников нет вообще - в 22 из 85 субъектов. Они остаются безнаказанными, в частности, в Магаданской, Новгородской, Пензенской, Томской областях, Хабаровском крае. В соседней Липецкой области штрафы за безбилетный проезд были отменены в 2013 году. Воронежская область также отказалась от штрафов "в связи со сложностью процесса администрирования". В ряде случаев штрафы для безбилетников отменили из-за излишней радивости местных прокуратур, посчитавших, что региональные власти не имеют права судить за нарушение федеральных норм.

Теперь же в регионах, где не установлены штрафы, просят Министерство транспорта РФ закрепить ответственность на федеральном уровне, поскольку "такого рода нарушения имеют широкое распространение на территории РФ" и "решение вопроса будет своевременным и актуальным".

Чтобы устранить правовой пробел, Минтранс планирует подготовить поправки в действующее законодательство: либо установить ответственность за безбилетный проезд в Кодексе об административных правонарушениях (КоАП) РФ, либо закрепить штрафы в ФЗ "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта". К слову, сейчас КоАП РФ установлены штрафы за безбилетный проезд в автобусах междугородного сообщения, а также за провоз без билета детей.

А есть ли проблема?

Положа руку на сердце скажу: при мне зайцев в городских и пригородных автобусах еще ни разу не гоняли. Есть у человека билет - молодец, нет - купите у кондуктора или водителя, не хотите купить - пожалуйте покинуть транспортное средство. А ответ на это довольно прост: зайцев больше всего там, куда пришел прогресс.

- Автоматических систем, как в Москве, практически больше нигде нет. В регионах билеты продают либо водители автобусов, либо кондукторы. В том случае, если проезд не оплачивается, кондуктор высаживает пассажира. Поэтому шансов в регионе проехать зайцем намного меньше, чем в Москве, - комментируют в Союзе пассажиров России.

И вместе с тем потребность в едином штрафном тарифе в России имеется. Если в одном регионе за безбилетный проезд тебе ничего не грозит, в другом отделаешься ста рублями, а в третьем придется раскошелиться на тысячу, то куда может годиться подобное положение вещей? Другой вопрос в том, что подобные штрафы должны быть экономически целесообразными, а значит, в твердой сумме их лучше не устанавливать. Если для москвича пятьсот рублей - низкая сумма, то для жителя рязанской деревеньки она уже является существенной.

- Перевозчики - это коммерческие организации, которые не могут выписывать протоколы об административных правонарушениях. Поэтому в Москве для этих целей было специально создано казенное учреждение "Организатор перевозок", уполномоченное штрафовать зайцев. Но не каждый регион может позволить себе создать отдельную структуру. Важно, чтобы вероятность встречи с контролером была намного выше, чем сейчас. Штрафы же поднимать не надо. Одна тысяча рублей - это предел. Хотя за рубежом штрафы намного выше: в Европе - около пятьдесят евро, в США - сто долларов. Но в российских экономических условиях не нужно увеличивать, - отмечают в Союзе пассажиров России.

Зарубежный заяц

Действительно, заграничные законы к безбилетным пассажирам относятся нетолерантно. В некоторых странах безбилетный проезд является уголовным преступлением. Например, в Англии транспортные компании регулярно подают в суд на пассажиров, которые намеренно избегают платы за проезд. Если прокурор докажет злой умысел со стороны "зайца", его могут посадить в тюрьму на три месяца. Часто безбилетники дают ложные данные о себе - называют чужие фамилии и адреса, это является отягчающим обстоятельством в суде.

В Германии "заяц", хронически уклоняющийся от уплаты штрафов, может попасть в тюрьму на срок до полугода. Правда, для этого надо сильно постараться: попасться трижды без билета в течение года, не оплатить штрафы и проигнорировать решение суда о выплатах. "Зайцев" в Германии называют "черный ездок". Любопытный факт: треть заключенных, сидящих в тюрьмах Берлина, составляют именно "зайцы", которые не могут или не хотят платить штрафы. Для отлова безбилетников в Германии предназначены специальные автобусы.

Самый крупный штраф в 2013 году получил любитель бесплатного проезда в Бельгии: мужчину, катавшегося без билета в течение пяти лет, обязали выплатить 76 тысяч евро. Средний штраф в Европе - сто евро. Самые дешевые варианты: заплатить в Италии в течение 60 дней - 33 евро, в Германии - 40 евро.

Поездка по поддельным документам расценивается как мошенничество и, как правило, карается более строго. Штрафы можно оспорить, направив жалобу транспортной компании. Оплатить штраф можно в офисе компании или через Интернет. Штрафы не только не сгорают, но и постоянно растут. В ряде стран действует особый тариф для "зайцев-рецидивистов". Если пассажир попадается без билета второй или третий раз, ему выписывают штраф в два или три раза больший, чем для тех, кто попался впервые.

Собираясь в заграничную поездку, помните, что проблемы с законом вполне вероятны. За границей штрафы гораздо выше и экономия в несколько евро за некупленный билет может привести к выплатам в разы больше. Конечно, квитанцию можно выбросить, но злостных неплательщиков могут ждать и другие неприятности: им не дают покоя "письма счастья" о неуплаченном долге, размер штрафа со временем растет, а визу должнику в следующий раз могут попросту не дать. В Европе существует закрытая шенгенская информационная система, которая собирает данные обо всех гражданах, посещавших европейские страны. В нее вносятся все правонарушения иностранцев и информация о штрафах. Системой пользуются 26 стран, срок хранения данных - пять лет.

  • Вконтакте
  • Фейсбук
  • Одноклассники
  • Твиттер