Мы публикуем ряд интервью с руководителями вузов, экспертами в сфере образования Тамбовской области, чтобы разобраться в существующих сегодня проблемах и попытаться вместе найти общее, а главное, эффективное их решение. Первый наш гость - ректор ТГУ имени Г. Р. Державина Владимир Стромов - поделился своим мнением относительно взаимодействия университета с обществом, бизнесом и государством и преодоления препятствий, встающих на этом непростом пути.
- Владимир Юрьевич, как выстраивается взаимодействие высшего образования и бизнеса?
- Существует социальный заказ на образование. И этот заказ формируется, в том числе, бизнесом, но не им одним. Государство, регион, некоммерческий сектор - не менее влиятельные наши заказчики. Конечно, первое, на что мы ориентируемся, - это требования и запросы работодателей, рынка труда. И все же это лишь часть неких социальных потребностей, ради удовлетворения которых и существует высшее образование.
- Можно сказать, что проблема взаимодействия вуза с заказчиками сводится к тому, чтобы создать механизм, посредством которого можно было бы согласовать запрос на некоторое количество кадров нужной квалификации?
- На самом деле проблема многократно сложнее. Если речь идет о крупных системообразующих вузах, таких, как Державинский университет, то в образовательной сфере у них есть три задачи.
Первая - тонкая доводка специалистов до уровня, необходимого работодателям, условно говоря, "здесь и сейчас". Эта деятельность направлена на удовлетворение краткосрочных потребностей рынка труда. Мы живем в мире, где образование продолжается буквально всю жизнь: человек несколько раз проходит переквалификацию для того, чтобы быть более успешным или чтобы просто расширить свой кругозор, выйти за рамки привычных идей и жизненных практик. Но вуз не имеет права фокусироваться лишь на этой задаче. Курсы повышения квалификации - это дополнения, а не замена базовому образованию.
Вторая задача университета - развитие человеческого капитала в среднесрочной перспективе, подготовка необходимого числа специалистов с нужными базовыми компетенциями, которые будут востребованы обществом, бизнесом, государством через 5-15 лет. Когда мы формируем образовательные планы для молодого поколения на несколько лет вперед, мы просто обязаны учитывать не текущие, а будущие социально-экономические потребности в кадрах. Поэтому университет должен ориентироваться на длительную стратегию социально-экономического развития региона.
- Такая стратегия формируется, прежде всего, региональными властями. А они могут принимать участие в определении профессий, направлений подготовки, по которым производится обучение в ТГУ?
- Да, могут. Количество бюджетных мест, которое нам выделяет Министерство образования и науки, складывается из двух чисел. Одно определяется общенациональными потребностями в специалистах (федеральный компонент), другое - местными нуждами (региональный компонент). Региональный компонент довольно весом. Администрация области информирует Министерство о том, какое количество бюджетных мест и по каким направлениям подготовки необходимо выделить университету в рамках регионального компонента.
- Владимир Юрьевич, а какова третья образовательная задача университета, о которой Вы упомянули?
- Третья задача - наиболее долгосрочная. Это поддержание и развитие интеллектуального потенциала общества, социокультурной инфраструктуры. Здесь наш основной заказчик - государство как оператор стратегических консолидированных интересов всей нации. Но мы хотели бы, чтобы и региональное сообщество, и региональные власти понимали важность этой задачи и содействовали ее решению.
Например, мы готовим, правда, в небольшом количестве физиков-теоретиков, математиков, историков, филологов. Такие специалисты готовятся не для бизнеса - не для производства или сферы услуг. Но если не будет таких специалистов, то наше общество утратит определенные опоры для полноценной социальной жизни и развития. Мы не сможем готовить хороших учителей и преподавателей (то есть не сможем воспроизводить саму образовательную систему на высоком качественном уровне). Мы не сможем реализовать экономические, технические и социальные прорывные проекты на пределе интеллектуальных возможностей. Мы вообще потеряем многие ключевые свойства социальной среды, которые делают нас цивилизованным обществом.
Без решения третьей - фундаментальной - задачи невозможно решить и две другие. Конечно, такую удивительную многозадачность университетской деятельности нелегко сбалансировать, но нельзя ее сводить к организации экспресс-курсов по заданиям биржи труда.
- Но я вспоминаю высказывание древнего философа «Кто везде - тот нигде»...
- На любой красивый афоризм всегда можно найти контрпример. Вот, например, Станислав Лем писал: "Специалист - это варвар, невежество которого не всесторонне". В современном мире в некоторых отраслях основные средства производства меняются быстрее, чем полный образовательный цикл в университете. Профессии появляются и исчезают, рынок труда по разным специальностям то переполняется, то испытывает дефицит. Человеку просто опасно быть узким специалистом. Он нуждается в классическом образовании, которое давало бы ему возможность несколько раз поменять или модифицировать специализацию, выстроить вариативную профессиональную траекторию. Только так человек может обеспечить себе социальный успех, удержаться на плаву в весьма бурном рынке труда, который очень быстро меняется вслед за изменением технологий и экономики.
Полагаю, наши специалисты - в силу традиций российского высшего образования - более подкованы теоретически и, вероятно, уступают своим западным коллегам в плане овладения конкретными производственными навыками. Но это разрешимая проблема. А вот обратная ситуация, когда человек владеет лишь определенным набором практических навыков без системных знаний, является тупиковой: такого специалиста доучить или переучить очень трудно.
- Университет интересуется тем, как трудоустраиваются выпускники? Если да, то какие выводы делаются на основании такого анализа?
- Мы постоянно проводим мониторинг трудоустройства наших выпускников. Используем для этого все доступные источники. Государственные вузы обязаны ежегодно отчитываться перед Министерством образования и науки о том, насколько успешны те или иные направления подготовки и университет в целом в плане трудоустройства. Конечно, эта статистика непосредственно воздействует на открытие или закрытие тех или иных направлений подготовки и на количество выделяемых для них бюджетных мест. Не всегда наши выпускники устраиваются непосредственно по специальности, но в подавляющем большинстве случаев их первая работа и первые шаги в профессиональной карьере непосредственно связаны с компетенциями, приобретенными в стенах вуза.
Есть расхожее мнение о том, что у нас в России высшее образование выпускает лишних, никому не нужных специалистов, которые только отягощают ситуацию на рынке труда и провоцируют рост молодежной безработицы. Вообще многие популярные суждения на поверку оказываются мифологическими глупостями. В реальности ведущие государственные вузы, такие, как Державинский, просто обязаны иметь обратную связь с рынком труда. Полуграмотными выпускниками, лишенными перспектив в профессии, насыщают рынок скорее многочисленные негосударственные вузы, а также филиалы и представительства малоизвестных столичных университетов. Эти лидеры нечестной образовательной конкуренции калечат образовательные траектории и, в конечном счете, судьбы людей.
Я сейчас не хотел бы обсуждать ситуацию с молодежной безработицей - она не безоблачная. Но скажу прямо: Державинский университет не вносит в эту проблему сколько-либо заметного вклада.
- Вы рассказали о том, как федеральное Министерство, региональные власти, рынок труда участвуют в формировании образовательных планов университета. А как бизнес-структуры - хотя бы крупные ключевые предприятия - могут влиять на подготовку потенциальных работников в вузе?
- Университет открыт для того, чтобы работодатели непосредственно участвовали в доводке компетенций наших студентов, главным образом, на старших курсах. У нас для этого есть несколько эффективных механизмов - было бы желание их использовать. Во-первых, это организация учебных и производственных практик на потенциальном месте работы. Во-вторых, выполнение дипломных проектов по заданиям работодателя. В-третьих, университет готов предоставить работодателям свои аудитории. Мы имеем возможность вносить в образовательные программы специальные курсы, разработанные по инициативе наших партнеров и преподаваемые их представителями.
- Серьезной проблемой для российской экономики является дефицит кадров по рабочим специальностям. Каким должно быть оптимальное соотношение между количеством выпускников с высшим и средним профессиональным образованием?
- Такой дефицит - последствие шоковой деиндустриализации 1990-х годов, когда рабочие профессии оказались вдруг якобы не нужны. Сейчас государство пытается выправить ситуацию и сильно поддерживает среднее профессиональное образование, но это никак не умаляет роли университетов. Более того, существуют и активно продвигаются идеи вертикальной образовательной интеграции, тесного сотрудничества среднего и высшего звеньев образования в рамках своего рода образовательных холдингов. Такая организационная форма позволяет обеспечить и обмен преподавательскими кадрами, и интеграцию материально-технической базы, и преемственность программ, и многое другое. А главное - таким образом можно снять барьеры между средним и высшим звеньями образовательных траекторий. Думаю, в будущем - в мире непрерывного пожизненного образования - высшее и среднее специальные образования не будут являться какими-то взаимоисключающими вещами.
Президент фонда «Собиз Инвест» Виталий Вутнанс:
- Хочется поблагодарить Владимира Юрьевича Стромова за обстоятельное интервью. Надеюсь, что нам удастся услышать не менее содержательное мнение и других руководителей в сфере образования. Со своей стороны, мы намерены провести в скором времени круглый стол, на котором обсудим вопросы взаимодействия государства, бизнеса и образования. Мы уверены, что обеспечение качественной подготовки квалифицированных кадров, востребованных в сегодняшней экономике, - важный фактор ее успешного развития.
Маргарита СВЕТЛОВА