- Сколько возьмете до Комсомольской площади?
- Сто пятьдесят, - не моргнув глазом, ответил водитель.
В десять раз больше, чем поездка на автобусе. Но не ждать же, пока прокиснет деревенское молоко? Сев в машину, женщина с удивлением узнала, что еще попала в число так называемых "счастливчиков": таксист оказался местный, а вот попадись ей водитель из соседнего города, то поездка обошлась бы уже в двести пятьдесят рублей.
Валентина Ивановна первые пару дней радовалась удаче, а вот после узнала, что стоимость поездки на легальном такси составила бы максимум 80-90 рублей. Теперь в записной книжке пенсионерки целых три номера тамбовских такси. На всякий случай.
Тот факт, что нелегальные таксисты - настоящий бич нашего времени, не знает только ленивый. Их существование ударяет не только по карману доверчивых людей, но и отбивает клиентов у законного бизнеса. Кроме того, доверие "бомбиле" может стоить вам потраченных нервов, а то и здоровья.
- Дело за пассажирскими перевозками, а такси - один из важнейших сегментов этого рынка. Важнейший потому, что здесь идет речь о безопасности людей. Автомобили легальных такси регулярно проходят техосмотр, состояние водителей проверяется. "Бомбила" же ни перед кем не отчитывается - ни о техническом состоянии своего автомобиля, ни о своем собственном. Нелегальное такси не даст гарантию, что авто исправно, а водитель - трезв и здоров. В этой связи считаем абсолютно правильными предлагаемые изменения в закон о такси, - комментирует нововведения член Совета Федерации Ростислав Гольдштейн.
Против «бомбил»
Законопроект о повышении штрафов для нелегальных такси был принят в первом чтении еще 16 сентября 2014 года. Прошло уже довольно много времени, однако воз пока и ныне там. Тем не менее, думские законотворцы обещают уже в феврале-марте года наступившего все-таки принять закон. Если депутаты его окончательно одобрят, то санкции для легальных перевозчиков существенно уменьшатся, а их "коллегам", не имеющим регистрации, придется выложить за нарушения десятки тысяч рублей.
- Честные легальные предприниматели, работающие в сфере пассажирских перевозок, чуть сводят концы с концами. Конкурировать с нелегальными такси практически невозможно. Для официальных такси сейчас и штрафы больше, и контроль со стороны правоохранительных органов значительно выше элементарно потому, что официальные машины-такси имеют характерные опознавательные знаки. Контроль - это правильно, но он должен быть справедливым и распространяться на всех перевозчиков. Сейчас же очевиден перекос не в пользу легального рынка, и эту ситуацию крайне важно исправить. Легальный бизнес должен получать поддержку, а теневые игроки - жесткое наказание и пресечение деятельности, - отмечают депутаты.
Так, согласно законопроекту, незарегистрированные перевозчики в первый раз будут оштрафованы на тридцать тысяч рублей, а если попадутся еще, то лишатся прав. Легальным таксистам первое правонарушение обойдется в пять тысяч рублей. К слову, существующая сегодня система кардинально противоположна: нелегальные такси в случае правонарушения рискуют заплатить пять тысяч рублей. А легальные, которые легче вычислить, могут оштрафовать на тридцать-пятьдесят тысяч. Вполне понятно, почему при такой расстановке сил очень немногие водители спешат "выйти из сумрака".
- Сотрудники ГИБДД вправе проверить наличие документов, дающих право на работу в такси. Обнаружить и привлечь к ответственности водителей-нелегалов довольно непросто, - отмечает старший инспектор УГИБДД УМВД России по Тамбовской области Станислав Конышев.
К слову, доказать, что водитель занимается перевозками на постоянной основе, достаточно сложно. Ему можно всегда выкрутиться, сказав, что это простые попутчики, а подбирать попутчиков закон не запрещает.
Напомним, что по новому законодательству перевозить пассажиров имеет право только тот таксист, у которого есть лицензия, а машина оборудована всем необходимым: опознавательными фонарями и шашечками, правилами перевозки пассажиров. Кроме того, по требованию пассажира таксист должен будет выдать ему чек или квитанцию, написанную от руки на специальном бланке. В такси обязательны ремни безопасности. Для перевозки детей до двенадцати лет обязательно должно быть детское кресло, если дети перевозятся на переднем сидении.
С принятием нового закона число нелегальных таксистов должно значительно сократиться, поскольку риск высокого штрафа и лишения прав так или иначе заставит их задуматься о собственном промысле. И все же наиболее действенный способ борьбы с "бомбилами" - не пользоваться их услугами. Тем не менее, этому простому правилу следуют далеко не все наши соотечественники. Согласно статистике, только десять процентов россиян всегда вызывают исключительно "профессиональное" такси.