Завершение очередного календарного года - горячая пора для финансистов. Все они ведут кропотливую работу по формированию документа, от которого во многом зависит настоящее и будущее каждого из нас, - бюджета: федерального, регионов, а также их муниципальных образований. О последних мы и поведем наш сегодняшний разговор.
Для тех, кто хоть каким-нибудь боком имеет отношение к органам муниципальной власти, наверное, не секрет, что одна из самых острых проблем в их бюджетной сфере - недостаточный уровень собственных доходов местной казны. Очевидно, что без помощи федеральных и региональных органов власти муниципалитетам будет сложно прийти к финансовой самодостаточности. Тем не менее, руки здесь опускать не принято, наоборот, руководство городов и районов Тамбовщины концентрирует все силы и идеи для того, чтобы привлечь как можно больше средств. Каким образом? Некоторые поделились своими результатами.
Из муниципального опыта
Вот, к примеру, город Уварово. Практически город-передовик в вопросах работы административной комиссии, благодаря усилиям которой пополняются доходы местного бюджета. К тому же это еще и город-новатор в ряде вопросов по благоустройству. Здесь принят муниципальный правовой акт, согласно которому человек, являющийся жителем Уварово, несет ответственность за утилизацию мусора - того, что производит в повседневной жизни. Это понуждает уваровцев к заключению договоров с компаниями по вывозу ТБО. Тех, кто не желает жить по этим правилам, ждет административный штраф. В общем, такой мерой местная власть сразу двух зайцев наповал убивает: и чистоту поддерживает, и бюджет пополняет.
- В 2007-2009 годах мы провели большую работу по оптимизации наших расходов, налоговых поступлений. На сегодняшний день в городе инвентаризированы все гаражи, сараи, прочие строения. Их собственники облагаются теперь еще и земельным налогом, а это и есть наши источники поступлений в городской бюджет, - рассказывает глава г.Уварово Александр Кузнецов. - Безусловно, того, что у нас есть, не хватает на исполнение наших полномочий. Выживаем за счет областных дотаций. Ежегодно они возрастают. Если в 2009 году регион выделил нам 9 миллионов, то в 2013-м мы ожидаем порядка 48 миллионов рублей.
Наработанной практикой администрирования местных сборов поделился глава администрации города Котовска Алексей Плахотников:
- Всем давно известно, что у местных бюджетов две проблемы, которые вытекают из того, сколько денег мы собираем и как тратим. По первой части замечу, что все налоги, которые нам причитаются налоговым и бюджетным законодательством, мы выбрали. Но есть резерв, и нужно работать. В Котовске 160 домов, которые до сих пор не поставлены на кадастровый учет. Мы не знаем, к примеру, какое количество сараев в городе. Это тоже объекты недвижимости, а налоги по ним не взимаются.
По мнению главы администрации Котовска, в бюджете следующего года город может получить миллионы от применения к субъектам малого бизнеса упрощенной системы налогообложения. Алексей Плахотников уверен, что отличным источником доходов для казны станут поступления от платных образовательных услуг. Пока таковые предоставляются по желанию родителей только в одной котовской школе. Только за декабрь городской бюджет пополнился от этой деятельности на 470 тысяч рублей. Рассчитывает глава администрации г.Котовска и на более эффективную работу городской административной комиссии, которая с начала года составила более ста актов на сумму 50 тысяч рублей, но в бюджет поступило пока лишь 35. И те через суды.
- Безусловно, каждый руководитель муниципального образования ищет свои, применимые только для его территории, схемы ее дальнейшего социально-экономического развития, - продолжает Алексей Плахотников. - И даже несмотря на дефицитный бюджет, они непременно находятся. И вновь пример из темы благоустройства. В Котовске мы перешли на контейнерный способ вывоза мусора. Ситуация, признаться, сложная. Денег, естественно, на все мероприятия не хватает, коммерческая компания, которая у нас работает, вкладывать свои средства не собирается. Городской совет поддержал увеличение тарифа на вывоз ТБО в 2,5 раза. Мы провели тендеры, закупили контейнеры с отсрочкой платежа в 36 месяцев, бункеры, построили 51 контейнерную площадку. Сейчас думаем над реконструкцией Дома культуры.
Усилий муниципалов недостаточно
Сегодня проблемы, которые возникают при формировании бюджетов, имеют ярко выраженный системный характер, убежден глава г. Уварово, руководитель Ассоциации "Совет муниципальных образований Тамбовской области" Александр Кузнецов:
- Простым усилением нашей работы по собиранию налогов эту проблему не решить. Выход здесь видится лишь в пересмотре нормативов отчислений от федеральных, региональных налоговых сборов. В этом году доход городского бюджета от НДФЛ составил 40 миллионов рублей. Если бы городу доставалось не 30 процентов этого налога, а 45, как раньше, мы бы получили еще 20 миллионов рублей. И если посмотреть бюджетные проекты на последующие годы, в частности 2015 года, то рост доходов незначительный, но возрастают расходы - до 149 миллионов (в 2009-м - 104 млн), с дефицитом в 45 миллионов рублей.
Практически в унисон со своим коллегой говорит и заместитель главы администрации г.Рассказово Геннадий Курносов:
- Местное самоуправление сегодня поставлено в зависимость от решений федеральных, региональных органов власти, а также отчисления от налогов, дотаций, субвенций, которые получают из вышестоящих бюджетов. Структура бюджета города Рассказово такова, что налоговые доходы в ней составляют 77 процентов. Для того чтобы бюджет был бездефицитным, необходимо, чтобы и НДФЛ, ЕНВД, и госпошлина, и земельный налог, и налог на имущество рассматривались как основные источники поступления в наши бюджеты.
Был бы стимул
Кроме городов, есть еще и бюджеты сельских территорий, и тоже со своими особенностями формирования. Их наполняемость, уверен глава Ржаксинского района Николай Козадаев, должна носить стимулирующий характер, чтобы у муниципалитетов было стремление к наполнению собственной казны:
- Сейчас получается следующая картина: основная составляющая наших бюджетов - НДФЛ. Создали дополнительные рабочие места - получили хороший налог. Причем насколько увеличили доходы бюджета, настолько и потеряли в дотациях. Так было в Гавриловском районе, на очереди Инжавино. При строительстве новых производственных мощностей, увеличении количества рабочих мест район выигрывает на один год. Нам, чтобы быть бездотационным муниципалитетом в существующей сети налогообложения, нужно создать порядка 6 тысяч рабочих мест. Для Ржаксинского района это нереально. Создание рабочих мест, дополнительное изыскивание каких-то средств в бюджеты муниципалитета, в конечном итоге, ничего не дает. До тех пор, пока не будет носить стимулирующий характер.
Радует то, что голос муниципалов, их предложения по расширению источников доходов их бюджетов все-таки услышаны на самом высоком уровне. Председатель комитета по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления Госдумы ФС РФ Виктор Кидяев убежден, что доходы местных бюджетов не позволяют муниципальным образованиям исполнять их обязательства. В связи с этим парламентарий уверен: чтобы правильно скорректировать бюджетную политику, нужно руководствоваться принципом: за местными бюджетами закреплять те налоги, на развитие налогооблагаемой базы которых могут влиять органы местного самоуправления.
- Вызывает много вопросов не только уровень наполненности местных бюджетов, но и их структура. В 2011 году они на 2/3 состояли из субсидий, дотаций и субвенций, а местные налоги (земельный и налог на имущество физических лиц) дали не более 4 процентов доходов. Это ориентирует муниципальных руководителей не на решение потребностей жителей, а на выстраивание "правильных" отношений с региональными чиновниками и иждивенчество. Местное самоуправление оказывается отключено от процессов управления и развития экономики территории, - пишет в своей статье, опубликованной в газете "РБК daily", Виктор Кидяев.
Первые шаги сделаны
Недавно правительство России разработало план повышения уровня доходов местных бюджетов. Первый этап предусматривает перераспределение налоговых доходов между уровнями бюджетной системы в пользу муниципалитетов в течение 2012 - 2014 годов. Закон, вносящий соответствующие изменения в Бюджетный кодекс, уже принят. Согласно ему с 2013 года суммы штрафов за несоблюдение правовых актов органов местного самоуправления в полном объеме будут перечисляться в муниципальные бюджеты. В полном объеме с 2014 года в бюджеты городских округов будут поступать доходы от арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, а также средства от продажи права на заключение договоров аренды и продажи данных земельных участков. В настоящее время в бюджеты городских округов зачисляется только 80 процентов данных доходов.
С 2014 года в местные бюджеты перейдут отчисления от акцизов на автомобильный и прямогонный бензин, дизельное топливо, моторные масла. Нормативы данных отчислений должны устанавливаться региональной властью исходя из протяженности автомобильных дорог местного значения. Общий объем таких отчислений в муниципалитеты должен составлять не менее 10 процентов налоговых доходов консолидированного бюджета субъекта России от указанного налога. 15 процентов от суммы, зачисляемой в федеральный бюджет за негативное воздействие на окружающую среду, перейдет на уровень местного самоуправления. В действующем законодательстве закреплены следующие нормативы: в федеральный бюджет поступает 20 процентов, в региональные и муниципальные бюджеты - по 40 процентов. После вступления в силу нового закона структура отчислений изменится: Российская Федерация будет получать 5 процентов, субъекты - 40, а муниципальные образования - 55. Эти правила вступят в силу в 2016 году.
Также в нынешнюю сессию Госдума внесла изменения в Налоговый кодекс, которые включают в число объектов обложения земельным налогом ограниченные в обороте земельные участки, предназначенные для обеспечения нужд обороны, безопасности и таможенных нужд. Их налоговая ставка будет устанавливаться муниципальными органами, но не сможет превышать 0,3 процента кадастровой стоимости земельного участка.
После реализации данных мер законодатели планируют перейти ко второму этапу укрепления финансовой базы муниципалитетов - его реализация пройдет в 2015 - 2018 годах.