С недавних пор все вопросы социального сопровождения жителей области, как известно, были отнесены к полномочиям субъекта. Теперь в городах, районах, селах и деревнях Тамбовщины соцуслуги и соцобслуживание отдельных категорий - забота уж точно не органов местного самоуправления. Однако на практике именно этим и приходится заниматься главам сельсоветов. Почему? Они до сих пор понять не могут. Согласно главному закону - ФЗ №131 "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", в рамках которого они ведут свою деятельность, нигде не прописано, что они должны выявлять категорию людей, попавших в трудную жизненную ситуацию, оформлять им документы, чтобы определить в стационарное учреждение социальной направленности, помогать добираться до него. Ведь в каждом районе и городе есть на то специальная служба областного подчинения со штатом сотрудников, базой, ресурсами… Народ же, по старинке, со всеми своими нуждами и чаяниями спешит туда, где всегда ждут и никогда не откажут в помощи - сельский совет. И здесь очень сложно объяснить людям, что это зона ответственности иных учреждений.
Работу – муниципалам
Таких примеров, как в Авдеевском сельском совете, можно привести десятки, но остановимся пока на нем. После смерти сына пожилая женщина осталась совершенно одна. После травмы она утратила способность к самообслуживанию. Что делать? Соседи, конечно же, обратились к главе Авдеевского сельсовета Валерию Каргальцеву. К кому же еще? Ведь он и есть та власть, которая отвечает за все и за всех на селе.
- Нет у меня полномочий, чтобы решать эти вопросы, - признается глава. - Звоню в областное управление социального развития. Там не знают, что делать, советуют обратиться в районный отдел. Там отвечают - мы занимаемся только жилищными вопросами. Адресуют к центру социальных услуг нашего района. В нем мне рекомендуют собрать все документы на женщину, привезти к ним, а уж они передадут их в областное управление социального развития. Зачем нужна вся эта многоступенчатая система социальной защиты, если работа все равно ложится на других должностных лиц, в частности, глав сельсоветов? На эти полномочия нам не дается ни копейки, но бросить людей мы не можем.
Нет связи
Главное, на что сетует Валерий Николаевич, - разорвавшаяся связь между теперь уже областными учреждениями соцзащиты, которые есть в городах и районах области, и местными администрациями сельских поселений:
- Я и многие мои коллеги не знаем, сколько соцработников на территории, какое количество людей у них на обслуживании. Оказание материальной помощи носит чисто формальный характер. Не секрет, что некоторые семьи, несмотря на достаток, регулярно, раз в год, подают заявление в областное управление социального развития для получения материальной помощи и получают ее. Для этого не нужно заключение главы сельсовета, комиссии, характеристики, ходатайства. Мы только подписываем акт материально-бытовых условий. Я не против этого. Но хотелось бы, чтобы была справедливость, ведь помощь необходима в первую очередь тем, кто в ней нуждается.
Проблема для всех
И вновь возвращаемся к теме определения утративших способность к самообслуживанию людей в учреждения социального назначения. С этой проблемой столкнулась и глава Глазковского сельсовета Мичуринского района Светлана Манылова. Она сама принимала участие в судьбе одного из жителей подведомственной ей территории, упрашивала врачей, чтобы поместили хоть на какое-то время в палату сестринского ухода, собирала пакет документов, искала транспорт для перевозки. Где же была социальная служба?
- К сожалению, в структуре нашего центра нет отделений срочной социальной помощи. Проблема острая, актуальная, - признает Юрий Дубинин, директор Центра социальных услуг по г.Мичуринску и Мичуринскому району. - Довольно часто возникает ситуация, когда человека срочно нужно куда-то поместить. И все - наступает стопор. Для этого в Мичуринском районе, как и некоторых других территориях области, созданы палаты сестринского ухода. Лично мне приходится выходить на главу района, главного врача, для того чтобы этого человека приняли в учреждение здравоохранения. Упрашиваешь, потом кому-то из соцработников даешь задание, чтобы он оформил документы, необходимые для оформления в дом-интернат.
На вопрос о том, кто должен заниматься сбором документов, хоть невнятный, но ответ мы все-таки получили из уст Юрия Дубинина. А как же с перевозкой людей - до палат сестринского ухода, дома-интерната? Кто должен этим заниматься?
- Да, возможно, это и наши обязанности, - директор Центра еще сомневается, - но, поймите, у меня в штате в основном женщины, и выполнять роли санитаров им не под силу.
А вот женщинам-главам сельских селений по-прежнему все под силу, почти как у классика: и в горящую избу войти, и коня на скаку остановить, и судьбы немощных инвалидов устроить.
В поисках ответа
За разъяснениями в части организации оказания социальных услуг мы обратились в управление социального развития области. Здесь, как известно, на все вопросы средств массовой информации принято отвечать через официальные запросы и только после согласования с начальником управления. И, тем не менее, нам удалось избежать этой длительной процедуры, пообещав не афишировать имя источника информации. Хотим сразу сказать, что никакой секретной информации он нам не открыл, только лишь в очередной раз подтвердил тот факт, что действующие нормативно-правовые акты в части оказания соцуслуг населению всего лишь красиво написанные на бумаге слова. На практике эти акты дают сбой. Конкретного ответа на вопрос - кто должен озаботиться судьбой человека, попавшего в трудную жизненную ситуацию: одинокого, не способного передвигаться, пожилого - мы так и не получили. "Он должен собрать пакет документов, обратиться в Центр оказания соцуслуг с письменным заявлением, путевки в стационарные учреждения соцзащиты выдаются в региональном управлении соцразвития. Если человек не в состоянии сам это сделать, он может действовать через своего соцработника", - приблизительно такие фразы прозвучали. А если все произошло внезапно? И у престарелой бабушки умер единственный родственник, а у нее случился инсульт, и ни на каком соцобслуживании она не находилась? Увы, ответа нет.
Читаем закон
В его поисках на помощь может прийти лишь административный регламент предоставления такой госуслуги, как "зачисление на социальное обслуживание отдельных категорий граждан в областные государственные бюджетные стационарные учреждения социального обслуживания населения" (в редакции от 15.10.2012). Здесь, кроме разного рода организационных моментов, формирования прогнозных данных по объемам денежных средств, необходимых для предоставления государственной услуги, расписаны еще и обязанности должностных лиц, структурных подразделений многоступенчатой системы социальной помощи. Так, к примеру, отделу по работе с подведомственными учреждениями социального обслуживания населения управления социального развития области необходимо обеспечить информирование и консультирование граждан по вопросам предоставления государственной услуги. В его же обязанности входит и рассмотрение пакета документов, необходимых для предоставления госуслуги, а также автоматизированный учет ее получателей, уведомление заявителя о предоставлении государственной услуги или о мотивированном отказе в предоставлении государственной услуги.
Пунктом шестым устанавливается, что руководители областных государственных бюджетных учреждений социального обслуживания населения несут персональную ответственность за организацию работы по приему документов для зачисления на социальное обслуживание отдельных категорий граждан в областные государственные бюджетные стационарные учреждения социального обслуживания населения и своевременную передачу этих документов в управление социального развития области для принятия решения о зачислении на социальное обслуживание в областные государственные бюджетные стационарные учреждения социального обслуживания населения.
Давайте работать вместе!
По мнению заместителя начальника управления по взаимодействию с органами местного самоуправления, начальника отдела по развитию местного самоуправления Олега Лагутина, проблематика данной темы возникает лишь оттого, что главы сельских поселений не могут отказать своим гражданам в помощи:
- Законодательство урегулировало все вопросы и по оказанию мер социальной поддержки отдельным категориям граждан, и по вопросам организации деятельности органов местного самоуправления.
Очевидно, что отдельные моменты на практике дают сбой. И над этим нужно работать, в том числе и в плане налаживания конструктивного взаимодействия между органами социальной защиты населения и администрациями органов местного самоуправления.