Гипс за деньги
Самая дешевая травма - ушиб, самая дорогая - полный разрыв позвоночника. Правительство утвердило таблицу выплат страховых взносов за перелом или рану, полученные в общественном транспорте.
Со следующего года перевозчики должны застраховать здоровье своих клиентов на два миллиона рублей. "Стоимость" травм определяется в процентах от этой суммы.
В "Правилах расчета сумм страхового возмещения при причинении вреда здоровью потерпевших" на тридцати листах перечисляется, сколько стоит тот или иной вред здоровью, полученный пассажиром во время поездки на всех видах транспорта (за исключением легкого такси) или в результате аварии на опасном объекте.
Так, потеря двух-трех зубов оценивается в пять процентов от максимальной суммы компенсации вреда здоровью, то есть в 100 тысяч рублей. Эта травма равноценна ожогам и обморожениям I-II степени площадью от трех до пяти процентов поверхности тела. За двойной перелом одной челюсти или травматический шок заплатят 200 тысяч рублей.
Перелом голени обойдется страховщикам в 240 тысяч рублей, вывих плеча - 300 тысяч. А 700 тысяч рублей станет компенсацией за потерю кисти до уровня запястья. Необратимое обезображивание лица "стоит" 800 тысяч рублей, а полный перерыв спинного мозга - 1,5 миллиона рублей. Ушиб - всего две тысячи. Если у потерпевшего несколько травм разного характера, то выплаты просто суммируются.
В основном аварии на транспорте влекут за собой механический характер травм - ушибы, переломы, сотрясения мозга. Но постановление определяет и сколько получат граждане, для которых трагическая поездка обернулась инвалидностью. Для I группы это два миллиона рублей, для II - 1,4 миллиона, для III группы - миллион рублей. Если инвалидом стал ребенок, ему положено два миллиона рублей. А человеку, которому уже выплачивали деньги от страховщиков, с установлением инвалидности просто доплатят разницу.
Закон об обязательном страховании пассажиров на общественном транспорте предусматривает максимальную сумму возмещения в два миллиона рублей. Пока такие выплаты своим клиентам производят только авиакомпании.
Но теперь пассажир сможет получить ее не только при авариях, но даже в том случае, если, например, маршрутка или автобус резко затормозили, и человек упал. Раньше таких выплат не было.
По правилам, когда человек получает травму в общественном транспорте, нужно сообщить об этом водителю и сотрудникам ГИБДД. Однако многие пассажиры о тяжести своих травм в момент их получения зачастую просто не догадываются, поэтому, пошумев в салоне на неаккуратного водителя, отправляются по своим делам. Когда же оказывается, что обычный на первый взгляд ушиб - это перелом ребра, то факт, что пассажир получил синяк, перелом или любую другую травму именно в автобусе или маршрутке, надо уже доказывать. Как? Пока не ясно.
Алгоритм для пострадавшего
Что делать, если вы пострадали в общественном транспорте? Обязательно поставьте в известность водителя, что вы пострадали и вам нужна медпомощь (сообщите ему свою фамилию, имя, отчество). Возьмите у него акт о причинении вреда жизни и здоровью. Запишите фамилию водителя, инвентарный номер троллейбуса или автобуса. Попросите водителя вызвать сотрудников ГИБДД и скорую или вызовите сами. Запишите данные свидетелей (ФИО, номер телефона). Если вы не взяли акт о причинении вреда жизни и здоровью у водителя, при первой возможности обратитесь за ним к перевозчику. После этого нужно пройти судебно-медицинскую экспертизу (по направлению ГИБДД или страховой компании) для установления степени тяжести полученной травмы. Страховщик обязан составить акт о страховом случае в течение двух рабочих дней со дня получения от потерпевшего (а в случае его смерти - от наследников) заявления с приложением документов.
На железнодорожном, морском и внутреннем водном транспорте, по официальной статистике, число пострадавших в различных происшествиях в среднем за год измеряется единицами. Причем эти цифры включают и обслуживающий персонал самих транспортных компаний. При более опасных авиационных перевозках гибнет от нескольких десятков до нескольких сотен человек в год. И только в автомобильном транспорте ежегодно получает смертельные травмы около 30 тыс. человек и около 300 тыс. человек оказываются ранеными. Но при этом статистика не дает разбивки между личным легковым, коммерческим грузовым, внутригородским и междугородным пассажирским транспортом.
Интересные детали
В случае наличия вины самого потерпевшего в том, что ему причинен вред, Гражданский кодекс дает основания для уменьшения страховой выплаты, поскольку пассажир обязан соблюдать правила перевозки. А если будет доказано, что вред пассажиру причинен в результате его умышленных действий (а такие случаи имели место в страховой практике), то страховщик должен быть освобожден от обязанности возмещать вред. Но такие случаи, как правило, решаются в суде. Страховщики не исключают, что закон даже может стимулировать самоубийства, например, в метро. Очень трудно определить, сам человек прыгнул под поезд или его затянуло туда воздушным потоком, у него закружилась голова или его толкнули. Подобные случаи уже имели место, и страховщики были вынуждены по ним платить, если не доказывали в суде иное.
Из чьего кармана?
Не прошло и недели с очередного изменения в сфере деятельности тамбовского общественного транспорта: с 1 декабря стоимость проезда в городских автобусах и троллейбусах увеличилась с 9 до 11 рублей, в автобусах малой вместимости ("Газель") - с 10 до 12 рублей за одну поездку, - а на горизонте замаячили новые перемены. Откровенно говоря, многие до сих пор по старой памяти протягивают кондуктору девятирублевую пригоршню монет, не привыкнув еще к новому тарифу. А ведь вполне возможно, с нового года (или чуть позже) нас с вами будет ждать очередное повышение платы за проезд.
Как отмечают специалисты "Тамбовгортранса", одним из факторов, повлиявших на декабрьское повышение тарифа, стало то, что с 1 января 2013 года вводится обязательное страхование пассажиров, которое предполагает: если пассажир во время поездки получит травму, ему положена компенсация. Для создания фонда таких выплат транспортные предприятия должны будут отчислять ежемесячные страховые взносы. Однако если разбираться подробнее, то повышение тарифа на два рубля объективно не сможет обеспечить и страховые взносы, и постоянно растущие цены на автобусные "комплектующие", ремонт и топливо. Откуда возьмутся дополнительные финансы? - вопрос насущный, но пока риторический…