- Олег Валентинович, режиссеры в один голос говорят, что с вами легко работать, вы всегда готовы импровизировать и вносить свое видение в роль и постановку. Так в чем же ваш секрет?
- Думаю, что это, прежде всего, школа. Я доволен, что учился у такого педагога как Анатолий Иванович Серков, это наш театральный институт. И даже сравнивая с современной молодежью, понимаю, что у нас была намного серьезнее подготовка в то время. Да и заканчивали мы ведь режиссерское театральное отделение, а такой предмет как режиссура очень помогает в нашем деле. Даже сейчас, читая какую-нибудь пьесу, сразу же начинаешь шевелить головой и представлять поставку с разных позиций.
- Вы упомянули молодые поколения. Скажите, тяжело работать с новичками, и какие они, юные по опыту, но не по возрасту актеры?
- В таких случаях я всегда вспоминаю себя. Когда я учился еще на 4 курсе, у нас был педагог по сценическому движению - действующий актер нашего театра. И однажды на перемене он ко мне подошел и говорит: "Олег, сходи в театр, там собираются ставить новую пьесу, и им нужен парень твоей фактуры". Это было как раз зимой, где-то в декабре. Ну, я пришел, оказалось, что режиссер-постановщик и главный режиссер театра решили ставить пьесу "Остров" Эдуарда Окопова. Мне предложили роль шпанистого парня с кличкой Дед Мороз. Начали работать, вроде и 3,5 года института и все там… и тут я понимаю, что что-то внутри меня начало переворачиваться. Я ничего не понимаю, что вообще происходит вокруг. Мы в институте работаем так, здесь совсем иначе. И дошло все до того, что я после Нового года просто заболел. И потом уже вошел в колею, мне очень помогли мастера своего дела, благодаря им я вклинился.
Молодежи, которая приходит в театр, надо учиться адаптироваться. Наша профессия такова, что мы учимся каждый день. И значит надо учиться у тех, кто уже давно работает в театре.
- Театр меняется. Раньше он больше шел за строгими канонами, сегодня появляется больше новшеств. Вот потрясающая премьера этого сезона «Женитьба» и вдруг там … современные постеры на столбах. Вот на ваш взгляд, какой стал театр, что изменилось и должно ли так быть?
- Мне кажется, театр тем и хорош, что сохраняет старое и вечное - классику, но в тоже время, ориентируясь на современное положение, старается идти в ногу со временем. Есть спектакли, которые изначально настолько понятны и актуальны, что современные нотки им не нужны. Помню спектакль "Игра любви и случая", который просто обожал зритель. Мы там пели в микрофоны, декорациями были расплетенные на веревки канаты, а в центре была дверь и маленький балкончик. Мы приезжаем в город Орел с этим спектаклем и узнаем, что местный театр играет эту же постановку, но в четком классическом исполнении. Люди были в восторге, что мы им старую тему привезли как какую-то феерию. Были все те же конфликты, те же переживания, но просто немного современнее. Этот должно быть, ведь меняются эпохи, меняется им сам зритель.
- Вы согласны с тем, что популярность театра вновь начала расти?
- Просто 80 каналов на диване начали приедаться, людям хочется общения. Да, я согласен, что все больше людей стали выходить на премьеры, приглашать друзей. Моя мама говорила, что театр - это место особенное. Она застала 60-е, 70-е, когда для похода на постановку шили заранее платья, носили с собой вторую обувь, ведь как так, быть в театре в зимних сапогах. И когда она увидела 90-е, то ахнула.
Помню, как в начале нулевых наш знакомый художник ездил работать в театр в Самару. В каждом городе зрительская ментальность другая. И он поразился, как же все было там. В репертуаре было порядка 20 спектаклей и все были классического репертуара - Островский, Гоголь, Чехов. И все поставлено без новшеств, чисто по тексту. Сильные актеры, замечательный режиссер, а зритель… молодежь. Причем так: билетов не достать за полтора-два месяца до премьеры, берут по блату, с переплатами. Девушки шьют платья, сдирают с мам набор украшений, делают прически и идут в театр. Он рассказывает, что однажды застал такую картину: в каком-то кафе парень подошел познакомиться к девушке. А та спрашивает: "А вы были на последней премьере в театре?" Тот отвечает: "К сожалению, не попал". А девушка: "Тогда нам не о чем с вами разговаривать…"
Я поразился, как?! У нас средний возраст 40-45 лет, а там молодежь… у них в городе такая фишка, мода - молодые люди ходят в театр.
- Олег Валентинович, одна из ваших ролей в этом сезон - в постановке «Фуршет после премьеры». Похожие ситуации - закулисная война, интрига, жесткая конкуренция - в нашем театре такое есть?
- К нам в свое время приезжало много режиссеров, вольных художников. И они еще говорили: "У вас что, театр святой?!" Они удивляются, как у нас все вместе, без кучек и самое главное, никто не враждует. Те, кто перешел от нас работать в другие театры, часто отмечают этот момент. Год работают, два работают, а все равно чужие, все равно какие-то кучки, интриги. У нас такого, слава Богу, нет.
- А в последней премьере «Антигона» было трудно работать? Необычная постановка, масштабная работа…
- Трудностей не было, просто жанр непривычный. Я вот на своем веку ни разу не играл в трагедии. А это была древнегреческая трагедии в современном исполнении, в стиле "рок". Вокал для меня не ново, а вот жанр подразумевал "стенд ап" общение со зрителями. А мы все-таки драматические актеры, мы не можем без внутренних переживаний. Поэтому это была не просто трагедия, не просто рок, а какой-то третий жанр. Для меня, несмотря на то, что там постоянно убийства, жестокость, постановка была о любви. Любовь и смерть… вечное.
- Вечное, как и сам театр… С вами можно общаться часами, но время летит быстро. Олег Валентинович, спасибо вас огромное за беседу!
- У нас как раз кастинг в новую постановку. Надо бежать. Спасибо вашей газете.
Для справки
Олег Шмаров работает в Тамбовском драматическом театре с 1985 года. За двадцать семь лет служения в театре им сыграно более пятидесяти ролей, среди них: Роджер "Все в саду" Э. Олби, Официант "Воровка" Э. Брагинский, Дуардо "Дурочка" Лопе де Вега, Милонов "Лес" А. Островский, Загорецкий "Горе от ума" А. Грибоедов, Лещ "Последние" М. Горький, Лодовико "Фуршет после премьеры" В. Красногоров и многие другие.
Настоящей актерской удачей стала для О.В. Шмарова роль Загорецкого в бессмертной комедии Грибоедова "Горе от ума". "Лгунишка он, картежник, вор, я от него было и двери на запор…", - именно так характеризует старуха Хлестова персонаж Шмарова. Все видят в Загорецком мошенника, но своими подарками и лестью он вызывает симпатию не только окружающих героев пьесы, но и зрителей.
В водевиле "Аз и ферт" Олег Валентинович сыграл сразу две роли. Мордашова - озабоченного отца, который всеми силами пытается выдать замуж дочь, подбирая жениха исходя не из человеческих качеств, а из ... инициалов имени-фамилии, и коммерсанта-неудачника Августа Фиша.
Роль закоренелого циника Леща в спектакле "Последние" М. Горького также является несомненной творческой удачей актера. Новый хозяин жизни, постепенно прибирающий к рукам весь дом, сыгран потрясающе правдоподобно. Со спектаклем "Последние" О.В. Шмаров принимал участие в IV Всероссийском театральном фестивале "Старейшие театры России в Калуге" и в V российском театральном фестивале имени М. Горького в Нижнем Новгороде.