Газета №48 (865), 27 ноября 2012
Перейти к номеру

Школьные годы чудесные, или дети-изгои?

27 ноября 2012, 15:15 Прочитали 2 693 раза
В Тамбовской области идет активная работа экспертной комиссии по реорганизации и возможной ликвидации специальных коррекционных школ-интернатов
Стремясь подогнать непростые судьбы детей с инвалидностью в рамки государственных стандартов, чиновники лишают их права на спокойную жизнь и достойное образование.

- За двадцать лет работы здесь я ни разу не слышал, как наши ребята сказали бы на своего товарища: косой, хромой, не такой, как другие, - говорит директор одной из школ-интернатов Игорь Урбан. - А теперь представьте, как девочку с косоглазием отдадут учиться в обычную школу, и сколько новых и далеко не самых приятных слов она будет слышать о себе каждый день. Тут у них есть друзья, там они станут детьми-изгоями…

Лес рубят - щепки летят

Моршанская специальная общеобразовательная школа-интернат впервые начала свою работу в далеком 1933 году. В те тяжелые для страны годы нашлись и помещение, и достойные педагоги, и желающие учиться. Спустя четыре года стены школы покинул первый выпуск начальных классов, в этом же году школа становится "семилеткой". Долгое время руководством учебным заведением занимался заслуженный учитель РСФСР Анатолий Костяев - человек, чье имя коренные моршанцы до сих пор вспоминают с трепетом и уважением. Уровень подготовки и адаптации детей в школе-интернате довольно высок, после выпуска многие становятся юристами, музыкальными работниками, педагогами.

Сегодня в школе учатся тотально слепые, слабовидящие, дети с нарушением речи и задержкой психического развития, дети-сироты, дети-инвалиды… Для них работают более тридцати учителей, около двадцати воспитателей, узкоспециализированные специалисты, такие, как дефектолог, логопед и другие.

Но вот в этой бочке меда появляется и огромная ложка дегтя. Управление образования и науки Тамбовской области, вложив летом приличную сумму денег в ремонт здания школы-интерната, 19 октября приняло решение о создании так называемой экспертной комиссии, в чью задачу входит оценить различные параметры и решить вопрос о дальнейшей судьбе школы-интерната. На сегодняшний день известно, что комиссия, состоящая из представителей управления образования, местных чиновников, психологов и врачей, уже провела встречу с учащимися интерната и их родителями, дабы решить, что делать с каждым школьником дальше.

Выпускник Моршанской школы-интерната, а ныне практикующий адвокат Вячеслав Лапин рассказывает, как к нему за юридической помощью обратились родители воспитанников.

- Они просто в панике, их собрали и дали уведомление о ликвидации учебного заведения, - говорит адвокат.

Сами же родители вообще не понимают, что происходит.

- Дети сейчас собраны со всех районов Тамбовской области, - поясняет мама Любовь Конькова, - у них есть возможность общаться на равных, они заметно развиваются, лучше говорят, мыслят. Что будет, когда их отправят в обычную общеобразовательную школу! Скорее всего, их не примет сформировавшийся коллектив, они замкнутся в себе и своих болезнях. Да и обычные школы не приспособлены технически для наших детей, нет продленок, воспитателей, таких педагогов, которые знают, как найти подход к совершенно разным детям.

Улыбайтесь, ребята

Я стояла на пороге Моршанской коррекционной школы-интерната и смотрела, как за входной дверью группа ребятишек прильнула к стеклу и наблюдала за мной. Я улыбнулась им и получила такие же искренние улыбки в ответ. Хорошие входные двери, ровные ступеньки и асфальт, новый забор и яркая игровая площадка перед зданием - ремонт в школе-интернате действительно был хорошим.

Я открыла двери в тот момент, когда школьники гурьбой начали выходить на улицу. И тут ученик старших классов прикрикнул:

- А ну расступись, пропустите девушку.

Сзади идущий воспитатель улыбнулась:

- Вот и джентльмена вырастили.

Минут пятнадцать я просто гуляла по коридорам школы. На каждом подоконнике стоят цветы в горшках. Первое, что удивило, все горшки были целыми, в отличие от их товарищей в обычных школах. На окнах висят милые занавески, стены свежевыкрашенные, а линолеум аккуратно постелен. Но дело не в обстановке, меня поразило другое. Каждый воспитанник школы, которого я встречала на своем пути, говорил: "Добрый день, здравствуйте". Не было ни одного школьника, который не поздоровался. Сей факт говорит лишь об одном - там умеют воспитывать достойных людей.

Новая среда

После того, как в школу приезжала комиссия управления образования, родители первым делом написали письма губернатору, Президенту и Патриарху. Директор школы Игорь Леонтьевич уверен, что все это бесполезно, ведь подобные процессы идут во всех регионах.

- Возможно, ликвидируют не только нас, но и специальные коррекционные школы в Жердевском, Уваровском и Сосновском районах, - говорит Урбан. - Многие наши дети будут учиться наравне с обычными детьми. Но вы понимаете, что это нереально. Ведь нужен специальный подход педагогов, да и просто представьте, как жестокость среднестатистического школьника выльется на них. Они станут изгоями.

Известно, что Президент РФ подписал указы, обеспечивающие до 2020 года увеличение до 25% доли образовательных учреждений среднего, высшего и профессионального образования, приспособленных для обучения детей-инвалидов. А это значит, что закрываться специальные учебные заведения будут по всей стране.

Слово управлению

Управление образования и науки Тамбовской области в лице заместителя начальника Марины Быковой официально поясняет, что никакого процесса ликвидации не идет, вернее, пока не идет…

- На сегодняшний день в этих четырех специальных учебных заведениях работает экспертная комиссия, чья задача провести реорганизацию школ-интернатов, возможно, что где-то пройдет и ликвидация, - говорит Марина Васильевна, - но это будет только после того, как закончится текущий учебный год.

Марина Быкова уверена, что сами педагоги повели себя некорректно, распространив ложную информацию среди родителей и подбив их на какие-то демонстрации.

- Когда мы первый раз после приказа приехали в Моршанск, возле школы-интерната родители, в том числе были и мамы, лишенные родительских прав, устроили непонятный митинг, говорили, что детей как щенков выкинут на улицу 15 ноября, - рассказывает Быкова.

- Тогда объясните, если все так, то что же будет с детьми и помещением школы-интерната в Моршанске на самом деле? - спрашиваю я.

- Все решит экспертная комиссия. Школы-интернаты у нас закрываются каждый год, демографическая ситуация в стране отрицательная. Что касается Моршанска, то трое слепых школьников в этом году выпускаются, слабовидящие будут переведены в Красненькое под Тамбов. Родители уже ездили туда и всем остались довольны. Хотя таких школьников можно и в обычную общеобразовательную школу, только учиться нужно за первой партой. Для всех остальных также есть места в других специальных коррекционных интернатах согласно профилю заболевания, - говорит Марина Быкова.

- Что же получается, что школу-интернат в Моршанске все-таки ликвидируют, раз так все расписано?

- Это пока планы, но возможно, что да.

- Тогда куда уйдет помещение?

- В Моршанске есть три техникума, которые очень нуждаются в общежитии, в том числе и для детей-сирот. Это здание с ремонтом и хорошими условиями идеально для них подходит.

Вместо итога

Известно, что порядка 20 детей вообще будут выведены из системы специального образования и по заключению врачей отправятся в обычную школу. Как та девочка с косоглазием. Хочется верить, что попадет она в адекватный класс, и никто из сверстников не превратит ее жизнь в ад…

Нас заверили, что порядка 60% персонала учреждения останутся работать и дальше, будут задействованы в работе общежития. Директор и его заместитель также будут трудоустроены, для большинства педагогов есть места в общеобразовательных школах Моршанска. Дай Бог, чтобы все действительно было так.

- Половина учащихся интерната - жители Моршанска и Моршанского района. Вот чего родители, живущие по соседству, решили их в интернат отдать на полное гособеспечение? - говорит Марина Быкова. - Часть детей может жить дома и ходить в обычную школу.

Наблюдая эту историю, понимаешь, что каждый перекладывает ответственность за детей на чужие плечи. В школе в Жердевке хотят сменить форму собственности, то есть снять с бюджета области еще одну головную боль, объясняя, что больше половины воспитанников - местные жители. Управление образования считает неправыми родителей, родители - управление образования. И пока мы тыкаем пальцами друг в друга, страдать от этого будут только дети…

  • Вконтакте
  • Фейсбук
  • Одноклассники
  • Твиттер