Газета №47 (864), 20 ноября 2012
Перейти к номеру

Многонациональная национальность

20 ноября 2012, 13:02 Прочитали 1 887 раз
Национализм народов, входящих в состав России, - явление двадцатого века
В одном из недавних номеров нашей газеты мы пытались выяснить демографическую ситуацию в различных городах и районах нашей области. Уже тогда стало понятно, что не менее, а может быть, и более интересное дело - разобраться в причинах того, почему та или иная территория по-прежнему сидит в демографической яме, в то время как другие являются лидерами в состязании "родился - умер". Или "прибыл - убыл" - тоже актуальная тема.

Как оказалось, это не так просто, и в одном материале коснуться всех сторон развития городов и районов, которые могут влиять на демографическую ситуацию, практически невозможно. Поэтому сегодня мы попытаемся выяснить, как же обстоят дела в здравоохранении территорий-лидеров и отстающих.

Россия для всех

Но когда и как подобное развитие местного, не побоюсь сказать - местечкового, национализма вообще стало возможным? И здесь не обойтись без ухода в историю.

По данным на 1899 год, на территории Российской империи русское население составляло 72,5 процента. Кроме титульной национальности, в стране проживали: финны - 6,6 процента, поляки - 6,3 процента, литовцы - 3,9 процента, евреи - 3,4 процента, татары - 1,9 процента, башкиры - 1,5 процента, немцы - 1,3 процента, шведы - 0,4 процента, киргизы - 0,2 процента, калмыки - 0,1 процента, греки - 0,06 процента, болгары - 0,05 процента, армяне - 0,05 процента, представители других народов - 1,74 процента.

Все религии римско-католические и реформаторские, а также христианские караимы, иудеи, мусульмане и буддисты имели гарантированное законом право свободного вероисповедания своей религии, могли совершать брачные обряды и вести метрики о рождении и смерти. А католическая церковь вообще получала содержание из общероссийской казны.

Один из самых серьезных национально-религиозных мифов советской эпохи связан с якобы необычайными притеснениями евреев в России в дореволюционную эпоху. В этой связи только два замечания. Первое - 30 процентов всех миллионеров в царской России были чистокровными евреями. Второе - иудейским семьям абсолютно официально разрешалось нанимать так называемых "шаббат-гоев". Ведь правоверный иудей в шаббат, то есть в субботу, не имеет права вообще ничего делать. Как обходиться? Для этого нанимались гои, то есть неевреи, которые в этот день выполняли всю необходимую работу по дому. Даже этих двух сюжетов вполне достаточно, чтобы понять, какими евреи в царской России были "униженными и оскорбленными".

А о том, какой "тюрьмой народов" была царская Россия для всех ее жителей, легко видно из религиозного состава учащихся различных учебных заведений. По официальным данным на 1895 год, в процентном выражении разные конфессии в составе учеников мужских учебных заведений составили: православные - 63,2 процента, римо-католики - 11,2 процента, лютеране - 14,8 процента, евреи-иудаисты - 5,2 процента, мусульмане - 1,2 процента, прочие - 4,4 процента. Аналогичные данные по женским гимназиям на 1892 год: православные - 76 процентов, католички - 5,8 процента, лютеранки - 7,1 процента, еврейки - 8,3 процента, прочие - 2,8 процента.

А теперь сравните с тем, сколько всего в стране жило представителей разных религий и "почувствуйте разницу": православных на 1870 год - 70 процентов, сектантов - 1,1 процента, католиков - 8,9 процента; евреев-иудаистов - 3,2 процента; мусульман - 8,7 процента; язычников - 0,7 процента, прочих - 7,4 процента.

В результате показатели процентного соотношения населения по национальному признаку с процентными показателями структуры учащихся по конфессиональному составу практически совпали. А если учесть, что отметки о национальности в паспорте граждан Российской империи просто не было, то все, в принципе, имели равные права в учебе и общественной жизни.

Интересная деталь - в царской России, этой "поголовно неграмотной", согласно советской пропаганде, стране, начальное обучение было полностью бесплатным, а с 1908 года оно сделалось обязательным для всех. С этого момента ежегодно открывалось около десяти тысяч новых школ. В 1913 году их общее число превысило 130 тысяч. Анкетирование, проведенное Советами в 1920 году, установило, что 86 процентов молодежи от 12 до 16 лет умели писать и читать. Когда они этому научились - не в годы же гражданской войны? Естественно, еще до революции. А по количеству женщин, обучавшихся в высших учебных заведениях, Россия в начале прошлого века занимала первое место в Европе, если не во всем мире.

В советские годы местное население старших поколений в республиках СССР рассказывало, что до Первой мировой войны жители намного охотнее обращались за помощью к представителям русской администрации, чем к своей кровной, потому что именно свои были взяточниками. А вот русские, "федеральные", чиновники, не связанные кровными узами с местными кланами, как раз и утверждали единые общеимперские законы.

Ненациональный вопрос

Легко увидеть, что национальное происхождение не было препятствием для занятия самых высоких государственных постов в Российской империи. В числе российских министров постоянно встречаются немцы, татары, армяне. Поляки, грузины, шведы, финны командовали армейскими штабами и корпусами. Практически все иностранцы уже во втором-третьем поколении обрусевали и служили России как ее патриоты на самых разных поприщах. Багратион, Даль, Крузенштерн, Врангель, Беллинсгаузен - список можно продолжать до бесконечности. В этом смысле Россия - империя уникальная. Даже мусульманские и кавказские народы, когда-то покоренные силой, проявили свою верность в годы Первой мировой войны - те же туркмены-"текинцы" или кавказская "Дикая дивизия".

Как справедливо отмечают многие историки, украинского вопроса до революции вообще не существовало как вопроса национального - это был вопрос внутрирусский. Если рассматривать русских как единую общность великороссов, которых сегодня как раз и называют русскими, малороссов и белорусов. До сих пор отличия между этими тремя ветвями одного народа в действительности меньше, чем между жителями разных немецких земель. Однако все коренные обитатели Баварии, Саксонии и Пруссии считают себя одним народом - немцами. А вот три родственных друг другу ближе некуда народа зачастую готовы сегодня перегрызться насмерть.

Кстати, никогда не понимал, почему нынешних украинцев название "малороссы" обижает, а "украинцы" - нет. "Малая Россия" - центральная, исконная часть русского государства, где Россия как страна и появилась. Это ядро российской цивилизации. "Великая Россия" - большая, разросшаяся, увеличившаяся по сравнению с "Малой Россией" - своим центром. А "украина" - это банальная "окраина". К названию национальности оно изначально не имело вообще никакого отношения. Получается, что нынешним обитателям Малой России обидно осознавать себя жителями центра, ядра цивилизации, а народом, живущим на окраине, то есть провинциалами - нет?

Лично я так не думаю. Но здесь многое зависит от того, когда и под каким соусом все было подано. И здесь есть еще одна интересная деталь. Сегодня в это трудно поверить, но именно украинские коммунисты в первые годы существования советской власти были наиболее ярыми националистами. В начале двадцатых годов прошлого столетия на Украине все было только национальным - язык, вывески на улицах и так далее. Поэтому сегодняшние "незалэжэнцы" во многом идут от тогдашних "красных". Такая вот получается ситуация - украинские коммунисты двадцатых годов оказываются чуть ли идеологическими предшественниками нынешних националистов. Собственно, даже сами термины "Украина" и "украинцы" вместе со всеми другими националистическими "приблудами" закрепились в крае как раз в первые годы советской власти.

Осетия - единая и неделимая

Нечто похожее происходило в те годы и в Грузии, где у власти находились меньшевики-националисты. Не исключено, что сегодняшнее стремление во всем противопоставить себя России идет как раз оттуда. По крайней мере, это противопоставление уж точно никак не связано с самым началом девятнадцатого столетия, когда последний грузинский царь на коленях просил русского императора принять Грузию в состав империи. Иначе грузинам грозило практически полное исчезновение с лица земли - турки бы повырезали.

С первыми годами после октябрьского переворота связан эпизод в грузинской истории, который к сегодняшним конфликтам на Кавказе имеет самое непосредственное отношение. В 1920 году произошло разделение прежде единой Осетии на две части - северную и южную. Северная Осетия вошла в состав России, а южную Ленин "подарил" меньшевистскому руководству Грузии - чтобы отношения не портить.

Плоды подобной национальной политики не только на Кавказе пришло время пожинать позднее. И это как раз наше время. И здесь опять вспоминается дореволюционная Россия, где, по большому счету, не существовало деления территории страны по национальному признаку. На 1914 год Российская империя состояла из 101 части: 78 губерний (в том числе 8 финляндских губерний), 21 области и двух округов. Некоторые из губерний и областей были объединены в 8 генерал-губернаторств, а Кронштадт управлялся единственным в империи военным губернатором. В девяти городах существовали градоначальства. Несмотря на подобное деление, при управлении различными частями империи учитывались и особенности разных территорий, поскольку разные территории имели свои особенности государственного управления. Были губернии, которые управлялись по "Общему учреждению губернскому". Ряд губерний и областей управлялись по особенным учреждениям: "Учреждению об управлении губерний Царства Польского", "Учреждению управления Кавказского края", "Временному положению по управлению Закаспийской областью", "Положению об управлении Туркестанского края" и так далее.

Тем не менее, какого-то деления по национальному признаку здесь не видно. Хорошо это или плохо - вопрос другой. Но подобная структура позволяла с успехом управлять огромной территорией, населенной сотнями народов, сохраняя при этом самобытность подавляющего большинства из них.

Нынешнему руководству страны предстоит решать те же задачи, но уже в своих конкретных исторических условиях. И успех или неуспех государственной национальной политики в наши дни - это вопрос существования России. Не больше и не меньше. Впрочем, как всегда.

  • Вконтакте
  • Фейсбук
  • Одноклассники
  • Твиттер