Газета №46 (863), 13 ноября 2012
Перейти к номеру

Без семьи-2

13 ноября 2012, 15:42 Прочитали 1 319 раз
Ювенальная юстиция станет толчком для усиления коррупции
В одном из предыдущих номеров мы начали, на наш взгляд, очень серьезный разговор о том, что же представляет собой понятие, которое сегодня активно пытаются ввести в нашу жизнь, - ювенальная юстиция. И, как выясняется, не только родители, но и специалисты пока не успели разобраться толком, что это такое. Часто сторонники введения "ЮЮ" в России говорят о том, что государству и обществу надо особо заботиться о детях. Но на деле все далеко не так просто и однозначно.

Отзыв – отрицательный

Первоначально идея сводилась к созданию специализированных детских судов. Первый такой суд был создан в 1899 году в Чикаго. Дальше - больше. Появилась целая "ювенальная система", куда входили различные учреждения, занимающиеся вопросами детства. В Великобритании целая серия законов о детях и молодежи была принята в 1908 году. Во Франции ювенальный суд инициировал в 1914 году инженер Эдуард Жюлье. Первый ювенальный суд в России проработал с января 1910 до 1918 года. И сейчас сторонники "ЮЮ" в России говорят не просто о создании ювенальных судов, а о введении именно ювенальной системы.

Но пока эксперты дают в целом отрицательную оценку проекту "Основы законодательства о ювенальной юстиции".

По законопроекту подготовили заключения и отзывы более чем сорок организаций, в том числе Минюст, МВД, Минобрнауки, ведущие научные организации, а также организации, работающие с несовершеннолетними. Они говорят о том, что структура проекта вызывает сомнение, объем полномочий и отсутствие четко установленных пределов и четких критериев ведут к тому "...что мы будем иметь дело не с юстицией, а с какой-то более общей формой социальной деятельности, выходящей за пределы правовой сферы".

Кстати, интересный нюанс - активным сторонником "ювенального" законопроекта является скандально известный депутат Лахова, ратующая за секспросвет школьников и принудительную стерилизацию.

Родительское волнение

Не знаю, как кого, а меня, например, как родителя ну не может не волновать то, что все эти "ювенальные" законы откровенно ставят под угрозу независимость семьи - да-да, именно как ячейки общества. Уверен, что все родители хотят сами решать, как их семьям жить, как им воспитывать собственных детей. Но в результате постепенного внедрения в жизнь ювенальной юстиции под удар попадают, в том числе, и традиционные отношения между родителями и детьми, а всяческие социальные и около того структуры получают неограниченные возможности вмешиваться во внутренние дела семьи. Они просто ограничивают право родителей не только на рождение ребенка, но и на его воспитание так, как они сами считают нужным.

В Интернете имеется примерный контракт одного муниципального образования с неправительственной организацией на продвижение ювенального проекта стоимостью более чем в миллион рублей. Сразу возникает мысль - ведь такие деньги надо "освоить". То есть нужны конкретные дети, подпадающие под орбиту "ювенальной юстиции". Чем больше денег, тем больше детей и родителей требуется вовлекать в систему - надзирать, проверять, лишать родительских прав.

Ювенальная юстиция предлагает включить в понятие "ювенальной системы" проекты и мероприятия социального, педагогического и медицинского характера, направленные на профилактику и реабилитацию несовершеннолетнего, которые будут направлены на несовершеннолетних, "нуждающихся в защите их прав, свобод и законных интересов". Нуждается ли ребенок в такой защите, будут определять те же муниципальные органы и неправительственные общественные организации. А как же семья? А никак.

Без ремня

До сих пор помню, как не раз приходилось в детстве стоять, упершись лбом в угол, и размышлять "за жизнь". Уверен - если бы не эти стояния и другие наказания, которые периодически выпадали мне, многое в жизни могло бы сложиться по-другому. И если честно, теперь иногда даже жалею, что наказаний в детстве было все-таки маловато - они от многого способны отучить.

А теперь представьте себе, что ваше чадо лет тринадцати-четырнадцати (в угол в таком возрасте, конечно, не поставишь, но есть целый набор испытанных дедовских методов, пригодных именно для "плохишей"-подростков) пришло домой в подпитии, а заодно в подкуритии. Что вам как родителю делать - прочитать беседу о вреде алкоголизма или взять ремень и прочитать ту же лекцию, сопровождая ее ударами по соответствующим "болевым точкам" юного организма? Что для подростка более убедительно?

По мнению тамбовского педагога-психолога Елены Булгаковой, с самого раннего возраста родители должны сформировать у ребенка представления о том, "что такое хорошо" и "что такое плохо".

- Оказывая психологическую поддержку ребенку, заботясь о нем, родители не должны формировать у него чувство "Центра Вселенной", потакая всем его капризам, сиюминутно выполняя всего его желания, - уверена Елена Сергеевна. - К сожалению, в современных семьях именно так очень часто и происходит. Поэтому к подростковому возрасту ребенок мнит себя всемогущей личностью, тем более, что у него появляется больше прав, забывая о том, что вместе с правами появляются и обязанности. Не так давно в России отцы воспитывали своих детей личным примером и с помощью розг, и дети всегда уважали и почитали своих родителей, даже тогда, когда сами становились отцами и матерями.

Но помилуйте, ребята, какие могут быть розги или ремень как их современный вариант при ювенальной юстиции? В угол не поставишь. Одна знакомая как-то рассказывала, как недавно пригрозила четырехлетней внучке - мол, я тебя сейчас крапивой… А та моментально в ответ: "Я тебя посажу!" Замечание в преддверии введения "ЮЮ", так сказать.

Мнения

Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл на открытии XIV Всемирного русского народного собора, говоря о ювенальной юстиции, в частности, отметил следующее:

- Никто не должен решать за родителей, какого мировоззрения должны придерживаться дети, каков должен быть их образ жизни - должны ли они, к примеру, соблюдать пост, исполнять обязанности по дому, придерживаться определенных норм в общении с противоположным полом, а до определенного возраста - физически ограждаться от опасных и вредных поступков.

Профессор Алексей Осипов указывает на нарушение ювенальной юстицией, прежде всего, основного закона социальной жизни:

- Ювенальная юстиция разрушает основной путь общественной жизни, закон общественной жизни. Каков этот закон? Это закон дисциплины и подчиненности в обществе. Если вы солдату дадите те же права, что и генералу - все, армия закончилась. Если вы сотруднику, работнику фирмы, дадите те же права, что и хозяину - все, фирма лопнула. Если вы дадите любому гражданину права президента - все, государства нет. Если вы дадите ребенку не только те права, что и родителям, а большие даже права - а ювенальная юстиция как раз об этом и говорит - что будет? Слышите? Нарушается основной закон социальной жизни.

Публицист Татьяна Шишова уверена, что применение ювенальной юстиции приведет к растлению детей, так как родители и учителя юридически потеряют рычаги воздействия на них, к ухудшению школьной дисциплины, поскольку под ювенальным контролем ребенок будет сам решать, что он хочет делать, и в случае противодействия взрослых сможет подавать на них в суд, что подтверждается опытом, полученным на Западе.

Отличный пример можно привести из французского опыта. Он описан писателем Анатолием Гладилиным. Полиция долго ждала, пока одному малолетнему преступнику исполнится 18 лет (во Франции по достижении человеком 18 лет на него перестает распространяться действие ювенальной юстиции). Когда же его арестовали, то оказалось, что за свою несовершеннолетнюю жизнь он совершил несколько сот тяжких преступлений, причем иногда совершал пять-семь преступлений в день. А сейчас, по мнению доктора юридических наук, профессора Данила Корецкого, разговоры о ювенальной юстиции сводятся к бесконечному смягчению наказания, по существу, к безнаказанности преступников.

Юрист-правозащитник Игорь Смыков считает, что проект "Ювенальная юстиция" является частью информационной войны, цели которого - устранить родителей и педагогов от воспитания детей, а молодое поколение передать на воспитание специалистам по "правам и свободам ребенка".

Директор "Института демографических исследований" Игорь Белобородов придерживается мнения, что существует три основные заинтересованные во введении в России ювенальной юстиции группы: чиновники, склонные к коррупции, гомосексуалисты, которые не могут иметь собственных детей, и материально заинтересованные лица, которые станут получать дополнительные деньги за каждого ребенка, отобранного у родителей.

  • Вконтакте
  • Фейсбук
  • Одноклассники
  • Твиттер