Известно, что в России зарабатывать деньги путем обмана и махинаций - дело обычное. Народ даже не пугает то, что за это можно попасть на приличный тюремный срок. Нет, кого-то это, безусловно, останавливает. Но удивительно, на закон все чаще и чаще плюют вполне обеспеченные граждане, добившиеся высокого статуса, в том числе и "государевы люди". Тамбовщину, к сожалению, коррупционные факты в бюджетной сфере также стороной не обходят. Достаточно вспомнить дело экс-чиновника, возглавлявшего комитет госрегулирования тарифов, который совместно с одной из компаний топливно-энергетического комплекса региона нанес потребителям электроэнергии многомиллионный ущерб. Спешат подзаработать и чиновники в сельской глубинке. Правда, здесь деяние было определено как "Получение взятки" и ущерб был несколько скромнее. Руководитель одного из сельсоветов незаконно выделил земельный участок, находящийся в муниципальной собственности, площадью 0,3 га под индивидуальное строительство заинтересованному лицу, оформив документы 1993 годом. За это чиновник планировал получить 250 тысяч рублей.
Сфера ЖКХ одна из самых коррупциогенных. Только в этом году, по данным полиции области, здесь привлечено к уголовной ответственности семь лиц из числа руководства управляющих компаний и ТСЖ. По приговору суда на пять лет лишения свободы осуждены руководители ООО "ЦЭСТ" за хищения денежных средств участников долевого строительства жилья на сумму 30 миллионов рублей. Пресечена преступная деятельность руководства некоммерческой организации по ипотечному кредитованию граждан "Тамбов-кредит", совершивших хищения средств вкладчиков в размере более 41 миллиона рублей. Есть примеры выявления и документирования полмиллиардных хищений при реализации инвестиционных проектов с последующей легализацией денежных средств.
Депутаты против мошенников
Чаша терпения переполнила и депутатов Госдумы. Видя безнаказанность не только в чиновничьей среде, но и в предпринимательской, народные избранники принялись "переписывать" Уголовный кодекс. В их планах - детально прописать новые виды мошенничества. Среди обсуждаемых идей: ввести отдельное наказание за аферы чиновников, более точно обозначить признаки финансовых пирамид и строже наказывать за обман, когда человек остался без жилья. Комитет Госдумы по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству создал специальную рабочую группу, которая будет дорабатывать проект поправок в Уголовный кодекс, детализирующий понятие мошенничества. Пока в проекте значатся шесть новых статей для аферистов.
Документ уже принят в первом чтении. Но в таком виде его не оставят. Сейчас начинается решающая работа над проектом. Будущий закон призван упорядочить судебную практику назначения уголовной ответственности за мошеннические действия, порой имеющую чрезмерно расширительную трактовку. В результате, как отмечают правозащитники, правоохранители часто возбуждают дела на предпринимателей, пытаясь найти уголовную хитрость там, где человек просто проявил деловую хватку. Зато настоящие мошенники подчас уходят от погони.
Статистика свидетельствует о том, что из всех дел, возбуждаемых по статье 159 УК, предусматривающей ответственность за мошенничество, примерно половина доходит до суда. К реальным срокам лишения свободы приговариваются уже не тысячи, а сотни человек. Однако впоследствии в результате кассационного пересмотра дел отбывают уголовные наказания лишь десятки.
По мнению сторонников проекта, новые подходы смогут изменить ситуацию. Среди ключевых предложений: ограничить возможности правоохранительных органов на возбуждение подобных дел по собственному желанию. В большинстве случаев начать расследование можно будет только по заявлению потерпевшего. Эффективно ли? В правовых тонкостях нам помог разобраться юрисконсульт АНО "Юридический Центр "Гарант" Андрей Косарев:
- Эффективность нововведений обуславливается тем, что сообщение о конкретном преступлении будет донесено до полицейских тем лицом, которому непосредственно причинен вред и которое заинтересовано в скорейшем сообщении о преступлении. В итоге сократится время, необходимое для того, чтобы правоохранительные органы узнали о совершенном преступлении.
При этом он отмечает, что и в настоящее время в случае сообщения о преступлении сотрудники полиции все равно обязаны производить проверку по данному факту, вне зависимости от того, к какой категории относится уголовное дело.
- Однако это не означает, что в ситуациях, когда потерпевшие молчат о преступлении, правоохранительные органы будут бездействовать. Пунктом 4 статьи 20 Уголовно-процессуального кодекса РФ предусмотрена обязанность следователей возбуждать уголовное дело в случаях, когда потерпевший не в состоянии сам написать заявление в полицию, либо в ситуациях, когда неизвестно лицо, совершившее преступление, - добавляет юрисконсульт.
В готовящемся законопроекте звучат предложения по ужесточению наказания для чиновников-аферистов. На сегодня за взятки, махинации с бюджетными средствами они несут такое же наказание наравне со всеми.
- Один из принципов уголовного права - принцип равенства перед законом. Он говорит о том, что граждане вне зависимости от своего положения, национальности несут ответственность за совершенные деяния. Данный принцип не стоит путать с принципом справедливости, по которому наказание должно соответствовать тяжести преступления. При определении размера наказания необходимо учитывать только те обстоятельства, которые имеют непосредственное отношение к делу: размер причиненного вреда, степень вины лица… Чиновники же являются обычными гражданами и, совершив преступление, должны нести ответственность по тем же статьям УК РФ, что и другие, в зависимости от тяжести преступления. Единственное, с учетом так называемых квалифицирующих признаков, к которым можно отнести и должностное положение, - комментирует Андрей Косарев.
Еще одно предложение, прозвучавшее во время обсуждения проекта: ввести наказание за создание финансовой пирамиды. Заодно подробно прописать, что это такое. Подобный проект разрабатывается в Министерстве финансов. Также планируется повысить планки крупного и особо крупного размеров причиненного ущерба, от которых зависит наказание. Сейчас в Уголовном кодексе крупным ущерб признается, если стоимость похищенного составила не менее 250 тысяч рублей, а особо крупным - не менее 1 миллиона. Теперь эти критерии предлагается увеличить до 1,5 миллиона и 6 миллионов рублей соответственно. Кроме того, проектом вводится новый квалифицирующий признак: лишение человека жилья путем мошеннических действий.