Вопрос ведром
Проблема с водоснабжением для нашей области далеко не нова. Подземные воды обеспечивают почти стропроцентную потребность населения в питьевом и хозяйственно-бытовом водоснабжении. На сегодняшний день в области разведано 116 участков месторождений пресных подземных вод. В 2009 году эксплуатировались 64 участка, остальные в связи с удаленностью от населенных пунктов в настоящее время не используются. Отдельный вопрос - это степень освоенности месторождений, которая меняется от трех до ста процентов.
Сеть устаревших водопроводов, дырявых труб, слабых насосов, засорившихся водонапорных башен опутывает Тамбовскую область. Добавим сюда низкое качество воды, постоянно растущие цены.
Тепло или горячо?
В случае с горячим водоснабжением весьма показателен пример 5-й Кочетовки. Местные жители уже устали жаловаться во всевозможные инстанции на постоянное отсутствие горячей воды. Многие семьи имеют маленьких детей, которым постоянно требуется теплая вода. Многие мужчины в этих семьях занимаются тяжелой физической работой и в конце трудового дня не имеют элементарной возможности нормально помыться.
Горячая вода как подарок к Новому году в Кочетовке бывает только во время отопительного сезона. Весь остальной год - только холодная.
- В прошлом году горячую воду дали в ноябре, но даже горячей ее трудно назвать, скорее теплая, но и такую уже в апреле отключили, - жалуются жильцы.
Если бы вопрос стоял только в отсутствии воды, возможно, было бы проще. Но одна проблема обнажает другую - нет диалога между простыми потребителями, управляющей компанией и властью. Никто внятно не попытался объяснить, в чем суть проблемы, да и со стороны самих жителей никто не стал "зрить в корень". Так и получается, что одна сторона кидается камнями, а другая молча от них уворачивается. Отсюда и слова жителей о том, что для них одна надежда осталась - написать губернатору, а затем президенту.
Черно-белое
Проблема с отсутствием горячей воды в весенне-летний период автоматически плюсуется к недовольству качеством получаемых услуг в отопительный сезон. Жители говорят, что постоянно мерзнут, приходится включать электрические радиаторы. А это создает лишние расходы на электроэнергию. Даже долгожданная горячая вода "идет из крана" всего лишь теплой. На чьей стороне правда? Вот у управляющей компании есть ответы на каждую поставленную проблему.
- Районная котельная не предназначена для обеспечения горячей водой не в отопительный сезон, - говорит директор ООО "Кочетовские коммунальные сети" Вячеслав Невзоров.
- Мы котельной занимаемся с 2002 года. Оборудование там сильно изношено и в прошлом году нас подвело, - продолжает Вячеслав Александрович. - Если подавать горячую воду весной и летом, то пойдут высокие накрутки. Тарифы на горячее водоснабжение вырастут настолько, что все это будет выглядеть просто нереально.
По словам Невзорова, котельная не рассчитана на круглогодичное обеспечение людей горячей водой. Сейчас ее готовят к началу отопительного сезона. Нас заверили, что на 90 процентов все работы проведены и тепло пойдет в дома согласно температурному режиму.
Но как тогда быть с горячей водой в течение остального времени? Нельзя же всю жизнь прожить на кастрюльках и постоянном кипячении воды. Вячеслав Александрович говорит, что нужно ставить модули на каждый теплопункт. Но это сейчас невозможно. С весьма привычной формулировкой - как всегда, нет денег.
- Вы поймите, мы бы рады, но все упирается в финансовый вопрос, - разводит руками директор.
Тем временем
Горячая вода сегодня - это не просто благо цивилизации, это вопрос нормального существования человека. Не роскошной жизни, а простого, обычного быта.
Конечно, не так трудно кипятить ведра с водой, чтобы помыться всей семье. К примеру, в среднем человеку требуется двенадцатилитровое ведро воды, чтобы совершить все необходимые процедуры. Представляю такую картину. Вечер, семья из четырех человек одновременно греет на четырех конфорках четыре здоровых ведра. Только бы газовая плита выдержала. А делать это каждый день на протяжении полугода? Мои бы нервы не выдержали, я бы не то что президенту, в ООН написала бы. А вы?
Есть и другой вариант. Можно просто не мыться. Подумаешь, в восемнадцатом веке голову вообще мыли раз в месяц. Можно делать много чего и не возмущаться. Или наоборот - не делать. Но качество жизни как раз и складывается из таких мелочей. Хотя горячая вода - далеко не мелочь.
Сегодня мы не предъявляем каких-то претензий к управляющей компании. Их можно понять - не они выбирали эту котельную. Понимаем мы и простых людей, которые работают по восемь-двенадцать часов в день, исправно платят по растущим тарифам, но не имеют возможности даже принять нормальный душ. Понимаем мы и рядовых чиновников, которые, по сути, являются винтиками в системе и не способны на что-то влиять по-настоящему. В таких случаях уместно вспомнить вопросы, которые поставили великие классики и на которые еще с тех пор никто так и не дал ответ.
Кто виноват? Что делать? Кому на Руси жить хорошо?