Газета №38 (855), 18 сентября 2012
Перейти к номеру

Эпоха эгоизма

18 сентября 2012, 16:40 Прочитали 1 282 раза
Или в чем горечь гламура, потребительства и вечной погони за удовольствиями
С некоторых пор довольно плотно к "воспитанию" современной молодежи прикладывает руку телевидение: внедряя в неокрепшие умы новую философию и новые смыслы и ценности жизни. Мерилом и этапами на пути к заветной цели становятся деньги, брэнды, прожигание жизни. Получившая активный ход установка "счастье можно купить" создала ложные ценности, новые модели поведения и новые примеры для подражания.

Смещение ориентиров

Сегодня стали уже привычными слова "общество потребления". Средства массовой информации, гламурные журналы, Интернет, реклама и особенно телевидение по-новому формируют базовые понятия: "успех", "счастливая жизнь"…

Образование, семья, занятия спортом, воспитание детей - вот к чему стремились, что мыслили счастьем и жизненным успехом еще каких-то 30-40 лет назад, когда главными характеристиками человека были его личные качества (достоинство, верность данному слову, трудолюбие, бескорыстная дружба, порядочность), а не статус и материальное положение.

Общество потребления выдвигает на первый план свои ценности: вкусно поесть, одеться в дорогие и престижные вещи, иметь престижные (от соответствующих фирм) часы, обувь, галстук, автомобиль, квартиру, посещать элитные клубы и прочее. Порой человек уже имеет столько, что даже не может всем этим воспользоваться. Но надо, "чтобы было", хотя бы для того, чтобы "утереть нос" окружающим.

Жизненные ориентиры целого общества сдвинулись. Сегодня вся страна следит за покупками звезд, их пластическими операциями, семейной жизнью с калейдоскопом мужей и жен, и не просто следит - каждый, как умеет, подражает, кто-то завидует, кто-то мечтает о подобном. На авангард жизни выдвинули роскошь, эгоизм и потребление.

Для этого явления придумано множество названий: бездумное поколение, обыватель, вечный фан, культ вечно-молодого-вечно-богатого, гламур...

За три последних десятилетия победного шествия гламура по планете он показал себя не просто как мода, как стиль, он начал укореняться как некое настроение общества потребления, его мировоззрение. Мировоззрение, нивелирующее основные духовные приоритеты человека, перенося акцент на роскошь и внешний блеск.

Религия удовольствия

Стремящихся испытать бесконечное наслаждение от жизни становится все больше. Специалисты уверены: жить ни в чем себе не отказывая вредно. Почему?

В эпоху Ренессанса культ удовольствия тоже процветал. Но тогда, к слову, был симбиоз души и тела. Сейчас же духовные ценности имеют второстепенное значение, на первый план выдвинулись удовольствия телесного плана: от принятия пищи, красивых вещей до болезненного внимания к уходу за своим телом. Спросом пользуются всевозможные татуировки и пирсинг, а как расцвела пластическая хирургия. Но этому стремлению создать иллюзию вечной молодости, вечноживущего человека сопутствует внутренняя опустошенность.

Как подчеркивают психологи, стремление украшать себя и перекраивать свое тело обусловлено тем, что на самом-то деле человек не чувствует себя прекрасным. Поэтому ищет поддержки из внешней среды, получая в ней ложное ощущение своей значимости.

Есть такое понятие - быстротечность времени. Человек ощущает себя белкой в колесе. Ей кажется, что она бежит вперед, а на самом деле стоит на месте. Сегодня многие жалуются на то, что не чувствуют, что живут. Вот это отсутствие ощущения проживания жизни - результат выключения эмоциональной сферы. Итог - примитивный образ жизни, основанный на инстинктах, а инстинкты - это получение удовольствия, потребление, освобождение от того, что неприятно.

Кто больше всего страдает от жизни, полной удовольствий? Нетрудно догадаться - семья. Молодым людям очень сложно выстраивать семейные отношения.

Семья от "Прада": качества не жди

Как при таких ценностных ориентирах "поколение потребления" может выстроить счастливую семью?

Как выбирают того самого? По каким критериям? Известно по каким. По критериям потребительского общества: по тому, что одето на человеке и в какой ресторан на какой машине он отвезет, какой подарок вручит и насколько сможет обеспечить. Вообще очень модной в последние десять лет стала характеристика - "он сможет или не сможет ее обеспечить". Вот он, зачастую главный критерий выбора.

И когда два человека, пропитанные эгоизмом и ценностями потребительского общества, пытаются создать семью, выясняется, что им не известны принципы, на которых семья может быть построена. Муж, снявший с себя "Versace", может оказаться просто скотиной, возлежащим у телевизора и не способным проявить нежность, внимание, интерес к эмоциям жены. А жена, оставив в прихожей туфли от "Prada", не имеет представления о доброте, дружелюбии, терпимости, выдержанности, заботе о другом человеке.

Каждый в такой паре жаждет только принять от другого услуги, деньги, подарки, и никому не приходит в голову, что надо научиться отдавать. Отдавать свою заботу, ласку, внимание, время…

Свою пустоту они прикрывают надетыми на себя "фирменными" вещами. О терпении, стремлении к компромиссу, уступках, сплоченности перед лицом житейских проблем говорить тут не приходится. За собственным "Я" люди, гордящиеся своей индивидуальностью, независимостью и цельностью, не видят "МЫ". Корабль семьи разбивается об айсберг холодного эгоизма.

И не стоит торопиться с выводами, такое положение дел коснулось не только нашей страны. Об этом свидетельствует неумолимая статистика молодых разводов: в Германии, Франции их 41%, США - 50%, Англии - 52%, Швеции 65%, Финляндии - 57%… В России разводятся около 80 процентов семейных пар.

Еще одной стороной потребительского мировоззрения стало отстранение от семьи как таковой.

Сегодня многие хотят пожить для себя, взять от жизни все… Причем именно взять - эта установка начинает распространяться на все, и семью в том числе. А ведь семья - это необходимость не только брать, но и отдавать, вкладывать, как в общий котел. А вот этого делать не хочется. Но в этом мало кто признается, ведь есть такие удобные отговорки: "надо сначала встать на ноги", "убедиться, что мы подходим друг другу". Такие люди ищут приятных ощущений, ложного чувства комфорта, отсутствия ответственности.

Не поэтому ли столь большую популярность приобрели "пробные браки", сожительство, иллюзия семьи? "Мы поселились вместе, но "дверь" осталась приоткрытой, чтобы в случае возникновения трудностей всегда можно было улизнуть с наименьшими потерями для себя любимого".

У нынешней молодежи много свободы и соблазнов, много возможностей, но очень мало знаний, что со всем этим надо делать.

  • Вконтакте
  • Фейсбук
  • Одноклассники
  • Твиттер