Плохие дороги - низкая рождаемость
Самый показательный пример - все тот же Уваровский район, в котором за полгода родилось 34 малыша. Это самый низкий показатель среди всех областных территорий. При этом, согласно информации, размещенной на сайте районной администрации, общая протяженность всех дорог в районе составляет 193 километра. Капитальный ремонт и ремонт автодорог общего пользования в течение 2009-2010 годов не производился вообще. В 2010 году доля автомобильных дорог общего пользования местного значения, не отвечающих нормативным требованиям, составила более двадцати процентов. Расходы районного бюджета на транспорт за 2009 год составили 581 тысячу рублей. А вот в 2010 году таких расходов не было совсем, не планировались они и на 2011-2013 годы.
Дальше - очень сложные для восприятия обычным человеком словесные конструкции, поэтому оформлю-ка я это в виде цитаты: "Расходы бюджета муниципального образования на транспорт в части бюджетных инвестиций на увеличение стоимости основных средств за период 2009-2010 годов не производились. Расходы на период 2011-2013 годов в районном бюджете Уваровского района не запланированы". Сложно не сложно, а смысл понятен.
Не было капитального ремонта и ремонта автодорог общего пользования местного значения в Уваровском районе и в 2011 году. Эти дороги на обслуживание немуниципальным и негосударственным предприятиям на основе долгосрочных договоров не передавались. Результат - доля автомобильных дорог общего пользования местного значения, не отвечающих нормам, в общей протяженности дорог составила по итогам 2011 года 28,4 процента. Софинансирование из районного бюджета на содержание автомобильных дорог общего пользования за 2010 год составило 108 тысяч рублей, за 2011-й - 390 тысяч.
Картина - та же
Как мы уже писали, наиболее благополучными территориями Тамбовщины в плане естественной убыли населения за первую половину 2012 года можно считать Кирсанов и Знаменский район. И что интересно, именно в Знаменском районе густота автомобильных дорог общего пользования с твердым покрытием составляет 178 км на 1000 кв.м, что существенно выше среднеобластного показателя (162 км на 1000 кв.м). Все населенные пункты района имеют автотранспортную связь с сетью дорог общего пользования, из них 29 - дорогами с твердым покрытием.
Благодаря целевой программе содержания и развития сети автомобильных дорог Тамбовской области на 2009-2015 годы за счет средств областного бюджета в 2010 году почти на двадцать миллионов рублей отремонтирована дорога в райцентре Знаменка протяженностью 2,3 километра. Кроме того, был выполнен ремонт дороги в селе Дуплято-Маслово по улице Октябрьской - это почти два километра дорожного полотна.
Все в том же 2010 году за счет средств областного бюджета в сумме больше чем на пять миллионов в районе было выполнено содержание автомобильных дорог общего пользования протяженностью 94,8 километра.
Но, тем не менее, в 2010 году доля автомобильных дорог общего пользования местного значения, не отвечающих нормативным требованиям, в общей протяженности автомобильных дорог общего пользования местного значения составила почти 33 процента. При этом объем расходов районного бюджета на дорожное хозяйство уменьшился на 44 процента - до 4 миллионов 470 тысяч рублей.
А вот в Кирсанове доля дорог общего пользования местного значения, которые не соответствуют нормам, в 2011 году дошла до 63 процентов. Из-за крайней нехватки в районном бюджете денег на содержание дорожного хозяйства и из-за того, что финансов на капитальный ремонт дорог в 2010 году из областного бюджета не поступало, в 2010 году таких работ в городе не делалось. Не было капитального ремонта и ремонта автодорог общего пользования и в 2011 году. Но зато администрация города выделила в позапрошлом году миллион двести тысяч рублей на ямочный ремонт улиц и тротуаров. Тогда же был открыт новый маршрут СХТ - Тихвинское подворье Свято-Вознесенского монастыря - Полковая - СОМ. Все-таки нашли в городском бюджете деньги на оборудование остановки - 200 тысяч рублей, были установлены дорожные знаки по улице Полковой и светофор.
И если в 2010 году общий объем расходов бюджета Кирсанова на дорожное хозяйство обозначался красноречивой цифрой "0", то в 2011 году он составил 310 тысяч рублей. Правда, радоваться явно рановато, потому что на 2012-2014 годы расходы по такой теме из бюджета города не запланированы. Общий объем расходов бюджета муниципального образования на транспорт за 2010 год составил 200 тысяч рублей. В 2011 году расходы по данному показателю не производились, и на перспективу до 2014 года этот показатель останется неизменным.
Не лучше и не хуже
Еще один район, который можно рассматривать в качестве лидера по естественной убыли населения и по коэффициенту этой самой убыли, - Сосновский. Разница между родившимися и умершими в минус 288 человек, а также коэффициент размером в минус 18,53 человека на каждую тысячу жителей района заставляет обратить внимание на демографическую ситуацию. А заодно и на дорожно-транспортную.
Здесь доля автодорог общего пользования местного значения, не отвечающих нормативным требованиям, в общей протяженности автомобильных дорог общего пользования местного значения в 2010 году составила почти 48 процентов. При этом общий объем расходов районного бюджета на дорожное хозяйство в 2010 году составил 36 миллионов 733 тысячи рублей. Только на ремонт автомобильных дорог было направлено 27 миллионов 246 тысяч. В позапрошлом году в районе построено почти 11 километров автомобильных дорог, подготовлена проектно-сметная документация на ремонт автомобильных дорог с. Христофоровка - Зеленое, Сосновка - Н.Грязное, Сосновка - Подлесное.
Дороги для миграции
Еще одна интересная тема "демографического вопроса" - миграция. Взять Инжавинский район, где запущена грандиозная птицефабрика. По показателям миграции за первые шесть месяцев нынешнего года район находится в числе лидеров по снижению миграционного прироста - за январь-июнь это снижение составило 127 человек.
В 2010 году доля дорог с твердым покрытием, не отвечающих нормам, составила почти 82 процента. Сокращение числа инжавинцев, живущих в населенных пунктах, в которых нет возможности пользоваться транспортными услугами, с 9,3 до 9 процентов произошло не за счет увеличения числа автобусных маршрутов, а из-за уменьшения численности населения. Да и рост расходов бюджета в 2010 году на дорожное хозяйство был связан с увеличением средств, используемых для содержания дорог, а не для проведения необходимого ремонта.
Доля дорог с твердым покрытием, не отвечающих нормативным требованиям, и в 2011 году осталасья на уровне тех же почти 82 процентов. Да и на транспорт деньги из бюджета района не выделялись.
Не с этим ли связана неблагополучная миграционная ситуация в районе? Не будем спешить с выводами, а попробуем посмотреть еще на одного антилидера в миграционном вопросе. Здесь Инжавинский район по итогам первого полугодия нынешнего года уступил только Петровскому, где снижение миграционного прироста составило 132 человека за полгода - 50 приехавших против 182 уехавших. На этом фоне, по информации, размещенной на сайте районной администрации, дорожное хозяйство постепенно приводится в порядок там, где это особенно необходимо. За два года положено новое асфальтобетонное покрытие на трех улицах в райцентре, реконструированы и построены памятники в честь героических подвигов петровцев в годы Великой Отечественной войны. В течение 2010 года выпилены старые деревья в селе Петровском и других селах района, разбиты аллея у Избердеевской средней школы и парк в селе Шехмань. В 2011 году велся ремонт автодороги "Петровское - Успеновка" протяженностью почти шесть километров, автодороги "Тамбов - Орел - Песчаное" протяженностью четыре с половиной километра. Правда, объекты остались переходящими на 2012 год. Сметная стоимость работ - 60 миллионов рублей, доля местного бюджета - 1,8 миллиона. Ну вот, пожалуй, и все.
И снова вывод
Какие же мысли приходят в голову после всего изученного? Если честно, чувства возникают достаточно смешанные. С одной стороны, явной связи между состоянием дорожно-транспортной сферы и демографической ситуацией, на первый взгляд, не прослеживается. С другой, по крайней мере в плане формирования миграционных потоков, обеспечение нормальными дорогами и транспортом способно внести свою лепту в улучшение ситуации. Соответственно, необеспечение должно вызывать ее ухудшение. Вроде бы Инжавинский и Петровский районы это подтверждают?