Минтруд представил проект реформы оплаты труда бюджетников, основанной на введении так называемого "эффективного контракта". Основная цель нововведения - увязать размер зарплаты с эффективностью работы человека. Согласно планам разработчиков на "эффективный контракт" работников бюджетной сферы должны "посадить" уже в этом году - с 1 декабря проект обретет свою юридическую силу. Профсоюзы бюджетников первыми забили тревогу. И причины тому есть.
Почему именно сейчас встал вопрос о переходе на "эффективный контракт", объяснение тоже найдется. В мае этого года глава государства четко обозначил позицию по увеличению зарплаты представителям бюджетной сферы, закрепив ее указами, которые в ближайшие шесть лет должны способствовать тому, что средняя зарплата врачей, преподавателей вузов и научных сотрудников превысит среднюю зарплату по региону в два раза. А заработки преподавателей начального и среднего профобразования, работников культуры, социальных работников, младшего и среднего медперсонала должны сравняться со средними по экономике региона. Одно лишь "но" прячется за этими планами. Зарплаты будут расти у тех, кто покажет "конкретные показатели качества и количества оказываемых населению услуг". В целом, идея неплохая. Единственное, что вызывает опасение - то, что мы живем в России. И вот тут-то самое время дать слово профсоюзам. Местные, к сожалению, пока от комментариев отказались, аргументируя тем, что юридические службы изучают проект. Тем не менее, обобщив позицию в целом, можно прийти к следующим выводам.
Неопределяемый эффект
В проекте нет четкого финансового обоснования, но есть угроза замещения бесплатных государственных услуг платными. Он делает возможной систему штрафов, запрещенную Трудовым кодексом, велика и угроза того, что определять размер зарплат руководители будут произвольно. Более того, представители профсоюзов говорят о том, что данный проект идет вразрез с президентским указом.
Итак, в проекте нет четкого обозначения круга лиц и организаций, на которых предлагается распространить новую систему. К примеру, неизвестно, будут ли заключать "эффективный контракт" с работниками детских дошкольных учреждений. Непонятно, а кто же будет контролировать эффективность предлагаемых мер.
Важнейшим недостатком проекта считается отсутствие его финансового обоснования. По расчетам независимых экспертов, на ее проведение потребуется 3-4 процента ВВП в год. Не найдем мы здесь и разработанных подходов к нормированию труда бюджетников. А если не будет нормы, как рассчитать эффективность? А можно ли вообще вводить рыночные оценки труда в бюджетной сфере? К примеру, воспитатель детского сада комбинированного вида и воспитатель центра развития ребенка. В чем измерить эффективность их работы? Или госслужащий, депутат, к примеру. Да, можно посмотреть, сколько обращений он принял в месяц и по скольким добился положительного результата, но как высчитать эффективность его законотворческой деятельности, степень его участия в принятии того или иного закона? В бюджетной сфере были и остаются свои критерии - штатное расписание, тарифная сетка, табель о рангах, аттестация, оценка корпоративного сообщества - и иного здесь быть не может.
По мнению экспертов, проект предусматривает, что все государственные органы должны разработать свои критерии и показатели оценки качества и эффективности труда всех работников. Но ведь в бюджетной сфере - сотни специальностей и должностей! Создать их для каждого учреждения и каждого работника потребуются годы, минимум три-четыре. Реформу же планируют запустить уже в конце текущего года. Получается, что мы в который раз бежим впереди паровоза. Не исключено, что все закончится универсальными критериями, "исполнительской дисциплиной" и "количеством опозданий".
Современными отраслевыми системами оплаты труда, введенными совсем недавно, большинство бюджетников недовольно - в регионах критерии оценки труда бюджетников существенно разнятся, и за один и тот же труд платят совершенно по-разному. Взять, к примеру, педагогов. В некоторых учреждениях стимулирующие надбавки пересматривают чуть ли не ежемесячно. Однако и предлагаемая реформа пока ясности в вопрос, как же повысить эффективность труда бюджетников, не добавляет.
К выполнению задачи - готовы!
Задача по обеспечению реализации Указа Президента РФ №597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики" поставлена и перед региональной бюджетной системой. А потому одним из основных направлений бюджетной политики области как в текущем, так и на 2013-2015 годы является поэтапное повышение заработной платы работников бюджетной сферы области, оказывающих государственные (муниципальные) услуги и выполняющих работы в сфере образования, науки, здравоохранения, соцобслуживания и культуры. При этом, как прокомментировали нам ситуацию в финансовом управлении области, темпы повышения среднего уровня оплаты труда указанным категориям работников должны быть четко увязаны с этапами оптимизационных мероприятий, направленных на повышение эффективности соответствующих отраслей социальной сферы. Рост оплаты труда, пояснил представитель финуправления, преимущественно будет обеспечен квалифицированным работникам, исходя из оценки эффективности их деятельности с соблюдением основополагающего принципа, предусматривающего зависимость заработной платы работника от его квалификации, сложности выполняемой работы, количества и качества затраченного труда, а также профессиональных достижений работника.
Осуществить реформу заработной платы бюджетников можно тремя способами, считают независимые эксперты. Первый - увеличить федеральные ассигнования регионам на здравоохранение и образование. Второй - расширить объемы платных услуг, что позволяет сделать ФЗ №83. Третий - существенно сократить сеть бюджетных учреждений, прекратив давать им госзадание, что также заложено в вышеупомянутом законе. Скорее всего, власти пойдут на некий симбиоз второго и третьего пути, сокращая бюджетные учреждения и замещая бесплатные услуги платными.
По мнению Любови Третьяковой, заместителя главы администрации Тамбовской области, начальника финансового управления региона, справиться с поставленной задачей можно, пересмотрев внутренние резервы:
- Да и в самом указе Президента сказано, что не менее трети средств должны быть изысканы за счет сокращений неэффективных штатов, неэффективных учреждений. Мы эту тему также рассматриваем очень предметно, и, естественно, определенные суммы будут изысканы за счет этих направлений. Кроме этого, в нынешнем году на территории области вступил в силу закон о деятельности учреждений, который дал широчайшие права руководителям по активизации работы в части зарабатывания средств.
Есть прибавка
Если смотреть только по этому году, то значительную прибавку к своим зарплатам получили педагогические работники, и в декабре их заработная плата должна приблизиться к 16700 рублей - планируемой средней зарплате в экономике области. На двадцать процентов уже возросла оплата труда представителей системы дошкольного образования - 12295 рублей. Вообще, в педагогическую отрасль региона в сентябре было дополнительно направлено бюджетных ассигнований в сумме более 60 миллионов рублей. Постановлением администрации области прибавки к своим зарплатам получат и работники учреждений дошкольного и профессионального образования, правда случится это с приходом 2013 года. Целый комплекс мероприятий, направленных на повышение зарплаты врачей, работников культуры, соцработников, будет продолжен в ближайшие годы.
Будут ли бюджетники уже в декабре этого года получать зарплату по "эффективному контракту" или все останется на прежнем месте - увидим. Но уже сейчас очевидно одно: бюджет Тамбовской области сохранит в 2013 году свою социальную направленность и более 60 процентов всех расходов консолидированного бюджета традиционно будет направлено на отрасли социальной сферы: образование, здравоохранение, социальную защиту, культуру, физкультуру и спорт.