Газета №37 (854), 11 сентября 2012
Перейти к номеру

Место под Солнцем

11 сентября 2012, 16:11 Прочитали 1 309 раз
Куда после окончания службы «на государство» уходят служить чиновники?
Наблюдая за головокружительной карьерой какого-либо политика или чиновника высшего звена, люди нередко начинают гадать: сорвется или нет. Но такое ощущение, что законы притяжения в сфере большой политики не действуют, и мнение, будто чем выше взлететь, тем больнее падать, на чиновников высшего звена не распространяется. По крайней мере, в большинстве случаев, даже потеряв свое кресло, они неплохо устраиваются в другом.

Я б в чиновники пошел

Государственная и муниципальная служба считается работой престижной и прибыльной. Бытует даже мнение, что устроиться на нее можно лишь "по великому блату". На самом деле замещение вакантных должностей государственной и муниципальной службы осуществляется, как правило, на конкурсной основе. Перед этим информация о наличии вакансий и требования к тем, кто намерен их занять, обычно размещаются в открытых источниках. Например, на сайте управления государственной службы и организационной работы администрации Тамбовской области в разделе "конкурсы" или в газете "Наш город Тамбов", если речь идет о вакантных местах в администрации города Тамбова.

Самое интересное, что иногда объявления о конкурсе на замещение той или иной вакантной должности публикуются повторно, так как подходящую кандидатуру не всегда удается найти сразу. То ли люди не принимают участие в конкурсе, полагая, что "все уже решено" и "теплое местечко" достанется кому-то, кто имеет определенные знакомства. То ли отпугивает длинный перечень должностных обязанностей при неожиданно невысоком должностном окладе (а чиновники низшего звена, вопреки распространенному мнению, получают не так уж и много - у некоторых специалистов городской администрации зарплата даже ниже средней по городу). То ли требования, предъявляемые к будущим чиновникам, слишком высоки.

Если человек, желающий устроиться чиновником, отвечает всем необходимым требованиям, документы у него примут и для участия в конкурсе допустят, и если он окажется более высококвалифицированным и опытным специалистом, чем другие конкурсанты, то он даже может получить искомое место. И, скорее всего, получит хотя бы потому, что другие чиновники постараются избежать конфликта с законом и долгих судебных разбирательств. Так что устроиться чиновником сложно, но можно.

Но занять чиновничье кресло - это еще не все. Надо суметь в нем удержаться. Особенно когда к власти приходят новые люди и приводят с собой новую команду. В этом случае чиновникам низшего звена приходится проще, а вот тем, кто занимает начальственные должности, сохранить за собой кресло не всегда удается. Куда же они после этого идут работать? Неужели попадают на биржу труда или возвращаются к той деятельности, которой занимались раньше, например, к преподавательской?

Разные страны - разные судьбы

Недавно "Российская газета" опубликовала материал о том, как устраиваются VIP-чиновники после отставки в других странах.

Например, в США распространена практика "вращающихся дверей", когда, отработав определенный срок в госструктурах, чиновник уходит в частный сектор, а потом, накопив опыта и денег, вновь возвращается на политическую арену. В любом случае, в Америке чиновник-отставник без работы не останется. Их охотно берут на работу крупные компании, рассчитывая, что накопленные бывшим чиновником связи пригодятся для лоббирования интересов компании. А помощники бывших президентов, министров, дипломатов и конгрессменов легко трудоустраиваются в ведущих политологических центрах.

В Германии многие министры, их заместители и начальники отделов уходят на досрочную пенсию. Дело в том, что по законам этой страны чиновник высшего звена, проработавший на государство не менее четырех лет, получает пенсию в размере 5-8 тысяч евро.

Во Франции существует правило, по которому специалисты, которые привлекаются правящей партией к работе в Елисейском дворце и министерствах, имеют право вернуться на прежнее место работы или претендовать на трудоустройство в других госструктурах. На период трудоустройства, а точнее в течение 6 месяцев, экс-министры получают ежемесячно свое полное министерское жалованье в размере 14 тысяч евро. Однако далеко не все они спешат воспользоваться столь щедрым выходным пособием - многие стремятся "остаться в игре", успешно принимая участие в парламентских выборах.

В Южной Корее бывшие VIP-чиновники чаще всего принимаются на работу советниками в различные госструктуры или становятся членами попечительских советов. При этом бывший начальник чаще всего берет с собой на новое место работы и своих подчиненных, которых когда-то привел за собой на государственную службу.

Китайские чиновники, попав на государственную службу, как правило, остаются на ней до пенсии, работая в государственных структурах до предельно допустимого возраста. Для большинства должностей он составляет 60-65 лет, и только высшие политические и государственные лидеры уходят в отставку в возрасте 70 лет и старше. Даже покинув один пост, китайский чиновник занимает другой.

При выходе в отставку жизнь только начинается

Российские чиновники высшего звена, уйдя в отставку, тоже устраиваются неплохо. Иной раз их доход на новом месте работы значительно превышает жалование госслужащего. Например, бывший глава администрации Президента РФ Бориса Ельцина Анатолий Чубайс сначала встал во главе РАО "ЕЭС России", а позже, в 2008 году, возглавил "Российскую корпорацию нанотехнологий" (сегодня - ОАО "РОСНАНО"). Кроме того, с 2010 года Анатолий Борисович входит в состав Совета Фонда "Сколково".

Бывший министр экономического развития и торговли РФ Герман Греф сегодня является председателем правления Сберегательного банка Российской Федерации. А сын Германа Оскаровича стал вице-президентом аккредитованной при Сбербанке РФ консалтинговой компании "НЭО-центр".

Борис Немцов, прошедший путь от губернатора Нижегородской области до заместителя председателя правительства в конце 1990-х годов и вице-спикера Госдумы в начале 2000-х, все последующие выборы в представительный орган государственной власти проиграл, но, тем не менее, без куска хлеба не остался. По сообщению, опубликованному избирательной комиссией города Сочи в 2009 году, доход Бориса Немцова за 2008 год составил 183,4 миллиона рублей. Эти деньги он получил, работая в Фонде социальной поддержки гражданского общества и в Фонде "Общественных программ", а также от вкладов и операций с ценными бумагами "Альфа-банка".

Не хуже обстоят дела и у большинства других российских экс-чиновников высшего звена.

Тамбовские чиновники своему делу верны

Высшие чиновники регионального уровня после отставки в отставку, как правило, не уходят, а чаще всего остаются на госслужбе, но уже на других должностях или в других регионах, - примерно так же, как их китайские коллеги. Например, бывший вице-губернатор Тамбовщины Олег Кадыков в настоящее время по-прежнему трудится в обладминистрации - он возглавляет областное управление международных и межрегиональных связей. На многие годы осталась трудиться в стенах администрации Тамбовской области, покинув вице-губернаторское кресло, и Лариса Романина.

Несколько иначе сложилась судьба Кирилла Колончина - одного из самых молодых заместителей тамбовского губернатора. Покинув эту должность в 2008 году, Кирилл Викторович устроился советником министра сельского хозяйства. Чуть позже Кирилл Колончин возглавил Департамент пищевой, перерабатывающей промышленности и качества продукции. Потом судьба привела его в Федеральное агентство по рыболовству, советником руководителя которого он являлся еще в прошлом году. С 25 июля 2012 года Кирилл Колончин является заместителем председателя правительства Новосибирской области, курирует вопросы социального блока. Так что, сменив несколько видов деятельности, бывший вице-губернатор Тамбовщины государственной службе не изменил.

Многие из вице-мэров города Тамбова также продолжают работать в структурах городской власти, точнее - местного самоуправления. Александр Бобров, который некогда был первым заместителем мэра Тамбова, после в ОАО "Тамбовские коммунальные системы" вернулся в городскую администрацию в качестве ее главы. А на его место пришел уступивший ему кресло сити-менеджера Петр Черноиванов. Другой вице-мэр, курировавший в свое время социальную сферу, Дмитрий Панков, покинув эту должность, до выхода на пенсию трудился в комитете по предупреждению чрезвычайных ситуаций, общественной безопасности и охране окружающей среды администрации города Тамбова. Другие вице-мэры нашли себя в частном секторе экономики. Например, Николай Калинов, бывший вице-мэром еще при Валерии Ковале, сегодня является президентом Тамбовского отделения Торгово-промышленной палаты.

Пожизненная должность?

В настоящее время достаточно бурно обсуждается законопроект, согласно которому предельный возраст государственных служащих высшего звена должен быть повышен до 70 лет. Сейчас они вынуждены уходить в отставку при достижении ими 60-летнего возраста.

- Мы знаем министров в правительстве, которым по 29, и заместителей министров, не достигших 30 лет. Но, мне кажется, одновременно с этим возникла некая неопределенность с тем, что, действительно, люди опытные

порой вынуждены уходить из правительственных структур по совершенно надуманным предлогам, поскольку установление предельного возраста для госслужащих в 60 лет было явно неоправданно, - комментирует этот вопрос политолог Валерий Островский. - Если мы посмотрим на мировую практику, мы увидим, что практически этого нигде нет. Мы знаем престарелых американских сенаторов, которые пытались баллотироваться в президенты и так далее. Политик такого уровня - всегда политик. Он нагружен неким опытом, который, безусловно, необходимо сохранить. Наконец, вспомним, что довольно скоро Владимиру Владимировичу Путину, нашему президенту, исполняется 60 лет, и, очевидно, в группе его соратников, с которыми он хочет еще поработать, есть его ровесники, сверстники, которых бы он хотел видеть рядом с собой еще пять с лишним лет.

Однако далеко не все эту инициативу поддерживают.

- Закон о госслужбе такой, что чем старше, тем больше хочется работать. Для чиновников это только на пользу, но не думаю, что это на пользу для страны, потому что будет задерживаться кадровое обновление госслужбы, и консервативно настроенные люди будут подолгу занимать должности. Все-таки должно быть кадровое обновление, - считает депутат Государственной Думы Михаил Емельянов.

К тому же многие видят в этом законопроекте тревожную перспективу - грядущее увеличение в нашей стране пенсионного возраста.

Очевидно одно: если вышеназванный законопроект будет принят, то чиновники будут сохранять за собой кресло намного дольше.

  • Вконтакте
  • Фейсбук
  • Одноклассники
  • Твиттер