Где проходит грань
Границы дозволенного в рекламе определяет специальный закон, который так и называется - "О рекламе". Согласно этому федеральному документу, ненадлежащей является недобросовестная, недостоверная и заведомо лживая, а также неэтичная реклама. К последней в соответствии со статьей 8 этого закона относится реклама, содержащая текстовую, зрительную или звуковую информацию, нарушающую общепринятые нормы гуманности и морали путем употребления оскорбительных слов и выражений, а также образов в отношении расы, национальности, социальной категории, возрастной группы, пола, языка или профессии, а также религиозных, философских, политических и иных убеждений физических лиц. Также неэтичной является реклама, порочащая произведения искусства, составляющие национальное или мировое культурное достояние. Кроме того, запрещается порочить государственные символы, национальную валюту России или другой страны, а также религиозные символы.
Лингвистический нюанс, или «натягиваем с удовольствием»
Использовать непристойную лексику в рекламе, как следует из вышеизложенного, запрещено. Тем не менее, случается, что вроде бы пристойный с виду текст выглядит несколько двусмысленно. Например, из-за того, что контрастным цветом или более крупными буквами выделена часть слова, которая сама по себе является словом нецензурным или как минимум вызывающим какие-либо пикантные ассоциации.
Как-то в Нижнем Новгороде мне бросилась в глаза реклама сауны, надпись на которой гласила "Попарься наконец". Вроде бы все в порядке, и призыв попариться никого бы не смутил, не будь в этой фразе последние две буквы первого слова и первые две буквы второго написаны значительно более мелким шрифтом, чем все остальные.
Впрочем, русский язык настолько богат, что изощряться, выбирая слова, где можно что-то выделить для создания яркого до неприличия впечатления, необязательно. В нем найдется немало абсолютно приличных слов, которые в определенном контексте приобретают совсем другое значение, уже не столь приличное. Например, на стене подъезда моего дома висит листовка от фирмы, устанавливающей натяжные потолки. "Натягиваем с удовольствием" - красуются наверху крупные буквы, и чуть ниже более мелким шрифтом пояснение, что речь идет о потолках. Если не прочитать нижнюю строчку, то перед мысленным взором "испорченного" человека могут возникнуть отнюдь не рабочие, трудящиеся над созданием чудо-потолка, а совсем другие образы. Но в том-то и вся соль, что достаточно "испорченный" человек, прочитав первую фразу, почти наверняка (разумеется, из чистого любопытства, кто же оказывает столь специфическую услугу) прочитает и вторую строчку. И первоочередная цель рекламодателя - привлечь внимание потенциального клиента - будет достигнута. Правда, не исключено, что в данном случае составители рекламы и сами не подозревали, какой эффект может произвести придуманный ими рекламный слоган.
Нихьт ферштеен
В отличие от рекламы, делающей ставку на "матерный" язык, про который практически каждый житель нашего государства может без тени смущения сказать "владею в совершенстве", бывает реклама, делающая ставку на иностранные языки, которые, напротив, знают далеко не все наши сограждане. Например, тот, кто изучал в свое время английский или французский, может не понять, что означает фраза, вынесенная в подзаголовок, в то время как человек, изучавший немецкий язык, вовсе не обязан знать, что "sale" - это не что иное, как обычная распродажа. Именно поэтому использовать в рекламе иностранные слова, не сопровождая их адекватным переводом, в нашей стране запрещено. Не знали? Вот так-то! Но, тем не менее, постоянно находятся предприниматели, которые это делают. И "попадаются" они, надо сказать, как правило, на том самом безобидном "сейле", о значении которого "немцы" и "французы" могут только догадываться.
Не обманешь - не продашь?
Впрочем, самый распространенный вид "незаконной" рекламы - это когда рекламодатель "грешит против истины". Например, утверждая, что их товар - самый лучший, не имея никаких доказательств этого факта.
Например, не так давно в Тамбовское УФАС России поступило заявление о нарушении законодательства о рекламе оператором связи МТС. В листовках, рекламирующих тариф "Супер МТС + SМS" в Тамбовской области, содержалась информация о том, что звонки и SMS на телефоны МТС всей России БЕСПЛАТНЫЕ, а также об автоматическом переходе на указанный тариф при отправке с телефона команды *888#.
Однако на деле рекламируемая услуга бесплатной не являлась: абонентам приходилось каждые тридцать дней пополнять счет на сумму свыше двухсот рублей и оплачивать абонентскую плату в размере шестидесяти рублей, а на "бесплатные" звонки и SMS устанавливалось ограничение - до тридцати в сутки. Кроме того, переход на тариф "Супер МТС + SМS" по команде *888# не осуществлялся. На данную команду приходило сообщение: "Сервис временно не доступен. Пожалуйста, повторите запрос позже". Реклама была признана ненадлежащей, поскольку являлась недостоверной.
«Первобытное» творчество
А бывает еще реклама, граничащая с вандализмом, которая напоминает наскальные (или, точнее, "нафасадные") рисунки и надписи на заборах. Или развешанная "лоскутами" на столбах и деревьях, а также в других, не предназначенных для этого местах. Самые распространенные из этих мест - двери подъездов и остановочные павильоны. А этим летом в Тамбове "рекламщики" начали осваивать новое поле деятельности - городские тротуары.
О законности рекламы на асфальте спорят уже давно, так как она является не местным изобретением - в крупных городах уже несколько лет никому "прохода не дает". Дело в том, что в законе "О рекламе" про рекламу на асфальте вообще ничего не говорится. Получается, что она этим законом не запрещена, а значит, как утверждают фирмы, предлагающие данную услугу, не запрещена. Так что иной раз доходит до абсурда. Например, в Ставрополе на тротуарах появились странные рисунки: контуры распростертого тела, как в детективных фильмах, с подписью "мама мыла раму" - это была реклама пластиковых окон. В результате рекламодателя привлекли к ответственности, но не за жестокость и не за использование "чужого" асфальта без какого-либо договора, и даже не за порчу муниципального имущества, а за недостоверность (в своем слогане он утверждал "Наши окна мыть не надо", а это не соответствовало действительности).
Между тем существует ГОСТ Р 52044-2003, устанавливающий требования к наружной рекламе на автомобильных дорогах и территориях городских и сельских поселений. Пункт 6.9 этого документа гласит: "Запрещается нанесение рекламы путем нанесения или вкрапления, с использованием строительных материалов, краски, дорожной разметки и т.п. в поверхность автомобильных дорог и улиц". При этом автомобильная дорога, согласно этому же документу, включает в себя не только проезжую часть, но и тротуары.
Знают ли об этом те, кто портит плитку и асфальт рекламными надписями? Узнать это нам не удалось, так как указанный в размещенном на тамбовском тротуаре объявлении "Реклама на асфальте" телефонный номер оказался "несуществующим". Так что эта реклама в любом случае незаконна - как минимум потому, что недостоверна. Кстати, в городскую администрацию для заключения договора об использовании городских тротуаров для размещения рекламы никто не обращался.
Расплата
Пока на рекламу на асфальте никто из тех, кто должен за этим следить, особого внимания не обратил. Но есть надежда, что обратят и убедят авторов тротуарной живописи привести городские дороги в надлежащее состояние. Практика показывает, что "расплата" за "неправильную" рекламу рано или поздно наступает. По данным Тамбовского управления федеральной антимонопольной службы, только за первое полугодие текущего года в сфере рекламы выявлено более тридцати нарушений. Треть из них связана с отсутствием существенной информации в рекламе финансовых услуг. На втором месте - реклама медицинских услуг, в которой не было предупреждения о наличии противопоказаний и необходимости проконсультироваться с врачом. В тройку "лидеров" попала и реклама на дорогах, угрожающая безопасности дорожного движения, которая "маскировалась" под дорожные знаки: размещалась с ними на одном столбе или походила на них внешне. А вот реклама на дорогах, представляющая собой надписи на тротуарах, не имеющие отношения к регулировке движения и обеспечению его безопасности, в этот перечень пока не попала. Совсем немного отстает от "придорожной" реклама на иностранном языке без перевода на русский. Замыкают список нарушителей реклама БАДов, пива, стимулирующих мероприятий и самый раздражающий вид рекламы - спам.
Настигла расплата и кое-кого из тех, кто расклеивает объявления "где попало". За нарушение ст. 19.1 Закона Тамбовской области "Об административных нарушениях", как нам сообщили в администрации города Тамбова, в этом году к ответственности привлечено несколько десятков юридических и физических лиц.