Газета №33 (850), 14 августа 2012
Перейти к номеру

Перед новым сезоном

14 августа 2012, 14:06 Прочитали 1 491 раз
Тамбовский театр вернулся из отпуска
В областном драматическом театре буквально на днях состоялось собрание труппы. Отдохнувшие за летний сезон актеры полны новых творческих замыслов, идей. Мы побеседовали с главным режиссером Николаем Елесиным, попросили рассказать: а каким же будет новый, 226-й театральный сезон, что увидят зрители и почитатели сценического искусства.

- Вот увидели Вы актеров после отпуска, посмотрели на них, загоревших, отдохнувших, и сказали им...

- Сразу же сказал, что сезон будет напряженным в смысле количества премьер. Их предполагается четыре в течение буквально пары месяцев. Открываем мы сезон 22 сентября пьесой Гоголя "Женитьба". Ставит его знакомый тамбовчанам Андрей Лапиков из Петербурга. Ранее он работал в нашем театре, поставил знаковые вещи "Две стрелы", "Тартюф". Сейчас сотрудничает со многими театрами. Думаю, это будет интересная премьера, так как взгляды Андрея на драматургию Гоголя нестандартны и оригинальны.

Следующая премьера - "Интимная комедия" по пьесе Ноэла Кауадра. Когда две пары, проводящие свой медовый месяц в одном и том же курортном местечке, оказываются по соседству, то могут произойти самые невероятные вещи. Двое из этого квартета на самом деле только и мечтают оставить своих новоиспеченных супругов и бежать от них на край света вдвоем. Одни бегут, другие догоняют, все выясняют отношения!

Действие спектакля интригует с самого начала. События, встречи, воспоминания чередуются, и с каждым эпизодом подробности из жизни героев становятся все более интересными.

Английская пьеса, в которой время действия, пожалуй, не имеет никакого значения. Сюжет обречен на бессмертие - человек ищет свою "вторую половинку". Но удержать счастье еще труднее, чем его отыскать. Но тут, как всегда, помогает его величество Случай.

В этом спектакле будут заняты молодые актеры Сергей Ключников, в свое время с успехом сыгравший Тиля Уленшпигеля, Вячеслав Шелканов, Ян Буй, Анна Тимошина, Кристина Гречанникова и Дарья Мухина.

Есть такой драматург Валентин Красногоров. Его пьеса "Фуршет после премьеры" с успехом идет во многих театрах России. Этим материалом заинтересовался даже Роман Виктюк. Молодой режиссер из Москвы Дмитрий Юмашев принял приглашение поставить этот спектакль на тамбовской сцене. Жанр спектакля определен как комедия-детектив. В нем актеры предстанут перед зрителями в непривычном свете. Ирония и трагедия - все это есть в одной пьесе. "Фуршет после премьеры" - это, можно сказать, спектакль в спектакле, а актеры играют самих себя - то есть актеров. Труппа провинциального театра, сыгравшая премьеру бессмертной трагедии Шекспира "Отелло", решила отметить сие действие и устроить пышный фуршет после премьеры. Начинается активная подготовка к застолью. За столом собираются все актеры, но тут они становятся свидетелями таинственного происшествия. Дездемона так и не встала с постели после финальной сцены шекспировской трагедии. Все подумали, что она умерла на самом деле, и тут же начали обсуждать актрису - как с положительных, так и с отрицательных сторон. На самом деле Дездемона оказалась не мертвой, а лишь спящей: злые завистники из ее окружения подсыпали ей снотворное.

"Фуршет после премьеры" обличает пороки общества. Найти грань между трагичным и смешным должен зритель. Эта пьеса резко отличается от тех спектаклей, которые в нашем областном драматическом ставили до этого. Здесь есть все - интрига, юмор, сатира со слезами на глазах.

Молодой композитор Андрей Пронин знаком по мюзиклам "Снежная королева", "Рукопись Мастера" и многим другим спектаклям. Вот я и задумал в соавторстве с ним осуществить постановку пьесы Жана Ануя "Антигона", которую тот написал в 1943 году. В шестидесятые годы Львов-Анохин поставил пьесу в театре Станиславского, и тогда началась ее отечественная сценическая история. Не так давно Тимур Чхеидзе выпустил премьеру "Антигоны" в БДТ, его "Антигона" вышла и во МХАТе - на этом сценическая история ануевской драмы может и кончиться. Во всяком случае, до тех пор, пока не переменимся мы. Дело в пьесе: Ануй написал ее, когда протест одиночки, восставшего против буржуазного общества и здравого смысла, обывательской пошлости и государственной власти, был актуален. В постсоветской действительности своих Антигон нет, буржуазность стала высшей, труднодостижимой добродетелью, сияющей перед нашим раздрызганным обществом путеводной звездой. И блестящие монологи Ануя немедленно обернулись пустой риторикой: девушка хочет предать земле тело брата и ради этого готова умереть - только смерть может хоть в чем-то убедить сытый и пошлый мир. Живи и рожай, милая, так оно лучше будет! Зато оппонент Антигоны Креон стал героем сегодняшнего дня. Это и является современным зерном: просто существуют две правды, которые уничтожают друг друга. Но самое главное - это величие духа, даже в проигрыше.

Вот такое у нас начало сезона, которое даст настрой на весь год, думаю, успешный и продуктивный.

- Николай Глебович, Вас уже смело можно называть тамбовчанином, тем более, что Вы успели в нашем, вернее, теперь уже Вашем, родном Тамбовском драматическом поработать и приглашенным режиссером, а теперь уже и главным. Что вы можете рассказать о труппе, о зрителе?

- В отношении тамбовского зрителя могу сказать, что его мало интересует развлекательный момент: с ним надо поделиться проблемами, взглядами, тонкостями именно нынешнего дня. А вот жанр в этом случае неважен. Умно говорить можно и в комедии, и в трагедии.

Что касается актеров, то они поняли меня, а я понял их. Актера только тогда принимает зритель, когда тот находится в состоянии эмоционального искреннего "я". Есть герой, есть подлинность в исполнении - значит, будет успех у зрителя. А мне как режиссеру надо только слегка-слегка приподнять артиста.

Мое мнение - сейчас в театре происходит смена поколений. Это не значит, что мы прощаемся с нашими заслуженными кадрами. Просто есть такая театральная традиция: раз лет в пятнадцать-двадцать должна меняться и сама манера игры. Современный зритель просто не поймет манеры игры очень и очень большой давности. И потому происходит смена приоритетов. Хотя традиции, безусловно, остаются. Заслуженная артистка России Валентина Попова для коллектива ценна именно своей театральностью, Народный артист России Юрий Томилин всеяден и плодовит в любой роли, а заслуженная артистка Ирина Горбацкая за последнее время доросла до ролей высокого плана, Вячеслав Шолохов и Вячеслав Шелканов тоже стали в коллективе личностями. Они по своему творческому потенциалу просто обязаны заявить о себе. Но в строю и корифеи - успешно играют Егор Катушенко, Михаил Березин.

В любом случае, главный в театре - актер. Надо постоянно учиться, воспринимать какие-то новые театральные методы, но обязательно внутренне прислушиваться к своему творческому голосу: поймут ли тебя зрители и коллеги. Словом, насыщать себя эмоциями.

- Мы с Вами проговорили путь театра, так скажем, до Нового года, а далее?

- Конечно же, будем играть! Причем не только новые спектакли, о которых я рассказал. В репертуар вернутся, и совершенно заслуженно, "Скупой", "Развод по-женски", другие наши работы. Их легко воспринимает зритель, они кассовонасыщаемые, что для театра является важным экономическим показателем.

А далее загадывать не будем, но в мыслях еще три-четыре новых постановки. Продолжим работу с режиссером из Белоруссии Сергеем Ковальчиком. Он поставит у нас еще один спектакль.

- Николай Глебович, и еще один немаловажный вопрос: не много ли приглашенных режиссеров? Своих нет?

- А это уже вопрос творческой состоятельности главного режиссера и самого театра. Я считаю, что, приглашая на разовые постановки режиссеров со стороны, мы как бы ломаем устоявшийся стереотип местечкового насыщения: у нас все хорошо, мы самые умные и талантливые. А про зрителя вы забыли? Ведь ему тоже хочется почувствовать струю свежести. Да и потом, подобные творческие связи благотворно влияют на микроклимат в театре, в перспективе на зрителя. Приведу только такой пример: так уж сложилось сегодня, что выезд на гастроли - дело дорогое, театру поднять его достаточно сложно. Но мы провели ранним летом обменные гастроли с Рязанским драматическим театром. Как оказалось, обоюдно творчески и обоюдно выгодно. "Скупого" там принимали с восторгом. И для рязанского зрителя было совершенно неважно, что поставил его режиссер из Белоруссии, - это был спектакль Тамбовского театра. Томилин там блистал. И я как главный режиссер театра понял, что этот спектакль - новая точка в нашем творчестве, ниже которой опускаться уже нельзя. Значит, лично моя очередная постановка должна быть по творческому накалу не менее успешной.

- Не менее важный вопрос - о техническом оснащении. Что нового появится в театре из оборудования?

- Хороший вопрос. Хотя я считаю, что главная ценность в театре - актер, его личность, но и ей надо создавать комфортную обстановку для творческого подъема. С приходом в театр нового директора Петра Куликова, человека театрального, понимающего потребности коллектива как в творческом, так и в техническом плане, мы уже решили пусть небольшую, но серьезную часть проблем: приобретены радиомикрофоны, которые будут использованы в постановке нашего мюзикла "Антигона", в дальнейшем улучшится радиоаппаратура. Очень хотелось бы полностью поменять свет в театре. Сейчас светооборудование у нас на уровне прошлого века. А ведь есть и специальные лазеры, да и много всего нового, что создает эффект волшебства. И Петр Иванович это понимает, сам заинтересован в смене оборудования.

- Спасибо за интервью, творческих Вам успехов.

  • Вконтакте
  • Фейсбук
  • Одноклассники
  • Твиттер