Газета №32 (849), 7 августа 2012
Перейти к номеру

Жизнь в системе госуслуг

7 августа 2012, 18:18 Прочитали 1 483 раза
Переходя в электронный вид, государственные и муниципальные услуги иногда становятся настолько виртуальными, что простые люди их не видят
XXI век - время технического прогресса. Но ни одно научное открытие не имеет смысла, если ему нельзя найти практического применения. Для людей - таким должен быть главный лозунг работы любой системы, в том числе и оказание государственных и муниципальных услуг. Взаимодействие органов власти и жителей области должно максимально упрощаться и быть настолько прозрачным, насколько это вообще возможно. Сегодня получить необходимые услуги можно как на специальном портале, так и лично, но в весьма упрощенном порядке.

Портал государственных услуг

Региональный портал государственных и муниципальных услуг в своей самой первой, зачаточной версии появился в 2007 году. Тамбовская область стала экспериментальной региональной площадкой Минэкономразвития еще даже до официального принятия 210-го Федерального закона "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг". В тот момент появилась федеральная программа создания электронного правительства, и в рамках этой программы в Тамбовской области начала реализовываться идея создания портала, объединяющего различные виды услуг, которые необходимы людям.

С тех прошло уже более четырех лет, портал неоднократно менялся, совершенствовался, как говорится, доводился до ума. За это время изменилось и отношение самих получателей услуг: от первоначального негатива через любопытство до признания удобства и эффективности такой системы. Прежде всего, каждый пользователь получает информацию о нужной ему услуге - что она есть и оказывается таким-то органом. Далее можно ознакомиться с расширенной информацией и скачать различные формы бланков, анкет. Есть и возможность подать заявку на оказание услуги в электронном виде, если таковая оказывается. Большим плюсом является отслеживание состояния оказания услуги: на каком этапе выполнения она находится.

Город

Работа портала государственных и муниципальных услуг в областном центре и городах области не имеет никаких трудностей. Прежде всего, это связано с высоким уровнем компьютеризации населения и распространения сети Интернет. В Тамбове существуют так называемые "умные остановки", оборудованные банкоматом "Сбербанка" и сенсорной панелью доступа на портал. Сегодня таких остановок 12, а до конца года станет 24. Каждый желающий может в любую минуту ознакомиться с необходимой информацией, которая, кстати, имеет юридическую значимость. То есть те сведения, что представлены на портале, являются синонимом слова "правда". Если вдруг в одной из инстанций вам говорят, что у вас не те документы или неправильный бланк, взятый с портала, можете смело жаловаться - юридически будете правы вы.

Еще одно место, где можно получить доступ на портал помимо собственного компьютера и "умной остановки", - Многофункциональный центр предоставления услуг населению. Сегодня МФЦ появляются в разных городах на территории области, и в каждом из них есть информационный киоск с доступом на портал государственных и муниципальных услуг.

И даже при наличии всего этого самым популярным "городским" местом вылазки на портал являются личный компьютер, планшет, тот же сотовый телефон. Сегодня восемь из десяти семей Тамбова, Мичуринска и других городов нашей области имеют свое компьютерное устройство. Еще более высокий процент компьютеризации получается за счет того, что многие семьи сегодня имеют по несколько компьютеров.

- Мы проводили исследование торговых сетей по объему реализации новых компьютеров, - рассказывает начальник управления информационных технологий, связи и документооборота администрации Тамбовской области Андрей Стрельцов. - На осень прошлого года у нас в месяц было продано порядка десяти тысяч новых компьютеров. Если у нас в области проживает чуть более миллиона людей, то за несколько лет компьютеризация будет повсеместной.

Село

В городе практически каждая семья имеет свой компьютер и доступ в Интернет, здесь никаких нареканий не возникает. Но Тамбовская область в большинстве своем - это сельские поселения и районные центры, где уровень компьютеризации куда ниже, а Интернет - в основном только от поставщиков мобильной телефонной связи.

- В прошлом году было издано постановление администрации области о создании центров общественного доступа к Интернету, - рассказывает Андрей Стрельцов. - Суть постановления - в создании в удаленных сельских поселениях точек доступа на портал государственных и муниципальных услуг.

По словам Стрельцова, такие центры образуются на базе сельсоветов, школ, библиотек, сельских клубов. Это постановление администрации области работает не в принудительном, а в рекомендательном порядке, то есть местная власть может сама разработать свою систему доступа к муниципальным услугам. Но, как показывает практика, чаще всего, к рекомендациям "свыше" стараются прислушиваться.

Точки доступа представляют собой одно персональное компьютерное место с доступом не в сеть Интернет в чистом виде, а именно на портал.

- Не секрет, что у нас в области работает областная коммуникационная сеть, которая объединяет все сельские советы, вообще все муниципальные образования, - рассказывает Андрей Стрельцов. - Через эту сеть и создается доступ на портал в различных сельских поселениях.

Также в рамках реализации задачи по обеспечению доступности населению муниципальных и государственных услуг привлекаются сотрудники местных администраций. То есть какого-нибудь Ивана Ивановича в рамках его должностных обязанностей просят помочь бабе Зине выйти на портал и записаться на прием к врачу. Но, объективно говоря, Ивану Ивановичу плевать с большой колокольни и на этот портал, и на саму бабу Зину - ему за это не доплачивают, а инициативных сотрудников сейчас найти очень тяжело.

Практический подход

Итак, в теории все выглядит прекрасно. Человек в отдаленном сельском поселении не знает, куда идти и что с собой нести. И вот появилась задача у таких центров - дать каждому желающему такую информацию. Но на практике получить что-то от государственного служащего можно, лишь попав ему под настроение.

Немного иначе дела обстоят с сельскими библиотеками. Там сотрудники сами заинтересованы в привлечении людей в свои стены - посещаемость библиотек падает с каждым годом. Поэтому многие библиотекари соглашаются помогать местным жителям в работе с порталом, что также происходит на общественных началах и никак не оплачивается. А значит, баба Зина и здесь может попасть под "горячую" руку и получить отказ в помощи.

Начальник управления информационных технологий, связи и документооборота администрации Тамбовской области Андрей Стрельцов говорит, что была у них попытка привлечь в эту систему "Почту России".

- Но наше взаимодействие не удалось по финансовой причине, - говорит Андрей Анатольевич. - "Почта России" запросила за оказание подобной услуги приличную сумму денег, и ей неважно, с кого - с самого человека или с органа власти.

Реалии

О том, что местные власти в большинстве своем не заинтересованы в еще одной головной боли в виде портала государственных и муниципальных услуг, догадываются сами местные жители. Возьмем, к примеру, Петровский район. По словам управляющего делами администрации Петровского района Наталии Дворецкой, у них в районе с предоставлением государственных и муниципальных услуг все в порядке. Наталья Александровна настоятельно советовала нам заглянуть на их сайт и ознакомиться с имеющимися материалами. И действительно, мы нашли полный список оказываемых услуг, имеется даже рейтинг самых популярных в районе обращений. Наталия Дворецкая заверила, что с доступом на портал у них также все хорошо. Повсеместно имеются общественные центры, на базе сельсовета есть человек, в чью компетенцию входит помочь нашей бабе Зине.

А вот местные жители данную информацию слышат впервые. Так, по словам человека, который просил не называть его имени, но сомневаться в честности которого мы не имеем оснований, вся схема с муниципальными услугами, особенно с порталом, существует лишь на бумаге - жители района не могут никуда обратиться, а возиться с их заботами на том же портале тем более никто не собирается.

Кто прав в данной ситуации, кто виноват, судить не нам. Вопрос ведь состоит в другом. Вся схема межведомственного взаимодействия, а также работа портала государственных и муниципальных услуг, сделана не для потехи чиновников, а вроде как для простых людей. Так почему вот уже несколько лет работа ведется, а жители районов понятия о ней не имеют и даже не представляют, что кто-то может им помочь?!

Цели и задачи

Если говорить о главной задаче портала государственных и муниципальных услуг, то она состоит в том, чтобы максимально развести чиновников и людей. Люди через систему заказывают услугу, специалисты различных органов также через систему ее выполняют. Если возникает необходимость встретиться, то - максимум два раза, минимум один. То есть максимум заключается в том, чтобы первый раз принести документы, второй раз - их забрать. В идеале работа портала и управления информационных технологий администрации области направлена на то, чтобы встреча человека и чиновника сводилась только к получению готового результата оказания услуги. Это станет возможным, когда система межведомственного электронного взаимодействия будет максимально полно и корректно работать. Налаживание этой системы поможет в работе не только портала государственных и муниципальных услуг, но и ликвидирует сложности в получении "живой" услуги.

Жить станет проще?

С 1 июля 2012 года упростился процесс получения справок или услуг. Для того чтобы получить ту или иную услугу, теперь не нужно много разных документов, ходить по разным ведомствам. Нужно иметь при себе только документы личного хранения и обратиться к соответствующему специалисту. Все остальное в рамках системы межведомственного взаимодействия вам сделают чиновники. Заманчиво, не права ли?

- С 1 июля 210-й ФЗ запрещает органам власти всех уровней - федерального, регионального и муниципального - при оказании государственных и муниципальных услуг требовать у заявителя документы и сведения, которые могут быть получены в других ведомствах, - объясняет новое законодательство начальник управления информационных технологий, связи и документооборота администрации Тамбовской области Андрей Стрельцов.

Законом четко определен перечень документов личного хранения, то есть тех, которые человек предоставляет при обращении за услугой. Под документами личного хранения, как правило, имеются в виду паспорт, свидетельство о рождении, свидетельство о браке, диплом об образовании. Стоит отметить, что заявителем может быть как физическое лицо, так и индивидуальный предприниматель, юридическое лицо.

Вторая категория документов, которые представляются заявителем, - это необходимые, так называемые обязательные документы. Допустим, это справки, паспорта объектов, которые делаются в специализированных организациях, как правило, за плату. В этом случае заявитель сам их оформляет и предоставляет уже непосредственно при обращении за оказанием услуги в комплекте со всеми документами.

Все прочие документы и сведения, которые не относятся к этим двум категориям, органы власти получают друг от друга иными способами. Этих иных способов несколько, начиная от самого простого, когда это делается на основании запроса в письменной форме, курьером, факсом, защищенной электронной почтой, и заканчивая наиболее современным методом взаимодействия - электронным межведомственным взаимодействием.

- У нас в субъекте, как и на всей территории Российской Федерации, с 1 июля включилась в работу система электронного межведомственного взаимодействия, - поясняет Андрей Стрельцов. - В рамках этой системы мы в соответствии с требованиями закона реализуем две поставленных перед нами задачи.

Первая, по словам Андрея Анатольевича, - это получение сведений от других участников межведомственного взаимодействия, в том числе федеральных органов. Вторая - предоставление сведений из имеющихся систем.

На сегодняшний день из общего количества чуть больше десяти процентов сведений получаются через электронную систему в электронном виде. Система сейчас находится в стадии активного внедрения, в процессе возникают какие-то технические, организационные вопросы, но, по словам чиновника, они оперативно решаются. С каждым днем количество запросов, которые поступают в электронном виде, и ответов увеличивается. Динамика роста за последние три недели - 4,5 процента рост за прошедшую неделю.

На практике получается, что заявитель принес то, что ему положено по закону принести, все остальное органы получают друг у друга, обеспечивая юридическую значимость, достоверность, отвечая за то, что они предоставили. Законом предусмотрена и административная ответственность за непредоставление сведений в необходимый срок, определенный законом, за предоставление недостоверных сведений.

- В регламенте оказания каждой государственной и муниципальной услуги перечислены те документы, которые заявитель должен представить лично. Все прочие документы в регламенте определены, и определен порядок их получения. В принципе, обращаясь за услугой, первое, что стоит определить, - что необходимо самому принести. В описании конкретной услуги есть перечень этих документов, - говорит Андрей Стрельцов.

Заметим, что законом не предусмотрено увеличение времени оказания услуги. Безусловно, есть услуги, которые можно условно назвать простыми, где достаточно обратиться в один орган, написать заявление, предъявить необходимые документы, и в рамках оказания услуги не требуется межведомственного взаимодействия, регламентом определен общий срок оказания услуги. Но есть услуги сложные, где количество участников межведомственного взаимодействия превышает пятнадцать. При этом общий срок оказания услуги не меняется.

Очень сложны социальные услуги, связанные с выплатой субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг. Там участников межведомственного взаимодействия очень много. При этом есть срок рассмотрения на оказание услуги, и он не может быть изменен.

Есть сложные услуги, где время оказания простирается до двух с половиной - трех месяцев, но это определяется сложностью самой услуги и принятием решения по ее оказанию.

Электронная очередь

Отдельная больная тема нашего общества - это постоянные нескончаемые очереди в различные кабинеты. Портал государственных и муниципальных услуг берется решить эту проблему, правда, пока только в тех органах, где такая услуга предоставляется. К примеру, сдача экзамена в ГИБДД на получение прав. Через портал на сайте ГИБДД можно выбрать время сдачи и прийти именно к нему.

Электронная очередь формируется, исходя из общей очереди по талонам, то есть возможность конфликтов тех, кто пришел и занял очередь живую, и тех, кто сначала воспользовался порталом, практически минимизирована.

Но на практике получается, что вся система не учитывает одной важной вещи - человеческого фактора. Именно он постоянно ставит подножки и электронным очередям, и процессу получения самой госуслуги. Получается, что абсолютно неважно, в селе мы живем или в городе, трудности с системой есть везде.

Тогда, может, стоит начать не с создания порталов и налаживания межведомственного взаимодействия, а с построения прозрачной, ровной вертикали власти без наличия "лишних" инстанций и их чиновников?!

  • Вконтакте
  • Фейсбук
  • Одноклассники
  • Твиттер