Кому из тамбовчан не приходилось наблюдать по весне на асфальте вспучившиеся и испещренные трещинами холмики, как будто под дорожным покрытием вырастают огромные грибы? На самом деле это не грибы - асфальт поднимает набухший от влаги щебень. Однако подобные "волны" и "кочки" на дороге вовсе не неизбежность. Потому как "шевелиться" и "бродить" под воздействием погодных условий начинает со временем не всякий щебень. Если перед укладкой асфальта дорогу посыпать "правильным" щебнем - доменным, то она не начнет спустя год или два напоминать гигантскую грибницу. Знают ли об этом те, кто сегодня занимается ремонтом дорог на территории нашего региона, - вопрос спорный. Так или иначе, использование дорожными строителями "не того" щебня - одно из самых распространенных нарушений, допускаемых при ремонте тамбовских дорог. Почему строители используют неподходящий материал, остается только гадать: то ли он дешевле подходящего и подрядчики пытаются на этом сэкономить, то ли при приобретении щебня покупателям по ошибке или неосторожности вместе с доменным щебнем загружают сталелитейный, то ли фирмы, вызвавшиеся ремонтировать наши дороги, попросту не осведомлены о том, что щебенка бывает разной.
Нетехничный ремонт
Сомнение в высоком профессионализме фирм, подрядившихся ремонтировать дороги в Тамбовской области, вызывает еще один факт: далеко не все они обладают необходимой для проведения качественных работ техникой.
- В результате проверок нами обнаружено, что слабая оснащенность тех подрядных организаций, которые сегодня выполняют работы на наших дорогах, становится причиной того, что они гонят брак, - рассказывает заместитель начальника управления транспорта и автомобильных дорог Тамбовской области Игорь Эдель. - Мы с ними провели переговоры, и они дали обязательства докупить недостающую технику. В августе снова поедем по тем объектам, по которым подрядчиками были получены замечания, и будем смотреть, какая техника ими используется. При необходимости опять будем делать замечания, и если это не подействует, то расторгнем контракты. Недавно мы были в Пичаево и закрыли работы, потому что фирма абсолютно неоснащенная, действует с нарушением технологий. Пока они нам не покажут новую технику, работы не будут возобновлены.
Дешевый подряд
Получается, что конкурсы на проведение дорожно-ремонтных работ на ряде объектов выиграли те, кто не в состоянии сделать его по-настоящему хорошо: у кого техники не хватает, кто технологиями не владеет. Скорее всего, победа им досталась лишь потому, что они предложили наиболее низкую цену, - один из главных критериев, которые влияют на результаты конкурсов на выполнение госзаказа. И самое печальное, что заказчик не может выбрать более дорогого подрядчика, даже если понимает, что тот сможет выполнить заказанные работы лучше, - в этом случае его почти наверняка заподозрят в коррупции. Успокаивает лишь то, что в случае, если "дешевый" подрядчик не справится с выполнением взятых на себя обязательств, то контракт с ним расторгнут. А на тот случай, если недоделки дадут знать о себе не сразу, все договоры предусматривают выполнение гарантийных обязательств. Если в течение двух-четырех лет (в зависимости от гарантийного срока) "грибы" под асфальтом все же "вырастут" или же обнаружатся другие недостатки, допущенные в ходе выполнения ремонтных работ по вине подрядчика, то и устранять их он будет сам, уже за счет собственных средств. Причем ему придется не просто подлатать проблемные участки, а переделать работы, выполненные с браком. При этом гарантия будет возобновлена, то есть отчет гарантийного срока пойдет с момента завершения последнего ремонта.
"ДСУ-2", выполнившее ремонт одной из областных дорог еще в 2010 году, на эти грабли уже наступало: из-за того, что был использован неподходящий щебень, дорожное покрытие пошло буграми и потрескалось, и фирме пришлось затратить немало денег для того, чтобы применить на "грибной" дороге поверхностную обработку, - другими словами, положить еще один слой асфальта.
Проверяй!
Надеяться на то, что удастся схалтурить, подрядчикам не приходится. На всех 140 объектах, где ведутся работы, проходят регулярные проверки. Проверяют специалисты из управления транспорта, проверяет прокуратура. Кроме того, за ходом ремонта внимательно наблюдают неравнодушные жители, и если кто-то из тамбовчан звонит в управление транспорта и автомобильных дорог и сообщает, что строители "гонят брак" или что недавно отремонтированная дорога выглядит далеко не лучшим образом, то создается комиссия и выезжает на место, чтобы оценить ситуацию и принять соответствующие меры. По словам Игоря Эделя, такое участие жителей очень помогает специалистам управления в работе. Звонки с информацией о нарушениях, допускаемых в ходе дорожно-ремонтных работ, принимаются по телефону: 48-49-53.