Газета №31 (848), 31 июля 2012
Перейти к номеру

Свое, родное, тамбовское

31 июля 2012, 13:42 Прочитали 2 187 раз
Молоко, яйца, сахар - те продукты, что есть на каждом столе. Но все же большая их часть не местного производства, а из соседних регионов
Каждый день мы идем в магазин, чтобы купить продукты питания. Раньше основным местом закупки были рынки и мелкие магазинчики, сегодня же все больше людей отдают предпочтение супермаркетам и магазинам самообслуживания шаговой доступности. Но если в более крупных торговых точках есть выбор, в том числе и среди продуктов местного производства, то шаговая доступность обещает в основном так называемые сетевые продукты, продающиеся во всех городах страны. Изначально радости людей не было предела, сегодня же все больше жителей Тамбова отдают предпочтение местному производителю.

Молоко на вынос

Прежде всего, стоит остановиться на необходимом в любом доме продукте - молоке. Сегодня молоко можно купить пакетированное в любом магазине, разливное из бочек, у бабушек возле рынков и с недавних пор из молочного автомата. Насчет последнего возникает много споров и, скорее всего, потому, что для Тамбова такой автомат - новинка, и к ней еще многие не привыкли. Много вопросов к автоматам возникло и у губернатора Олега Бетина. Но как оказалось, все дело не в проблемах с качеством, а в количестве молока и самих автоматов по городу. На данный момент их 10, губернатор предлагает установить еще 14, по одному автомату на большой район оказалось недостаточно. Но руководитель сельхозкооператива "Сбытовик" Елена Бастрыгина говорит, что у них есть некоторые проблемы, и касаются они не количества автоматов, а переработки получаемого от совхоза "Пригородный" молока.

- Все дело в том, что на те автоматы, что уже есть, молока не хватает, - рассказывает Елена Евгеньевна, - но не потому, что его нет в регионе. На сегодняшний день переработка, то есть ультрапастеризация, проходит не на нашем предприятии, а в Стрельцах. А у завода там свои планы, мы можем по 5-6 часов стоять в очереди с молоком.

Стоит отметить, что молоко, поставляемые в автоматы, и молоко, производимое в Стрельцах, - разное, "Сбытовик" по договору пользуется услугами переработки данного предприятия.

По словам Елены Бастрыгиной, такая ситуация будет до тех пор, пока не заработает свое предприятие по переработке молока. Ожидается, что производительность будет 24 тонны в смену, а сам завод появится в поселке Строитель.

Елена Евгеньевна признается, что будет всеми силами стараться задержать установку новых автоматов на 1,5-2 месяца, пока не заработает своя переработка молока.

По статистике, 20 процентов молока из автомата продается в период с 20.00 до 6 утра. Бывают даже такие случаи: мужчина звонит оператору в 3 часа ночи и говорит, что ему очень нужно это молоко, а оно закончилось. Его направляют в другой автомат, а это, если учитывать количество в 10 штук, уже совсем другой район. Отсюда является правильным решение полностью наладить схему работы и только потом ставить еще автоматы. Получается, что первые машины смело отдали на набивание шишек. Задача - научить людей работать на примере уже имеющихся, чтобы потом новоприбывшие автоматы не приходилось постоянно чинить. А нашей десятке повезло меньше, чего там только не бывает.

С форума Тамбофф.ру:

Midori

- Отличное пастеризованное молоко из автомата, с жирностью, кстати, там все в порядке, в отличие от магазинного, рекомендую.

Daria

- Пару раз покупала молоко в автомате на Рылеева. Не знаю, как могло показаться, что там нет жирности, мне попалось вкусное жирное молоко, а в пакете из магазина лежало молоко. Дома сравнила по вкусу «из автомата» и «из магазина». Магазинное проиграло для меня и теперь будет покупаться либо для теста, либо тогда, когда нет возможности доехать до автомата.

Дилнора

- Я, завидев такой автомат, тоже решила чуть-чуть попробовать... С детства употребляю только настоящее коровье молоко (от маминых коров). И отличить хорошее от не очень с одного глотка - в легкую. Больше не буду пробовать «молоко» из автомата. Потому что это не молоко!

А вот на этом же форуме сотрудник обслуживающей автоматы фирмы написал: на Чичерина из приемника дисконтной карты достал аж 3 монеты по 10 рублей, на Мичуринской из такого же приемника достал 50 рублей бумажкой, свернутую в 4 раза, а также 10-рублевые монеты и палочку, которой пытались достать монеты обратно.

Бывают и более курьезные случаи. Женщина звонит оператору и рассказывает: "Я купила бутылку, подставляю, а молоко мимо льется". Оператор начинает разбираться, на что слышит удивленный возглас: "А что, пробку тоже открывать надо?".

Но говорить стоит не только о разливном молоке тамбовских производителей, которые кому-то нравится, кому-то - нет. Есть еще один большой сегмент - пакетированное молоко. И здесь лидером по количеству заполненных полок в магазинах становится продукция "Семейные фермы" и "Бон-дари" Бондарского завода.

Вообще, любопытный факт кроется вот в чем. Тамбовская область дефицита молока не испытывает, но при этом продукция местного производства еле-еле дотягивает до половины от всего продаваемого в регионе товара. Да и то, сей факт объективно может поставить под сомнение любой человек, который хотя бы изредка ходит в супермаркеты и на рынок. Важно ли для потребителя, какое молоко преобладает на нашем рынке: местное или привозное? Думается, что важно. Ведь именно для него, для потребителя, создается, отлаживается и работает вся система сельского хозяйства.

Наш эксперимент

Можно много говорить об объемах производства, апеллировать цифрами и умными комментариями. Но мы поступим правильнее и проведем свой эксперимент над молоком. В одном из супермаркетов города мы закупили 6 образцов молочной продукции, также купили молоко из автомата. Все это молоко мы разлили по одинаковым стаканам и поставили на подоконник обычной тамбовской квартиры с подметками о продукте. Все домохозяйки знают, что главный показатель качества молока - факт скисания продукта. Руководитель СПК "Сбытовик" Елена Бастрыгина говорит, что важно еще и отсутствие горечи в полученной простокваше.

Все эти нехитрые манипуляции мы проделали вечером, и стаканчики с молоком оставили на ночь. В полдень следующего дня настал момент истины.

Молоко "33 коровы" производства "Вимм-Билль-Данн" даже не "схватилось" и тем более не скисло. Молоко "Летний день" и "Вкуснотеево", которые по вкусу были приятнее всех остальных, также не скисли. Причин такого поведения молока много. Скорее всего, его хорошо простерилизовали, убив тем самым все полезные микроорганизмы. Также возможно, что в нем содержится антибиотик от пролеченной коровы или консервант, который запрещено добавлять. Таким консервантом может выступить сода. В общем, каждый решает сам, но покупать молочный напиток без намека на полезные свойства - не самый умный выбор.

Следующая продукция - молоко "Бежин луг" Тульского молочного комбината. Этот образец на вкус был водянистым, но слегка подкис. Оставим его без комментариев, на право выбора потребителя.

Последние три стаканчика были, что радует, простоквашей. Молоко "Бон-дари" Бондарского завода скисло, но имело горький вкус. Это показатель, что молоко порошковое, изготовлено с добавлением в него сухого молока. Простокваша из молока "Семейных ферм" оказалась вкусной и приятной. Но и здесь не обошлось без ложки дегтя. То ли само предприятие, то ли магазин нарушает условия хранения, так как молоко действующего срока хранения уже было подкисшим. Решив проверить, мы купили "Семейные фермы" в этом же магазине, но уже в другой упаковке, отличающихся жирности и объема. И оно опять оказалось подкисшим. Молоко из автомата благополучно скисло и на вкус было неплохим. Но чтобы его купить, нам пришлось объездить полгорода. В разгар выходных два первых автомата по нашему маршруту просто не работали.

Итак, подводя итог, хочется отметить, что данный эксперимент проводился только в рамках редакции газеты и никак не обговаривался с производителями представленного молока. А читателям хочется пожелать покупать молоко, которое имеет небольшой срок хранения, желательно ультрапастеризованное или пастеризованное, но не стерилизованное. И самое главное - в проверенных местах.

Сладкая жизнь

Тамбовская область на сегодняшний день входит в тройку лучших регионов России по объемам производства белого сахара. Но на полках магазинов среди всего сладкого ассортимента нашего сахара имеется лишь малая доля. Причины этого, по общественному мнению, в том, что большинство продукции вывозится в другие регионы. Но не все так просто, как оказалось. По словам заместителя начальника управления по развитию промышленности и предпринимательства Василия Прохорова, проблема действительно есть, и кроется она в повсеместном отсутствии прямых поставок сахара с заводов-изготовителей.

Дело в том, что сахарные заводы Никифоровский, Жердевский, Знаменский принадлежат компании "Русагро" - Москва. И только через московский головной офис идут все поставки, который априори не занимается мелкими поставками. Таким образом, область сейчас пытается добиться, чтобы крупнейшие компании типа магазина "Эконом" и базы "Мука" могли "прикрепиться" к заводу и получать сахар напрямую. Пришел и официальный ответ от компании "Русагро": в конце июля в Тамбовскую область приедет представитель, с которым и будут решаться все вопросы, касающиеся поставок.

А пока все получается совсем по-другому. Этикетка и внутреннее содержание зачастую расходятся, сахар может быть Знаменского завода, а упаковка - любая. Но остается открытым вопрос: почему при таких объемах производства сахара полки магазинов в большей степени завалены продукцией других регионов?

Василий Прохоров, отвечая на этот вопрос, уверен, что в любом магазине должна быть разнообразная продукция, но больше всего все равно должно быть нашего, тамбовского сахара. И надеется, что с подписанием договоров с "Русагро" этот вопрос сдвинется в лучшую сторону.

Другого мнения придерживается и президент Союза предпринимателей. Елена Бастрыгина считает, что проблемы с сахаром, в том числе и высокая цена, возникают из-за монополиста.

- Если фермеры раньше производили товарищеский сахар, то есть выращивали часть свеклы и с ними расплачивались сахаром, то с прошлого года оплата идет деньгами, - отмечает Елена Евгеньевна, - это говорит о том, что поставка продукции идет от монополиста, который и устанавливает свою цену.

Круглый вопрос

В абсолютно любом доме, помимо молока и сахара, есть куриные яйца. В Тамбовской области есть два основных производителя - "Степное гнездо" и "Арженка". Эти два крупных предприятия производят порядка 100 миллионов яиц в год. На сегодняшний день распределение продукции идет 50 на 50. Это значит, что половину яиц они продают в области - через прямую торговлю, социальную сферу, предпринимателей. Вторая половина вывозится по различным направлениям типа Рязанской области, Московской и т.д.

- Сейчас в той же "Арженке" ожидается увеличение количества произведенных яиц практически вдвое, - поясняет Василий Прохоров, - и встанет вопрос о реализации внутри области.

У обоих этих производителей есть одна большая проблема - процент их вхождения в сети супермаркетов очень и очень мал. А с учетом постоянно растущего количества гигантов торговли производителям жизненно необходимо занять весомое место на полках этих магазинов.

Отсюда большая проблема разветвляется на две поменьше. С одной стороны, не все супермаркеты открыты для местного производителя. К примеру, те же магазины "Магнит". Их головной офис находится в Краснодаре, вопрос с поставщиками продукции решается на высоком федеральном уровне, и ни о какой нашей "Арженке" там даже не слышали. Решение этого вопроса стоит за администрацией области.

С другой стороны, та же "Арженка" при старом директоре долгое время сама не искала точек выхода на крупные супермаркеты. Сегодня, по словам Прохорова, они только-только начинают выпускать мелкую упаковку - ячейки по 10 шт., а также решается вопрос о создании штрихкода продукта.

А пока самое популярное место продажи яиц от местного производителя - рынки и приезжающие машины.

Наша продукция

Обеспечить рынок области местными продуктами можно только в случае создания хороших условий для крестьянско-фермерских хозяйств, для производителей, чтобы они за бесценок не отдавали свой товар в ту же Москву (о том, как поддерживается в нашем регионе фермерское движение, читайте в других материалах этого номера). Поэтому строительство сельскохозяйственных рынков - один из шагов к сохранению продукции внутри области. Такие рынки начнут появляться уже к концу текущего года в Знаменке, в следующем году - в Строителе, Тамбове и т.д.

Но создание рынков не ответ на главный вопрос: "Почему местных продуктов так мало в наших магазинах?!".

- Вся причина в большей степени в самих фермерах, - говорит президент Союза предпринимателей области Елена Бастрыгина, - они не могут обеспечить стабильную поставку своей продукции. Что такое магазин? Ему нужно сегодня, завтра, послезавтра, а фермер это предложить не может.

Другой вопрос и к сетевым магазинам. С одной стороны, там более доступные цены, к примеру, 9 рублей за килограмм арбуза против 15 рыночных рублей. Но с другой стороны, федеральные сети внутри области не управляемы никем, они сами решают, как и что им принимать в свои магазины. Отсюда вспоминается история крупного штрафа в адрес "Магнита" за создание выгодных условий одному производителю местной колбасы и ограничения других производителей.

Но как бы то ни было, Елена Бастрыгина уверена, что наши продукты в тамбовских магазинах будут только тогда, когда удастся отработать их стабильную поставку.

Вместо итога

Говоря о местном производстве, мы, возможно, во многом ошибаемся. Возможно, что в чем-то неправы и наши эксперты. Но вопрос далеко не в этом, а в понимании простым потребителем той закономерности, что царит на тамбовском рынке продуктов питания. Когда мы говорим, где лучше покупать продукты, у какого производителя и почему именно так, многие становятся категоричными и не ищут баланса. Объективно стоит покупать как в супермаркетах, так и на рынках, в том числе и у бабушек. Не стоит заострять свое внимание только на тамбовском товаре, он тоже бывает некачественным, но и питаться одними сетевыми товарами не есть правильно. Винить фермеров в том, что большую часть товара они вывозят в другие регионы, - нечестно, им нужно реализовать его по хорошей цене, чтобы оплатить кредиты, зарплату рабочим и прокормить свою семью. Не стоит делать крайними и сетевые магазины, пусть по их вине в некоторых районах города больше нехороших рынков.

Не зря говорят, что рыночная экономика - это баланс разных сегментов. Главное, чтобы в конкурентной борьбе и российской действительности и производители, и поставщики не забывали, что работают, прежде всего, на потребителя.

  • Вконтакте
  • Фейсбук
  • Одноклассники
  • Твиттер