Газета "Тамбовский курьер" уже неоднократно затрагивала тему строительства и ремонта мостов, наш сегодняшний злободневный разговор идет в продолжение статьи "Дорога по шаткому мосту", которая вышла в прошлом номере (№ 28 от 10 июля 2012 года, стр. 16.).
Шум в Тихом
Весьма показательная история произошла в этом году с селом Тихий угол Тамбовского района. Мост в селе деревянный, старый. Вот уже какой год, встречая весну, местные жители крестятся: а вдруг в этот раз пронесет. Но чудеса в наше время явление редко, и в этом году мост во время весеннего паводка в очередной раз снесло. Местные жители, а это около 50 человек, негодовали: "Раз нас мало, то можно на наши проблемы закрыть глаза?!".
- Мост в Тихом углу в паводок привязали и даже всеми возможными способами утяжелили, но и это не помогло, потому что паводок был очень сильным, - поясняет начальник отдела дорожного строительства и транспорта администрации Тамбовского района Сергей Саньков.
- Делать капитальный мост не совсем целесообразно: село маленькое, предприятий нет. У нас на это денег нет, - отмечает замглавы Черняновского сельсовета Татьяна Шилова.
Мост снесло, а в бюджете Тамбовского района строки о текущем ремонте и обслуживании строения нет. Мало того, что вода, по словам Татьяны Шиловой, стояла очень долго и местная администрация ждала ее спада, так и денег-то в принципе на ремонт не было.
- Мы ходили чуть ли не с протянутой рукой, - грустно улыбается Сергей Саньков, - в итоге один из депутатов областной Думы стал спонсором восстановления моста в Тихом углу.
Поясним, что текущий ремонт моста должен выполняться на средства местного сельсовета, где нам пояснили, что денег на это нет даже при всем желании. В итоге вся головная боль в финансовом плане перекладывается на администрацию Тамбовского района, где денег также недостаточно.
- Есть и другой вариант развития событий - построить железобетонный мост, - говорит начальник отдела дорожного строительства и транспорта Сергей Саньков, - в этом районе он будет стоить порядка 50 миллионов рублей, а живет там 46 человек. Скажите, какова эффективность вложения средств? Но пусть это и маленькая деревушка, там тоже люди живут, поэтому и крутимся, пытаемся найти деньги хотя бы на текущий ремонт.
Таким образом, хронология событий приводит нас к десятым числам июля, именно в это время было восстановлено транспортное передвижение через мост, за несколько дней до этого - сухопутное. Но разницы буквально в три дня хватило на то, чтобы местные жители написали письмо в администрацию президента РФ. Людей легко понять: с момента паводка и до начала июля они буквально лишились прямой связи с миром, особенно это отразилось на тех, у кого нет машины, чтобы делать большой крюк в объезд.
Силами администрации района, местных жителей и спонсорской помощи удалось провести текущий ремонт моста, ведь какого-то целевого финансирования на содержание мостов нет. Так мост в Тихом углу был отремонтирован за счет средств спонсора (150 тыс. руб.), средств, выделенных управлением по охране окружающей среды Тамбовской области (100 тыс.), и средств администрации Тамбовского района (100 тысяч рублей).
Но возникает вполне резонный вопрос: надолго ли хватит такого моста? Мы задали этот вопрос начальнику отдела дорожного строительства и транспорта администрации Тамбовского района Сергею Санькову. На что нам ответили, что уже следующей весной, скорее всего, ситуация повторится. А если паводок будет таким же сильным, как и в этом году, то последствия могут стать самыми непредсказуемыми. Но на новый железобетонный мост средств нет, как нет их и на аналогичный деревянный, который хоть и менее долговечный, но на десяток лет головную боль точно снимет. Такой мост строят в Сосновском районе, стоимость его порядка 2,5 миллионов рублей, но и ими бюджет Тамбовского района не располагает.
0413де хозяин?
По данным управления транспорта и автомобильных дорог Тамбовской области, за регионом числится 136 мостов областного значения, и все они являются железобетонными. За Тамбовским районом закреплено 13 мостов, из них четыре являются деревянными. Таким образом, каждый район области имеет на своем балансе мосты и обязан ими заниматься, но зачастую проще откреститься от ветхого строения, чем найти средства на его ремонт или строительство нового. Поэтому назвать число бесхозных мостов области сегодня не может уже никто - по ним ходят люди, гоняют скот и даже ездят машины, но он ничей, и никто в случае беды ремонтировать такой мост не поспешит, а тем более не будет отвечать за, не дай Бог, какое чрезвычайное происшествие.
Возьмем тот же Тамбовский район. На его балансе находится 13 мостов: "Тамбов-Шацк" - Черняное; Черняное - Тихий угол; "Тамбов-Шацк" - Хомутляйское лесничество; "Тамбов-Шацк" - Горелое - Голдымское торфопредприятие; "Орел-Тамбов" - Дубровка - Краснополье; "Каспий" - Селезни - Сосновка - совхоз - колледж "Тамбовский"; "Тамбов-Шацк" - Куксово; "Каспий" - Большая Липовица-Серебряки; "Каспий" - Борщевка; "Воронеж-Тамбов" - Красносвободное; Подъезд к ц.у. СПК Горельский.
Как нам сообщили в администрации Тамбовского района, в настоящее время идет строительство капитального железобетонного моста на автодороге "Тамбов-Шацк"- Хомутляйское лесничество. Именно этот мост и вызвал возмущение жителей района, ведь стоимость работ составляет почти 50 миллионов рублей. Принцип "Одним все, другим ничего" - такой вывод сделали люди. Но и тут все не так просто, как казалось на первый взгляд. Прежде всего, деньги были выделены из областного бюджета.
В отделе дорожного строительства и транспорта администрации Тамбовского района нам пояснили, что да, действительно, мост будет с подъемным пролетным строением для пропуска маломерных судов, которых в регионе по пальцам одной руки пересчитать. Но именно такая конструкция финансово оказалась дешевле в соотношении 150 миллионов рублей на высоководный и 50 миллионов на данное сооружение. Вкупе к этому мосту пойдет ремонт подъездной дороги протяженностью 1,3 километра. Но и здесь есть свои подводные камни. 50 миллионами дело не ограничится, ведь мосту с подъемным пролетным строением требуется постоянное текущее обслуживание, что весьма недешевое удовольствие.
После всей шумихи вокруг мостов Тамбовского района местные жители начинают замечать небольшой прогресс. Так, в настоящее время изготавливается проектная документация на строительство аналогичных капитальных железобетонных мостов на автомобильных дорогах "Тамбов-Шацк"- Куксово и "Тамбов-Шацк"- Голдымское торфопредприятие. Жителей этих населенных пунктов хочется поздравить с большой радостью: все-таки дождались.
Весна опять пришла
Говоря о жертвах весны, помимо Тамбовского района, хочется еще отметить и Сосновский, Моршанский районы. Именно там по сравнению с другими муниципальными образованиями области больше всего деревянных мостов, которые и становятся поводом для раздора в весенне-летний период. Но винить местные власти - дело нехитрое. Да, они виноваты - вовремя не били в колокола, не подсуетились, не подумали. Но и мы, сами жители области, ничем их не лучше. К примеру, все деревянные мосты предназначены только для движения легкового транспорта, максимальной массой до 5 тонн. Есть еще категория только пеших мостов, но они в меньшинстве. Так вот, по такому мосту, где положено ездить "копейкам" и "тойотам", со всей своей мощью переезжают 45-тонные груженые лесовозы. Такая же история произошла в прошлом году в том самом Тихом углу. Местные мужики увлеченно ловят рыбу. По мосту, который держится из последних сил, проезжает КамАЗ с блоками. На деревянном мосту вообще останавливаться запрещено, а водитель грузовика спокойно встал и мило пообщался с рыбаками на тему: "Клюет - не клюет, на что ловите, давно сидите?!" Далее водитель КамАЗа заводит свое транспортное средство, происходит динамический удар, блоки соскакивают, а он уходит с колеи и пробивает деревянный настил моста. Все, снова ремонт, снова мост еле дышит.
Мы все считаем себя самыми умными, знающими, опытными. И именно мы гоняем на машинах по пешеходному мосту, на грузовиках - по ветхому, перегоняем стадо там, где даже не каждый велосипедист поедет. Любимое русское "авось" местных жителей на самом деле прокатывает редко, и вот уже в селе нет моста. И если наши люди надеются на счастливый случай, то местные власти часто находятся в подвешенном состоянии, балансируя между бедностью бюджета и государственными программами, куда пытаются вступить.