Об этом мы писали в прошлом номере нашей газеты. Но тема оказалась настолько обширной и интересной, несмотря на свою внешнюю оторванность от реальной жизни, что есть необходимость ее продолжить.
Закон по мотивировке
Прежде всего, стоит вести речь о том, что же послужило мотивом и причиной изменения законодательства в пользу уменьшения численности партий, необходимой для их регистрации. Только ли акции несистемной, полусистемной и прочей недосистемной оппозиции подвигли власть к тому, чтобы пойти на столь резкие перемены? Если честно, то есть в подобных шагах шарахания из одной крайности в другую. Сначала партиям для регистрации было необходимо иметь в своих рядах сорок тысяч членов, теперь - всего пятьсот. Очень уж кардинальный переход из состояния всеобщей массовости к «узкому кругу ограниченных людей».
По мнению директора Академии гуманитарного и социального образования ТГУ имени Державина, доктора политологических наук, профессора Дмитрия Сельцера, при внесении изменений в законодательство о политических партиях трудно усмотреть какой-то один мотив.
- Вообще в политике не бывает какой-то одной причины, - говорит политолог. - Это всегда, как правило, комбинация обстоятельств условий, которая приводит к принятию определенного решения.
Среди этих обстоятельств далеко не на последнем месте стоит то, что партийная система - это не непременное, но важное условие движения вперед любой страны. По крайней мере, так политологи считают. Почему не непременное - понятно. При желании можно обойтись и без партий. А важное потому, что лучше все-таки быть с ними.
Кроме того, партийная система - это одно из необходимых условий общественного развития. Как выразился доктор политологических наук Дмитрий Сельцер, условие достроения общества, его саморазвития. Из чего лично я делаю вывод о том, что общество, в котором не развита партийная составляющая, - недостроенное, уж простите за такое выражение.
- Вообще в представлении о классическом демократическом транзите, о переходе от недемократических режимов к демократическим важное, если не ключевое, условие - это действие самостоятельных, самодеятельных политических партий, - говорит Дмитрий Сельцер.
Если и первое, и второе обстоятельства можно считать классическими, то еще одно - в высшей степени ситуативное, то есть возникшее недавно. Речь о том, что государство увидело потребность изменении законодательства о партиях, поскольку значительная часть общества показала, что хочет этого. Насколько в действительности был массовым этот показ - вопрос другой. Тем не менее, исходя из определенных общественных представлений, власть пошла на то, чтобы обновить принципы партийного строительства.
Нереальные перемены
Еще один немаловажный вопрос: произойдет ли реальное изменение политического поля страны и Тамбовской области в частности? Ведь партий можно создать и сотни, не только десятки, но смогут ли они хоть как-то конкурировать с четырьмя основными мастодонтами нынешней российской политической системы - тема, над которой стоит серьезно подумать.
Как отмечает Дмитрий Сельцер, в ходе упрощения процедуры регистрации партий на первых порах зримо изменится набор и количество основных политических игроков. О себя можно добавить, что это обострит конкуренцию в политике. Избирателей сколько было, столько и осталось. И если раньше за голоса боролись семь партий, то скоро их может стать сорок семь. Голосов на всех не хватит. Значит, неизбежно наступит процесс растаскивания народного волеизъявления по вновь созданным партиям, партейкам и партеичкам.
У кого будут оттягиваться эти голоса? У всех ныне действующих политических партий. Причем «Единая Россия» оказывается в более невыгодном положении по сравнению с остальными ныне действующими партиями: процент у нее самый большой, следовательно, согласно логике, внешне он будет уменьшаться наиболее зримо.
Что произойдет вслед за этим, после того, как вновь созданные организации станут, так и не начав по-серьезному работать, распадаться естественным образом, а потом будут закрыты государством? Не исключено, что настанет время переформатирования партийно-политического спектра. Такой вот технический термин, и никуда от него не деться. Он означает, что нынешние партии, которые кому-то кажутся незыблемыми, могут исчезнуть, а их место займут вновь образованные. Самый простой пример, хотя, может быть, и не самый удачный - кто всего несколько лет назад что-то знал о «Справедливой России»? Тем не менее, сегодня это парламентский заседалец, представляющий в Госдуме интересы определенной части общества.
Хотим мы того или нет, в этом процессе многое зависит от двух вещей - общественного настроя и от позиции государства. Общественный настрой, особенно в крупных городах, в той или иной степени может подвигнуть государство на новые изменения. И мы можем делать вид, что не понимаем этого, но именно государство, выражаясь современным языком, является в нашей стране главным актором (по-русски делателем) политического процесса.
Местный колорит
Что касается непосредственно Тамбовской области, то здесь есть свои особенности, которые определяются региональной спецификой. Если более или менее внимательно изучать историю страны за последние двадцать лет и то, какое место в ней занимала Тамбовщина, то легко увидеть, что в течение всего этого времени регион выступал, да и продолжает выступать, образно выражаясь, за ресурсное государство.
О чем речь? О том, что в самой области нет собственных ресурсов, и, по выражению Дмитрия Сельцера, мы постоянно находимся в логике голосования за их обретение. А если ты голосуешь с целью практической выгоды, то в любом случае запаздываешь в своем политическом развитии, поскольку ищешь сильного политического игрока, за которого тебе выгодно голосовать. А как мы уже говорили, наиболее сильным игроком у нас всегда было и остается государство. Так что позиция тамбовского избирателя в этом смысле абсолютно понятна и оправданна. Я бы сказал - очень практическая позиция жителей региона, в котором нет своих полезных ископаемых, крупных металлургических или горнодобывающих комбинатов. И кто станет «предъявлять» что-то тамбовчанам за такое отношение к жизни, а значит, и к практической политике? Камни пусть бросает тот, кто сам без греха.
Без интереса
Изменится ли подобная тактика и стратегия жителей региона в результате появления новых партий? Вряд ли. Хотя в теории подвинуть можно кого угодно, кроме партии власти. Как отмечает еще один известный тамбовский политолог, доктор политологических наук Владимир Пеньков, «партия власти вечна»:
- Это идет еще со времен первой русской многопартийности, когда генерал Трепов пришел к Николаю Второму и сказал, что раз создается Госдума, то в ней нужно создавать партию власти. И дело тут совсем не в том названии, которое эта партия носит. На современном этапе нашей истории в какой-то короткий период времени это был «Демвыбор» Егора Гайдара, потом в такой же короткий период - «Наш дом Россия». Затем произошла определенная трансформация, и сейчас мы имеем «Единую Россию».
Все остальное, по мнению политолога, это пиар-проекты разной степени удачности:
- Самый удачный политический пиар-проект - это 22 года Жириновского. Что касается хилого пиар-проекта под названием «Справедливая Россия», то я прекрасно понимаю, что здесь партийно-политической основы просто не было. Существовал некий партийный клуб с очень рыхлым, аморфным лидером, к которому подходит определение «легко быть смелым, когда разрешили».
Кроме того, особенность политического восприятия тамбовчан состоит в том, что сознание большинства жителей региона до сих пор сохранило противопоставление «коммунисты - демократы». При таком подходе даже для некоторых из уже существующих партийных оттенков места остается не так много. А для новых организаций его вообще практически невозможно найти.
С другой стороны, многие из вновь создающихся партий вряд ли проявят хоть какой-то интерес к Тамбовской области. Дмитрий Сельцер убежден в том, что небольшой аграрный регион без полезных ископаемых и крупной промышленности, традиционно голосующий по ресурсному принципу, просто не будет востребован новыми политическими игроками:
- Многие политические партии здесь вообще ничего не будут создавать. Какой смысл вкладывать сюда деньги?
Логика таких рассуждений понятна - финансовые вложения в региональное партстроительство будут несоразмерны полученному результату. Местное отделение без голосов на выборах - деньги на ветер.
Итак, сложившаяся в настоящее время партийно-политическая система региона в ходе изменения законодательства о партиях определенные изменения, без сомнения, претерпит. Но глобальных перестановок политических сил на тамбовском уровне в силу региональных особенностей ждать не стоит. От себя могу добавить только одно - может, это и к лучшему? Сам собой напрашивается почти рекламный лозунг: «Тамбовская политика - проверено традициями»…