Статистический учет
По информации, представленной единороссам первым заместителем начальника управления труда и занятости населения области Татьяной Гансиор, за первое полугодие нынешнего года в органы службы занятости обратилось в поисках работы более 11 тысяч человек. Интересно, что среди обратившихся женщины составляют больше половины - 55 процентов, молодежь в возрасте от 14 до 29 лет - 47 процентов, инвалиды - 7 процентов, уволенные по сокращению численности или штатов - 13 процентов, уволенные по собственному желанию - 30 процентов.
В начале года официально безработными в нашей области числились 6768 человек. За прошедшие с того времени полгода признаны безработными около шести тысяч тамбовчан. В результате на 30 июня на учете в центрах занятости населения области состоит 5900 граждан. И не надо говорить, что мы не можем сложить две цифры. Пребывание в статусе официального безработного - вещь нестабильная. После всех выбывших и получается, что с начала года безработица даже уменьшилась и составляет сейчас 1,1 процента экономически активного населения Тамбовщины. Понятно, что это уровень регистрируемой, официальной безработицы.
Спрос без предложения
Еще один интересный нюанс. Есть в сфере труда и занятости такое понятие, как коэффициент напряженности на рынке труда. Это количество безработных, поделенное на количество предлагаемых им свободных рабочих мест. Так вот сейчас выходит где-то по полбезработного на вакантное место. То есть вакансий примерно в два раза больше, чем тех, кому они предлагаются.
И вот что еще интересно. Всего с января по июнь нынешнего года заявлено 29 тысяч вакансий. Из них 25 тысяч - для рабочих и только 4 тысячи - для специалистов. Специалисты в сфере занятости отмечают, что сейчас для областного рынка труда характерен повышенный спрос на рабочих и специалистов широкого профиля, имеющих несколько смежных профессий и умеющих быстро приспособиться к новым экономическим условиям. Это особенно касается таких динамично развивающихся отраслей, как промышленность, строительство, транспорт, торговля, общественное питание. Здесь количество предлагаемых вариантов работы значительно превышает число безработных, состоящих на учете по этим отраслям.
Однако при этом в структуре потребности в работниках преобладают заявки для рабочих без специальной подготовки. Это подсобные и сельскохозяйственные рабочие, уборщики, грузчики, санитары. Среди профессий квалифицированных рабочих наиболее востребованы рабочие промышленных предприятий - водители, газорезчики, швеи, машинисты, наладчики, операторы, сборщики, слесари, станочники, токари, формовщики, фрезеровщики, электромонтеры, электросварщики. Не обходится без повышенного спроса на рабочих строительных специальностей - штукатуров-маляров, облицовщиков-плиточников, сварщиков, плотников-столяров, бетонщиков.
Обращает на себя внимание то, что сейчас сильно изменился качественный состав свободных рабочих мест. Да-да, появился постоянный спрос на врачей, инженеров, техников, технологов, бухгалтеров, экономистов, менеджеров, страховых агентов, агрономов, ветврачей. А вот юристам и психологам вместе с работниками культуры так не повезло - их требуется меньше, чем еще недавно.
Казалось бы, скучная статистика, не более того. Однако сколько всего интересного можно узнать. Особенно в свете инновационных проектов, которые сейчас внедряются в жизнь на территории области. В действительности ситуация не самая простая. Уровень безработицы в регионе весьма и весьма низкий, коэффициент напряженности не такой уж и напряженный, а людей для новых производств требуются тысячи. Чтобы решить кадровые вопросы, необходимо самое тесное взаимодействие всех заинтересованных организаций. И в первую очередь нужна активная позиция работодателей - в данном случае тех, кто эти новые производства строит и потом будет на построенном заниматься производством. Только в этом случае нам не грозит реальный кадровый голод.