В условиях современных рыночных отношений муниципальных автобусов в самом областном центре практически не осталось, не говоря уже о пригородном сообщении. На смену ему пришел коммерческий транспорт, живущий по своим отдельным законам и придерживающийся своих абсолютно нелогичных порядков.
Столовое - Тамбов
Село Столовое находится всего в 25 километрах от Тамбова, но даже у такой, казалось бы, недалекой точки региона есть проблемы с транспортным сообщением. Жители села жалуются на то, что утром и вечером добраться до дома или Тамбова практически невозможно.
- Маршрутка ходит только на 7.10 ч., рассчитанная на 18 человек, в нее входит около 40, что создает аварийную ситуацию, а остальные не могут уехать вообще. Была дополнительная маршрутка на 7.00 ч, но ее отменили, ссылаясь на то, что мало людей. Весь день ходят маршрутки через час, чему мы очень рады, конечно, но на работу большая часть уезжает в 7.00 ч. - сетуют местные жители.
На сегодняшний день в селе связь с областным центром осуществляют микроавтобусы - "маршрутки" типа "Форд". Совместно со Столовским сельсоветом составлено расписание движения по маршруту № 106 б.
Давайте мысленно перенесемся в центр села Столовое. Вот с правой стороны находится здание сельсовета, аккурат через дорогу находится конечная остановка маршруток. Прямо рядом с посадочной платформой стоит магазинчик и ларек со столами типа "кафе". Беседуем с продавцами.
- Добрый день, скажите, а на Тамбов когда следующая "маршрутка"?
- Да только ушла, теперь через час ждите.
- А если мы завтра утром поедем, во сколько приходить?
- Ну, часов в 7 пойдет…
- А раньше?
- Раньше не знаю, - пожимает плечами продавщица.
В другом магазине продавцы нам пояснили, что первая утренняя маршрутка идет в районе семи и начинает свое движение из села.
Таким образом, абсолютно понятны возмущения так называемых "дачников". Сегодня почти половина села живут в Тамбове, а дома родителей используют под дачи. Чтобы приехать за грибами - ягодой, надо из города выехать как можно раньше.
- Еще несколько лет назад ходили рейсовые автобусы, с автовокзала из города в 6 утра шел автобус,- рассказывает дачница Ирина. - Сегодня первая маршрутка из Тамбова в Столовое едет в начале восьмого, но и то они часто задерживаются.
Сами же местные жители сетуют на то, что коммерческий транспорт ходит, как хочет.
- Не так давно один "форд" сломался и утром не пошел. Разумеется, никто об этом не знал, а люди ведь рассчитывают на этот рейс, - жалуются пассажиры.
В разгар рабочего дня заходим в тот самый "форд", люди крайне неразговорчивы. Но как только речь зашла о транспорте Столовое - Тамбов, сразу же пошла беседа. Возмущены тем, что в одну "маршрутку" набивается народу до предела - всем надо уехать, и никто не уверен, пойдет ли следующая. Отдельная больная тема - стоимость проезда. До Тамбова с ветерком вас довезут за 40 рублей в один конец, столько же надо заплатить, чтобы вернуться обратно. А так как работы в селе практически нет, многие люди катаются по такому маршруту каждый день. Путем нехитрых подсчетов выясняем, что стоимость проезда только на работу в Тамбов в месяц составляет почти 2 тысячи рублей, и это не считая стоимости общественного транспорта внутри города. За год, если весь отпуск человек "просидит" в селе, выйдет 22 тысячи рублей, да и то в том случае, если проезд не подорожает. Дорогое удовольствие - работать в Тамбове.
В администрации сельского совета Столового с мнением жителей абсолютно не согласны. Глава Людмила Егорова недоумевает, почему местные жители недовольны движением транспорта.
- Мы, наоборот, добавили две утренние "маршрутки". Конечно, бывает, что некоторые пассажиры стоят, но так, как говорят, по 40 человек не набивается, - говорит Людмила Павловна.
- У нас ходили желтые "маршрутки", но они маленькие, и стоять в них было нельзя, - вспоминает глава сельсовета, - нам заменили их на белые "форды".
Людмила Егорова возмущена, что жители раньше к ней не пришли и о проблеме не заявили, а узнала она о жалобах людей из посторонних источников, в частности, от нашей газеты.
Согласно официальному расписанию "форды" из села Столовое в Тамбов выезжают в утреннее время в 6:30, 6:50, 7:10. На деле, по словам жителей, так не получается - то понос, то золотуха, то пятка болит.
А вот водитель одного из злополучных "фордов" говорит, что сами жители стали чересчур капризные.
Донское - Тамбов
Если село Столовое находится почти в 30 километрах от областного центра, то село Донское стало уже почти частью Тамбова. Ближе только сам город. Но эта близость проблем с транспортом не решила, а добавила их еще больше.
- Наши автобусы, "маршрутки" по установленному расписанию никогда не ходят, - рассказывают местные жители.
Совсем недавно на неофициальном сайте губернатора Олега Бетина появилось обращение от имени молодежи села Донское:
- У нас много талантливых людей, но как им развиваться, когда отсюда просто невозможно выбраться и уехать домой. Почему зимой, возвращаясь с катка в девятом часу, дети должны идти домой пешком от ТЭЦ до конца Донского? Хотя Донское не так далеко от города, но кажется порой, что это всеми забытый край с никому не нужным населением.
Богдана Попова - молодая работающая девушка. Как и большинство жителей Донского, работает она в Тамбове.
- Смена у меня заканчивается в 21.30, - рассказывает девушка, - до ТЭЦ я добираюсь с двумя пересадками от ДК "Мир", а дальше до дома пешком, на такси ездить никакой зарплаты не хватит.
Летом пешая часть ее маршрута занимает 40 минут, зимой - по сугробам или льду - в два раза больше.
- 151-й никогда не соблюдает расписание, "маршрутка" от Ж/Д вокзала № 144 раньше ходила в половине десятого последняя, теперь дай Бог в 8 вечера уехать, - говорит Богдана.
Отдельная тема, по ее словам, это 119-я "маршрутка" до Татаново. Водители, узнав, что пассажиры едут до Донского, часто их просто не сажают, а те, кто сажает, берет за оплату вместо положенных 14 рублей полную стоимость как до Татаново - 27 рублей.
Жалоб на работу транспорта Донское - Тамбов более чем достаточно. И с каждым разом их все больше и больше. Вся причина в том, что, по сути, повлиять на работу коммерческой структуры не может никто, разве что Прокуратура, да и то…
Говорят, что в России две беды - дураки и дороги. Что касается общественного транспорта, то тут прямо смесь три в одном. И третьей составляющей станет человеческая никому не понятная уверенность в собственной безнаказанности. Но жизнь всегда все расставляет по своим местам, правильно говорят: сколько веревочке ни виться, а конец все равно будет.