Газета №26 (843), 26 июня 2012
Перейти к номеру

Технический просмотр

26 июня 2012, 15:04 Прочитали 1 939 раз
Ситуация с техосмотром может еще раз кардинально измениться - второй раз в течение года
Пока это еще не свершилось. Но фактически решение вопроса не за горами. Еще в апреле Госдума приняла в первом чтении законопроект, который напрямую касается всех автовладельцев страны. Рассмотрение во втором чтении состоится, скорее всего, в первых числах июля. К этому чтению депутаты внесли в документ ряд очень значимых поправок. Например, об отмене техосмотра для добросовестных автовладельцев, которые и так ежегодно проходят его у официального дилера и делают соответствующие отметки в своих сервисных книжках.

- Мы разрешили этим дилерам проводить техосмотр. При этом они обязаны аккредитоваться, и когда хозяин автомобиля проходит техосмотр, он будет вправе получить талон техосмотра или диагностическую карту, которая приравнивается к ТО, - заявил недавно глава думского комитета по транспорту Евгений Москвичев.

Что еще?

Также, по словам Москвичева, комитет одобрил поправку об отмене наличия шестимесячного талона техосмотра для покупки полиса ОСАГО. Согласно действующему законодательству, автовладелец при заключении договора об обязательном страховании автогражданской ответственности должен предоставить страховой компании действующий не менее шести месяцев талон технического осмотра.

Еще одна поправка дает собственнику автомобиля возможность заключения договора ОСАГО без предъявления талона техосмотра на срок следования к месту проведения ТО или регистрации транспортного средства - до двадцати дней.

- Одним словом, мы упростили прохождение техосмотра. Думаю, что после этого граждане России скажут спасибо, - заключил Москвичев.

Ни «за», ни «против»?

Это тот редкий случай, когда в случае благодарности с одной стороны проклятий с другой явно не последует. Сытость волков и целостность овечьего стада гарантированы. Дело в том, что согласно действующему сейчас Федеральному закону №170 "О техническом осмотре транспортных средств и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" новые автомобили, которым не исполнилось трех лет, техосмотр и так не проходят.

- Мы на днях купили новую иномарку в салоне, - рассказывает тамбовчанка Елена Беляева. - Собирались ехать на техосмотр. А нам при покупке какую-то блямбу в бумажки поставили и сказали, что никуда ехать не надо. Пока машине три года не исполнится, у нас и так все есть.

Как заявил нашей газете генеральный директор ООО "Тамбовтехцентр" Михаил Зайцев, если сроком до трех лет от техосмотра и так освобождены, то лично он не видит практической пользы от внесения в законодательство подобных поправок. Тем более, что, например, на авторынке нашей области новые иномарки, которые в подавляющем большинстве и приобретаются в дилерских центрах, составляют очень малое количество.

- Я вообще не понимаю подоплеку этого дела, - говорит Михаил Зайцев. - Например, я видел в Интернете материал о том, что для "хороших" водителей будет отменен техосмотр. Но, ребята, дело в том, что в связи с действующим сейчас Федеральным законом №170 от техосмотра освобождаются машины от нуля до трех лет. Таким образом, смысла во всем этом деле нет абсолютно.

В настоящее время в области зарегистрировано около трехсот тысяч автомобилей физических лиц. Плюс примерно пятьдесят тысяч "юридических единиц". По сравнению с той же Воронежской областью, где на один только областной центр приходится не менее шестисот тысяч единиц личного транспорта, это сущие копейки. Какую долю среди этих трехсот пятидесяти тысяч составляют новые иномарки? Специалисты уверяют - минимальную.

По словам Зайцева, дилерские центры для операторов рынка технического осмотра со стажем, к которым относятся, в частности, Тамбовтехцентр, станция техобслуживания на улице Урожайной областного центра, их коллеги в Мичуринске, Моршанске, Кирсанове, в этом плане совершенно не страшны. Основную базу авторынка страны, а следовательно, и Тамбовской области составляет, образно выражаясь, вторчермет, который дилерам абсолютно не интересен. Это как раз сфера деятельности операторов техосмотра.

Реальные проблемы

Гораздо более серьезной, по словам специалиста, является тема техосмотра в рамках все того же 170-го федерального закона.

- Не будем забывать о том, что произошло месяцев семь назад, когда деятельность страховых компаний на рынке техосмотра небывало оживилась, - рассказывает Михаил Зайцев. - Если раньше страховщики были завязаны на талоне техосмотра, то теперь страховые компании имеют полное право в связи с действующим законодательством аккредитоваться в качестве оператора техосмотра на рынке этих услуг. С одной стороны, страховщики занимаются благим делом, внедряя в жизнь очень модный при новом, да и при старом, президенте постулат "единого окна".

То есть теперь процедура выглядит следующим образом: человек приходит к страховщику, ему выписывают страховку, выдают талон техосмотра и направление на прохождение техосмотра. И вот тут в дело вступает пресловутый русский менталитет. Ничего не имею против особенностей национального характера, но факт остается фактом - сегодня уже стали обыденностью случаи, когда автовладелец, заплатив деньги за страховку, за талон и даже получив направление, просто "забивает" на реальное прохождение техосмотра.

- Да у меня брат недавно так талон получил, - рассказывает одна хорошая знакомая (фамилию знакомой и брата по понятным причинам называть не буду - по причине отсутствия среди особенностей национального характера склонности к "стукачеству").

Причем автостраховщиков во всем происходящем винить явно не стоит. Они вместе с операторами техосмотра стремятся сделать ситуацию по-настоящему цивилизованной. Однако надежда многих автолюбителей на "авось" ее только ухудшает. Что самое интересное, проверить, прошел ли автомобиль реальный техосмотр, сегодня достаточно сложно - инспектора ГИБДД сейчас лишены контролирующих функций в этой сфере. "Проверить" такие машины может только ДТП, при котором хозяевам "железных коней" необходимо иметь надлежащим образом заполненный талон техосмотра. Ведь в случае его прохождения, кроме всего прочего, автовладелец имеет представление о действительном состоянии автомобиля.

- Исследования, которые проводились в Москве, в Питере, в Новосибирске, показали, что после вступления в силу нового закона о техосмотре в разы увеличились аварии со смертельным исходом, - рассказывает Михаил Зайцев. - Это говорит о том, что на дорогу выезжают не прошедшие реальный техосмотр автомобили - с безобразным состоянием тормозной системы и кое-как работающими двигателями, с неработающими глушителями. В Тамбовской области, слава Богу, такие случаи пока не известны, а вот в Сибири - уже да.

Рельсы для автомобиля

Таким образом, ситуация вырисовывается достаточно непростая, в которой "собака порылась" не один раз. По мнению специалистов на местах, необходимость проведения техосмотра очевидна:

- Порой смотришь Интернет и видишь заголовки желтых газет, что техосмотр надо отменить. Но такое могут говорить только люди, абсолютно далекие от этой темы. Тем более, что мы вступили в ВТО, и без техосмотра - никуда. Наши машины уже сейчас тормозят на границе с Белоруссией и Польшей, не пускают в Евросоюз, потому что у нас был бардак с проведением техосмотра. Ведь техосмотр - это негласный инструмент перехода, очень тяжелого и неудобного для российского автопрома, дилеров и всего автомобильного рынка России, на новые рельсы. Это инструмент, может быть, косвенный, но который очень помогает людям избавляться от старых автомобилей и приобретать новые.

Это и понятно. Принцип прост, как топор: техосмотр не прошел - выехать на этой машине ты не сможешь, деваться тебе некуда, кроме как другую машину покупать. То есть техосмотр играет на руку тем, кто хочет, чтобы в России обновился парк автомобилей.

Это плохо? Нет. Вопрос в другом - в социальном аспекте проблемы. Но, если честно, насколько глобальной представляется в наши дни сумма в триста рублей, которую необходимо сейчас заплатить за прохождение техосмотра в нашей области? И даже когда с 1 июля она составит шестьсот рублей, это, по сути, станет возвращением к ценам до 2012 года. Дело в том, что еще год назад автовладельцы платили за прохождение техосмотра именно шестьсот рублей. Триста из них шли непосредственно оператору, а триста - в качестве госпошлины. Однако когда с 1 января нынешнего года контролирующие функции автоинспекции были отменены, то и необходимость платить госпошлину отпала сама собой. У операторов техосмотра работы прибавилось - к ним ГИБДД-шные функции и перешли. А в смысле денег ничего не изменилось - как получали триста рублей, так и получают. До 1 июля. Так что, в принципе, пока только справедливость восторжествовала, не более того.

По мнению специалистов, ситуация еще раз может кардинально измениться с 1 января 2013 года, когда сотрудникам автоинспекции будут возвращены функции контроля за прохождением техосмотра. Тогда автовладельцам, хочешь не хочешь, придется реально его проходить. Пока же вносимые в законодательство изменения носят скорее косметический характер, тем не менее, подготавливая почву для фактического изменения нынешнего положения.

  • Вконтакте
  • Фейсбук
  • Одноклассники
  • Твиттер