Тем более, что разговор ведется сразу в нескольких источниках. К примеру, об этом заявил "Коммерсантъ". Некто в аппарате правительства подтвердил, что "такая возможность рассматривается, но окончательного решения пока не принято". По его словам, "обсуждается, изучается структура и названия профильных министерств других стран". В частности, США, Канады, Норвегии, Японии и… Мьянмы (бывшая Бирма). Интересная подборка. Пока в качестве наиболее вероятного рабочего названия рассматривается Министерство продовольственных ресурсов с аббревиатурой МПР, как вариант - Министерство пищевой промышленности - Минпищепром.
Устаревшее название
Что это - влияние новой метлы с ее извечной привычкой расставлять всюду своих людей? Новый премьер - новая структура правительства - новое название министерства, которое для нашей страны, без преувеличения, можно считать одним из ключевых. Не так, как в царской России, конечно - сейчас мы пшеницу, мед и прочие пополняемые ресурсы в таких масштабах на экспорт не отдаем. Но тем не менее. Или все-таки главное не в смене имиджа, а в изменении того, что он прикрывает? Хотя желанием начинать серьезные изменения с новой вывески нас не удивишь, на деле принцип капитана Врунгеля "как вы яхту назовете, так она и поплывет" срабатывает слабо. И тем не менее, есть ли надежда на то, что одной перестановкой букв дело не ограничится?
Тут уж как повезет. Начать хотя бы с того, что одной из причин переименования Минсельхоза объявляется необходимость продвижения наших товаров на зарубежные рынки после присоединения России к ВТО. Мол, западным партнерам название "Минсельхоз" может показаться слишком архаичным. Оставим в стороне взаимосвязь между качеством пшеницы, интенсивностью прироста поросят и аббревиатурой, "под знаменем" которой все это "выходит в люди". Хотя почему оставим? Лично мне, например, абсолютно все равно, как будет называться государственный орган, контролирующий выпуск зерна для моих кур, - лишь бы клейковина была в норме, поросята от нее телились, а телята поросились. Но если нашим западным друзьям на это не наплевать, и для них стрёмно иметь дело с "сельхозниками", то, в принципе, конечно, пожалуйста. Главное, чтобы для пользы дела.
А ситуация здесь, скажем прямо, сейчас складывается не самая лучшая. По словам главы Росрыболовства Андрея Крайнего, поставками пищевых продуктов на территорию России могут заниматься более 3500 фирм, тогда как доступ к рынкам стран Евросоюза имеют не более 15 компаний.
- Для того чтобы продвигать товары на западные рынки, необходим один сильный орган, которым может стать Минсельхоз. Это логично. Особенно учитывая присоединение и взаимодействие в рамках ВТО, - считает исполнительный директор Рыбного союза Сергей Гудков.
Ну что ж, если перемена названия хотя бы полуавтоматически решит проблему продвижения нашего продовольствия к искушенному западному потребителю - почему бы и нет? Попытка, как мы все помним, не пытка.
Интересно, что Минсельхоз в его нынешнем виде появилось в 2000 году, на заре первого президентского срока Владимира Путина. Теперь, в начале его третьего президентства, название имеет все шансы исчезнуть.
Имидж для полномочий
А вот в самом Минсельхозе смену названия объясняют "расширением полномочий и тем, что ведомство уже давно занимается регулированием не только сельхозтоваропроизводителей, но и сферы переработки". В Положении о Министерстве сельского хозяйства в его нынешнем виде лично я одних только видов нормативных правовых актов, которые Министерство принимает самостоятельно, насчитал 24. А пункт 5.5 Положения, согласно которому Министерство что-то там осуществляет, включает в себя 19 пунктов. И так далее. Теперь к этому, как видим, добавляются новые полномочия. В частности, в соответствии с Указом президента "О структуре федеральных органов исполнительной власти" от 21 мая Федеральное агентство по рыболовству (Росрыболовство), до сих пор подчинявшееся напрямую правительству, переходит в подчинение Минсельхоза. В связи с этим переподчинением, как сообщил лично глава агентства Андрей Крайний, он сам переходит в Министерство в должности заместителя министра и продолжит курировать отрасль. Так что, несмотря на фамилию, "крайним" он в этой ситуации не остался. Главное, чтобы не осталась "крайней" курируемая им отрасль.
Заметим, что эксперты также связывают ребрендинг Минсельхоза с общим расширением функций и полномочий министерства. И присоединение Росрыболовства тут, пожалуй, даже и ни при чем. Сейчас все заинтересованные лица ждут того, что ведомству в том числе могут быть переданы полномочия по регулированию пищевой промышленности в целом.
- Это должно быть тесно связано с расширением мандата Министерства и с тем, что оно в конечном итоге будет регулировать. Будет ли ведомство, до сих пор преимущественно защищавшее интересы производителей, сельхозтоваров, проводить свою политику с учетом интересов бизнеса? - говорит проректор Высшей школы экономики Андрей Яковлев.
- Нужно сделать из Министерства то, чем оно, по сути, является. Сейчас многие отрасли относятся отчасти к его ведению, но в целом за то, что там происходит, никто не отвечает, - говорит исполнительный директор Рыбного союза Сергей Гудков.
- У нас есть ущербное мнение, что Минсельхоз - это только сельхозпроизводство, тогда как охват гораздо шире, и это все, что связано с производством продуктов питания, - считает председатель правления Национального союза производителей молока "Союзмолоко" Андрей Даниленко.
В общем и целом идею смены бренда можно одобрить - это в том случае, если производство сырья и переработку рассматривать без отрыва друг от друга. Тогда все выглядит вполне логично. Скорее всего, именно этого ждут от перемены слагаемых как организаторы процесса, так и те, кто так или иначе будет иметь к нему отношение.
Они всегда размножаются
История современного управленчества выявила интересную закономерность - как только в той или иной сфере заходит речь о сокращении штатов, в конце концов, после проведения всех намеченных мероприятий они вырастают в среднем на десять процентов. И говорим мы сейчас не о нашей стране, как кто-то может подумать. Это уже общемировая тенденция, подтвержденная многими десятилетиями. Поэтому в большинстве стран, которые мы так любовно называем развитыми, себя соответственно относя к недоразвитым, от практики сокращения персонала решили отказаться, и сейчас ищут другие рычаги воздействия на ситуацию. И только мы продолжаем бороться за сокращение, улучшение и прочее "ение".
Это я к тому, что интересно: такой неписаный закон действует только в сфере сокращения кадров, или на другие отрасли он тоже может вольно или невольно распространиться? А то получится, что благость намерений вымостит нам "дорогу не туда".