Совершенно очевидно, что внедрение в этой сфере современных технологий позволяет в полной мере обеспечить эффективность работы транспорта, сократить издержки и оптимизировать процесс пассажирских перевозок. Однако не стоит забывать, что само это мероприятие, а по сути, даже целый комплекс мероприятий, - вопрос не из дешевых.
Только организация и управление процессом пассажирских перевозок за три года программы обойдутся городской казне почти в 29 миллионов рублей. Одним из лидеров по стоимости станет статья "Оборудование серверного центра, внедрение программы и обучение персонала" - из городской кубышки на эти цели запланировано 17 миллионов рублей.
Выпуск транспортных карт, позволяющих оплачивать проезд безналичным расчетом, в рамках программы будет стоить порядка 420 тысяч рублей. В этом году на эти цели городской бюджет направит 100 тысяч рублей. 150 тысяч штук социальных карт выльется в копеечку для областной казны - более 3,7 миллиона рублей.
Внешне электронный проездной напоминает обычную банковскую карту, которыми сегодня все активнее пользуются многие тамбовчане. Пользоваться ей можно после внесения денег на счет. При входе в автобус или троллейбус достаточно будет приложить карточку к считывающему устройству или предоставить ее кондуктору и получить билет. Главным преимуществом подобной системы является то, что все платежи осуществляются в электронном виде. В итоге они становятся прозрачными и более оперативными, исключается возможность подделки тех же самых льготных талонов, а также влияние пресловутого "человеческого фактора". При этом стоимость самой карточки, срок эксплуатации которой составляет восемь лет, около 50-60 рублей.
В приоритетные задачи городской программы, кроме всего прочего, входит оборудование пунктов продажи и пополнения транспортных карт и поставка оборудования для оснащения транспортных средств.
Обеспечение устойчивого и безопасного функционирования транспорта возможно только при наличии пассажирского подвижного состава, отвечающего всем нормативным требованиям. А с этим, как ни прискорбно нам констатировать, проблем в городе еще хватает. Поэтому обновление подвижного состава - один из важных пунктов целевой программы: на приобретение автобусов и троллейбусов в этом году будет потрачено почти 20 миллионов рублей, а в следующем - еще порядка 15 миллионов.
Всего же за 2012-2014 годы на "транспортную революцию" в Тамбове будет затрачено почти 77 миллионов рублей, большую часть средств, а именно свыше 73 миллионов, выделит городская казна, причем львиная доля отпущенных денег - 38 миллионов - будет освоена в этом году.
Как уверяют специалисты, внедрение автоматизированной системы учета проезда пассажиров позволит:
- обеспечить возможность оперативного уточнения пассажиропотоков;
- оптимизировать системы предоставления льгот и адресной поддержки;
- обеспечить возможность ведения гибкой тарифной политики.
В общем, внедрение современных технологий в теории должно заметно облегчить повседневность тамбовчан и сделать проезд в общественном транспорте в разы удобнее.
Первооткрывателем в деле безналичной оплаты за проезд в общественном транспорте Тамбов, конечно же, не станет. Подобный опыт уже имеют многие города, в том числе соседний Липецк, где весь муниципальный транспорт перешел на безналичный расчет. Такая система имеет очень важные преимущества. И уже совсем скоро тамбовчанам посчастливится привыкать к "цивилизации".
Мнения
Горожане относятся к нововведению с интересом и, в основном, видят в нем плюсы.
Галина Шувалова:
- Во-первых, это удобный, быстрый и безопасный способ оплаты проезда, он не требует всегда иметь в кармане наличные деньги. Во-вторых, преимуществом является скорость оплаты, что особенно важно в часы пик. Да и кому охота толкаться, пропуская кондуктора по салону или пробираясь через весь салон к выходу?
Елена Потемкина:
- Я отношусь положительно. Это очень удобно для пассажиров. Вопрос в том, как это будет организовано. С учетом состояния наших транспортных средств, их количества использование терминалов, таких, как, например, в Москве, может создать ряд неудобств для горожан, особенно в часы пик. В любом случае, это будет в разы лучше того, что есть сейчас, когда кондуктора не ходят по салону и не обилечивают, и все толкаются на выходе. Лично для меня это будет удобно.