Газета №23 (840), 5 июня 2012
Перейти к номеру

Диагноз: «Любовь к театру»

5 июня 2012, 17:08 Прочитали 1 283 раза
Он поставлен сегодня всему Тамбову
Вот уже в третий раз областной центр охвачен "Театральным синдромом". Театральный фестиваль с таким названием стартовал в Тамбове практически сразу же, как завершился еще один - Рыбаковский. Но если последний подарил тамбовскому зрителю встречу с классическим театром, то нынешний показал, каким может быть театр XXI века. Девиз фестиваля звучал словно диагноз: "Неизлечимая любовь к театру", и этим "недугом" на целую неделю приятно поболели сотни жителей города Тамбова.

Гоголевские парубки и дивчины, украинский фольклор и рок-музыка, национальные костюмы и тексты классика русской литературы… 30 мая тамбовчане увидели спектакль "Гоголь. Вечера. Часть I" студии SounDrama при участии Театрального центра им.Вс. Мейерхольда, компании Theatre Solutions (Москва), открывшего "Театральный синдром". Жанр "саундрама" - необычный синтез драматического и музыкального искусства. Специально созданная студией SounDrama музыка для спектаклей основана на классических и этнических музыкальных конструкциях, а также на оперной и рок-музыке. Действие спектаклей делится на времена года и представлено, соответственно, четырьмя "картинами" по мотивам "Вечеров на хуторе близ Диканьки" Н.В. Гоголя, связанными общими ассоциациями, историями любви и взаимоотношений. Помимо гоголевского текста, переработанного Ириной Лычагиной, в спектакле задействован традиционный украинский фольклор. Тамбовчане увидели первую часть саундрамы "Гоголь. Вечера", соответствующую первой части сборника "Вечера на хуторе близ Диканьки" - повести "Майская ночь, или утопленница", а по времени года - весне.

Актер студии SounDrama Андрей Заводюк рассказал об особенностях нового театрального жанра, в котором работают он и его коллеги:

- Уже в самом его названии - SounDrama - заложен основной смысл нашей деятельности. Это синтез музыки и текста, танца и драматического искусства. Вообще, студия выросла из музыкальной группы "Пан-Квартет" в конце 2003 года. Основа нашей работы - некое исследование звука, человеческой речи. Нам интересны ее возможности, особенно когда речь ложится на музыкальную партитуру. И здесь, как мне думается, тексты Гоголя как нельзя лучше подходят для этого. Что касается восприятия зрителем новых жанров и направлений, то могу сказать лишь то, что театр должен развиваться. И это происходит сегодня благодаря реализации новых его форм. Да, мы привыкли к традиционным постановкам, когда на суд зрителя предлагают мелодраму, комедию в чистом виде. Я и за это тоже. Но в театр нужно приходить еще и с готовностью увидеть что-то новое.

Встречу с этим самым "новым" тамбовчанам подарили актеры Канского драмтеатра, бельгийская театральная компания "Балет С. де ла Б", испанский театр Kulunka, а также мастера сцены Красноярского драматического театра и "Театриума на Серпуховке под руководством Терезы Дуровой". Кстати, последние привезли в Тамбов сразу две постановки, рассчитанные на детскую аудиторию: "Картонный человек и мотылек" и "История семьи", которая была поставлена совместно с театром "Родизио" (Испания). Стоит отметить, что нынешний "Театральный синдром" подарил юным жителям Тамбова сразу три незабываемых спектакля. Третьим стал "Конек-Горбунок" от Красноярского драмтеатра им.А.С. Пушкина. Новое прочтение сказки Петра Ершова порадовало не только детвору, но и взрослых. Небольшая площадка, на которой разворачивалось действие, сама задавала доверительный тон общения с маленьким зрителем. Да и специально написанные композитором Екатериной Берестовой для этого спектакля песни, разнообразные по стилю и жанру, приковывали внимание зрителей к происходящему на сцене. Кстати, на нее вместе с актерами выходили и музыканты. Ну и, конечно же, костюмы! Спектакль можно было сравнить с выступлением скоморохов внутри ярмарочного фургончика, остановившегося в центре шумной городской площади. Но во всей их игре, шутовстве принимали участие и дети.

Две постановки "Театрально синдрома" показали тамбовчанам, какой театр предпочитают сегодня европейцы. Спектакли с ярко выраженной социальной окраской, когда актер со сцены разговаривает со зрителем о том, что его волнует на данный момент, вытесняют с подмостков Европы театр классический. На его место приходит театр документальный. Два спектакля из этой серии оценила и тамбовская публика. Первыми на сцену Тамбовского драмтеатра вышли актеры Канского драматического театра с постановкой "Жители города К.". Этот спектакль - рассказы и воспоминания артистов театра о своей жизни, о дорогих им людях, о важных встречах и событиях, даже о каких-то мучительных и стыдных вещах. К примеру, история Лилии Зверевой "Брат" - это исповедь актрисы о своем брате, о невозможности помочь, уберечь от беды. Рассказ Владимира Сальникова "Честный пионер" о том, как идейный мальчик столкнулся с подлинной жизнью, попытавшись обличить соседку, таскавшую с фабрики "отрезы материи", чтобы прокормить детей…

Ждала тамбовского зрителя и провокационная постановка одного из самых авангардных режиссеров Европы, лауреата премии "Новая театральная реальность" Алана Плателя. Его проект "Гардения" уникален. Это глубинное исследование жизни девяти неординарных людей. Свои истории жизни, иногда забавной, иногда ошеломляющей, они повествуют со сцены зрителю. Ему видно, что у каждого героя - свой багаж тоски, в головах - звуки прошлого, в глазах - сомнения в завтрашнем дне, но и частичка надежды…

Семь театральных дней - семь незабываемых спектаклей. Таким запомнилась нам эта неделя, охваченная "Театральным синдромом".

  • Вконтакте
  • Фейсбук
  • Одноклассники
  • Твиттер