С каждым днем число автомобилистов увеличивается. Сегодня "железный конь" есть практически в каждой семье, а потому каждого из нас не могут не интересовать новости из автомира. Подорожал ли бензин, изменились ли Правила дорожного движения, появился ли новый дорожный знак, новая модель автомобиля - все это становится предметом живого обсуждения водителей, даже если нововведения еще не вступили в силу. А потому считаем, что тема нашего сегодняшнего разговора весьма актуальна и своевременна.
Раскодирование
Первое, о чем бы хотелось рассказать, - это предложение документа разрешить постановку машины на учет в любом регионе, независимо от места проживания автовладельца. Делается это для того, чтобы упростить жизнь автовладельцам.
Вот представьте: жил некий гражданин Алексей в Тамбове, купил автомобиль, зарегистрировался по месту жительства, а через год переехал во Владивосток на ПМЖ (постоянное место жительства). Решил он свою машину продать. Да не тут-то было! Снимать с учета ее нужно в Тамбове, а для этого, значит, необходимо преодолеть всю страну. С учетом последних поправок в закон, поставить ее на учет может сразу и новый собственник, но только когда будет получен ответ о снятии с учета с прежнего места регистрации. Мягко говоря, сделать это довольно проблематично. Новый же законопроект предусматривает ведение ЕДИНОЙ БАЗЫ, и все регистрационные подразделения Госавтоинспекции будут вносить информацию напрямую туда, что сделает, по замыслу разработчиков законопроекта, процедуру постановки и снятия с учета транспортного средства гораздо проще. Все эти действия автовладелец сможет осуществить на территории региона, в котором находится, ведь ГАИ больше не будет выдавать регистрационные знаки, а только присваивать номера, сами же знаки автовладелец на основании полученных документов будет покупать у производителя.
Всеобщий дефицит?
В настоящее время на территории РФ действует ГОСТ 50577-93 (Знаки государственные регистрационные транспортных средств. Типы и основные размеры. Технические требования) от 1993 года, согласно которому номерной знак на легковом автомобиле физического лица выглядит следующим образом: А 000 АА 68 (одна буква, три цифры, две буквы и код региона).
Проект же закона предлагает иной формат регистрационного знака: АА0000 АА, то есть две буквы, четыре цифры и две буквы (без кода региона). Связано это с тем, что в ряде регионов существует некий дефицит номеров. Так, например, в Москве уже давно закончились регистрационные знаки с кодом региона "77".
- Проблема нехватки номеров характерна для Приморья, Ростовской, Самарской, Санкт-Петербурга, Ленинградской областей и других крупных регионов. У нас на территории Тамбовской области началась серия Н, то есть ни о каком дефиците не может быть и речи, - говорит начальник отдела надзора УГИБДД УМВД по Тамбовской области, подполковник полиции Дмитрий Щеглов.
Переполох
Согласно опросу читателей, проведенному "Российской газетой", на вопрос: нужны ли коды регионов в знаках? - за отказ от кода региона высказались 59 процентов опрошенных; за их сохранение - 40 процентов. Разница не так велика. Честно говоря, казалось, что за отказ от кода проголосует абсолютное большинство. Видимо, россиян смущает невозможность идентифицировать на дороге машины по принадлежности к регионам. Сегодня сотрудники ГИБДД имеют возможность реагировать на иногородние транспортные средства, уделять им более пристальное внимание, если же авто "раскодируют", такой возможности не будет: из общего потока машин нельзя будет выделить "чужих". Проблемы возникнут и у простых автовладельцев. Раньше, следуя за машиной из другого региона, водитель принимал во внимание сей факт, был более осторожен, внимателен: а вдруг тот по незнанию местных дорог нарушит ПДД, резко затормозит, от такого авто можно ждать чего угодно! Вот и предлагают бдительные водители если и менять формат номерных знаков, то обязательно фоном или сверху прописывать буквами регион по аналогии, как в США, например: Тамбовская обл. / Москва / Республика Адыгея и т.д. и т.п.
«Красивый» аукцион
- Сегодня согласно действующему законодательству регистрационные знаки присваиваются автовладельцам строго в порядке возрастания, - отмечает Дмитрий Щеглов. Если же новый закон будет принят, у автовладельцев появится возможность самим выбирать себе номер. "Красивые" или "престижные" номера могут быть проданы с аукциона!
Механизм торгов еще не продуман, однако "за" продажу красивых номеров выступает большинство - 67 процентов. Предлагается множество способов определения такого номера. Например, прописать их в законе. Или предоставить право выдавать "красивые" номера местным властям, которые потом и будут получать доход от их реализации. Есть предложения определять престижность номера по спросу. Например, выбрал человек себе номер, подал на него заявку, если в течение нескольких дней никто на него не претендует, то и аукцион проводить не надо. А если заявки есть, то выставлять такие номера на торги. Предлагается также привлечь к разработке этой системы крупнейших операторов мобильной связи. У них есть и опыт продажи "красивых" номеров, и свои наработки по тому, как определять "престижность" таких цифровых сочетаний. Еще одно предложение - воспользоваться уже работающей в других странах системой. Выбрать наиболее удобную и сделать с нее кальку. К слову, аукционы номеров есть даже в Китае. Там вообще сначала нужно купить регистрационный знак и только потом можно приобретать машину. Площадку для проведения таких аукционов предлагают организовать на сайте gosuslugi.ru. А для борьбы с различными мошенниками сделать обязательным условием наличие автомобиля, на который покупается номер. При этом не делать номер личной собственностью. То есть его нельзя будет перепродать. Если по каким-то причинам автомобилисту номер больше не понадобится, то он возвращается обратно на аукционную площадку. Уплаченные за него деньги бывшему владельцу не возвращаются.
Надо сказать, что наличие автомобиля еще не гарантия от мошенничества. Сейчас на некоторых сайтах можно купить "красивые" номера. Как вы понимаете, продаются они вместе с машинами. Только стоимость машины, на которой они висят, составляет процентов 10 от стоимости самого номера.
Стоит отметить, что многие считают продажу "красивых" номеров недопустимой вещью. Некоторые предлагают в обязательном порядке присваивать такие знаки мусоровозам.