Гусарские костюмы 1812 года, лексика той поры, в роли императора Александра I - восьмиклассник Сергей Шубин. Есть здесь и свой Наполеон, и Кутузов - словом, события максимально приближены к тому далекому времени, когда решалась судьба столицы, оставленная в итоге французам… Во время нашего визита в военно-исторической музей МБОУ СОШ №9 ее воспитанники совершали самое настоящее путешествие во времени, репетируя сцену известного исторического события - "Военный совет в Филях 1812 года".
Музей школы №9 г. Тамбова - явление поистине уникальное. Да, его главная тема неразрывно связана с ветеранами-блокадниками, защитниками города на Неве, и название говорит само за себя - "Наши земляки - защитники Ленинграда". Тем не менее, гражданско-патриотическая работа выстраивается здесь гораздо шире данной тематики, но не будем забегать вперед, обо всем по порядку.
Он стал лучшим из почти что шести с половиной тысяч школьных музеев России, занесен во Всероссийскую книгу Почета, практически каждый год становится победителем городских, региональных смотров-конкурсов…
- Непросто на протяжении такого солидного количества времени удерживать планку на столь высоком уровне, - признается директор школы Юрий Адамский. - Однако нам удается это делать, благодаря стараниям педагогов, желанию детей знать историю своей малой и большой Родины, их чувству долга перед поколением победителей, гордости за родную страну. Но все это в них нужно пробуждать, и не только в рамках уроков истории. Музей дает возможность использовать разные подходы к формированию высокого гражданско-патриотического сознания детей. Сегодня наши ученики предпочитают американским боевикам живое общение с людьми, на подвигах которых нужно учиться жить: самоотверженно, честно, с чувством ответственности за свою страну, народ, своих близких.
От поколения к поколению
Летопись музея пишут, по большому счету, дети. Экспозиции, которых на сегодня в музее семь, рассказывают о мужестве жителей блокадного Ленинграда и тамбовчанах, участниках освобождения города на Неве, дороге жизни, женщинах и детях Ленинграда… Здесь обязательно узнаешь о Героях Советского Союза: Петре Харитонове, удостоенного этого высокого звания в числе первых трех героев в июле 1941-го, Владимире Пчелинцеве, основателе школы снайперов, Александре Авдееве, летчике-истребителе, кавалерах ордена Ленина - Константине Панове и Александре Боднаре, об участниках Парада Победы 24 июня 1945 года… Рядом с фронтовыми письмами - ордена и медали, их ветераны приносят в музей сами, впрочем, как и наградные листы, оружие того времени и многое другое. Солдаты Победы здесь уже давно чувствуют себя желанными гостями и между собой называют 9-ю школу "ленинградской". Создание такой атмосферы в образовательном учреждении, когда удается сохранить искреннюю человеческую теплоту в отношениях между поколениями, - это, безусловно, заслуга директора школы Юрия Адамского и первого руководителя музея, заслуженного учителя России Маргариты Гавердовской. Долгие годы собирался по крупицам военно-исторический материал.
- У музея была и остается главная задача - воспитывать патриотов с активной гражданской и жизненной позицией, - говорит нынешний руководитель Музея военно-исторической славы школы №9 Алексей Владимирович Свиридов. - Направления в работе самые разные. Только в этом году провели четыре социально значимых акции: "Помоги ветеранам", "Ветеран живет рядом" и другие. Все эти годы в музее работает "Клуб интересных встреч". Его гости, конечно же, ветераны Великой Отечественной, герои современной России, Почетные граждане нашего города. Ребята с удовольствием приходят на такие встречи, каждый раз узнают что-то новое. Удивительно, насколько раскрывается детская личность во время этих мероприятий, неважно, на праздничном концерте, во время визита к ветеранам или их прихода в школу.
Действует на базе музея и поисковый отряд. Ребята проводят огромную исследовательскую работу.
- Удивительно, но все наши дети, которые соприкасаются с работой музея, делают это по зову души, - говорит директор школы Юрий Адамский. - Если они идут в дом ветерана, чтобы помочь ему в чем-то, готовят концертные номера по военно-патриотической тематике, приходят на встречу с блокадниками в наш музей - значит, у них есть в этом потребность. Они понимают важность того, что делают, чувствуют свою значимость.
Школа-лаборатория
МБОУ СОШ №9 - необычное учебное заведение, это школа-лаборатория, главная цель которой - формирование гражданственности, воспитание патриотизма на основе школьного и музейного образования. В основе этой лаборатории есть много разделов, посвященных гражданско-патриотическому воспитанию. Школьный музей же стал неким ресурсным центром, на базе которого в учебном заведении развернулась мощная краеведческая, исследовательская, поисковая, волонтерская работа.
- Лично я задействована в деятельности нашего волонтерского отряда. Мы проводим экскурсии в музее, навещаем ветеранов, помогаем им справляться с домашними делами. Чувствуется, как они рады нам, когда мы приходим к ним, - рассказывает восьмиклассница Надежда Плотицина. - Я понимаю, что мы, последнее поколение, которое сегодня видит этих людей, имеет возможность, называется "из первых уст", услышать то, что написано в книгах, учебниках. Как жаль, что этих людей становится все меньше и меньше, но это жизнь. И нам важно сохранить память об этих людях, их подвиге для последующего поколения тамбовчан.
В этом году Музей военно-исторической славы школы №9 вновь стал лучшим. На сей раз в номинации "Ратные подвиги земляков" регионального смотра музеев, комнат, залов, посвященного 375-летию Тамбова "Тамбовская провинция".
На церемонии награждения воспитанники этой школы театрализованно рассказали об основании Тамбова.
Пока же ребята репетируют "Совет в Филях 1812 года". Гусар русской армии, он же девятиклассник Николай Мещеряков признался, что актерская работа его привлекает больше всего:
- Участвуя в постановке исторических сцен, открываешь для себя любопытные факты. Например, в этот раз, перевоплотившись в гусара, я стал иметь точное представление о военной одежде того периода.
Традиции - в приоритете
Задача современной школы "Нашей новой школы" - воспитывать человека знающего, думающего, конкурентоспособного на рынке труда, патриота и гражданина. Для достижения последней задачи, да, возможно, стоит изобретать новые методы, подходы, но школа №9 выбирает традиции.
- Растить не только интеллектуала, но и человека с высоким духовно-нравственным обликом - это и есть задача российской школы сегодня. Ее мы и определяем для себя в качестве приоритета. Да, общеобразовательное учреждение должно вкладывать в ребенка знания, но важна еще и воспитательная функция, - говорит директор МБОУ СОШ №9 Юрий Адамский. - Те традиции, тот опыт, который сложился в нашей школе за эти годы, - это один из элементов патриотического воспитания подрастающего поколения. Мы должны сохранять его, поскольку знаем, насколько актуально это сегодня, когда нам насаждают фальсификацию истории Великой Отечественной, рушат памятники Героям, грабят, избивают ветеранов… Связью поколений, сложившейся в Музее военно-исторической славы нашей школы, мы очень дорожим и будем делать все возможное, чтобы она не прервалась.