Газета №16 (833), 17 апреля 2012
Перейти к номеру

Неограниченное образование

17 апреля 2012, 13:04 Прочитали 1 999 раз
У детей с ограниченными возможностями здоровья появляется все больше возможностей обучаться в школах вместе с обычными ребятами
Посещать школу, жить обычной жизнью, той самой, которой живут миллионы мальчишек и девчонок, сегодня мечтают многие дети-инвалиды. В силу своих физических возможностей, хотя, скорее всего, правильнее было бы сказать, в силу отсутствия безбарьерной среды они лишены этой радости. Так, пятиклассник Сережа Смирнов получает образование на дому. Учительница Галина Ивановна приходит к нему три раза в неделю. Что такое звонок на урок, равно как и школьная переменка, и ответ у доски, прикованному к коляске мальчику, увы, неизвестно… У домашних занятий свои особенности. Но возможность оказаться в классе у Сережи все же есть. Благодаря реализации в области государственной программы "Доступная среда" у детей с ограниченными возможностями здоровья появился шанс ходить в школу вместе со сверстниками.

Школа, доступная каждому

- В 2011 году в программу "Доступная среда" включились пять общеобразовательных школ города, - отмечает председатель комитета образования администрации города Тамбова Сергей Кузнецов. - Это школы №№4, 5, 22, 31, 36. На закупку специального оборудования и на проведение необходимых ремонтных работ каждой из них выделено порядка трех миллионов рублей. В этом году в проект вступили еще три школы - №№9, 11, 30. Мы постарались сделать так, чтобы во всех районах города была хотя бы одна школа, предоставляющая возможность обучения для детей с ограниченными возможностями здоровья. Очень важно, чтобы дети-инвалиды независимо от тяжести заболевания могли посещать массовые школы, потому что в школе не только дают знания, но и учат общаться, учат жить. И лишать такой возможности ребенка недопустимо!

Пандус к знаниям

Как реализуется программа "Доступная среда" на практике, мы решили выяснить, посетив школу №5 им. Ю. Гагарина. Выбор наш был неслучаен. Эта школа, ко всему прочему, является еще и федеральной стажировочной площадкой по направлению "Распространение в субъекте Российской Федерации современных организационно-правовых моделей, обеспечивающих успешную социализацию детей с ограниченными возможностями здоровья", а потому что такое работа с детьми-инвалидами, здесь знают не понаслышке.

О том, какая работа проводится в образовательном учреждении по обеспечению детей-инвалидов равным доступом к знаниям, нам рассказала заместитель директора по учебно-воспитательной работе Людмила Корнеева.

- В рамках реализации мероприятий государственной программы "Доступная среда" в школе создаются все условия для комфортного пребывания и обучения детей с ограниченными возможностями здоровья. Без реконструкции архитектурной среды здесь не обойтись, а потому строительство пандуса, реконструкция дверных блоков - дело первостепенной важности. К началу следующего учебного года эта работа будет завершена. А вот работы по покраске крайних ступеней лестниц в контрастный цвет (красный) для ориентации ребенка с нарушением зрения уже проведены. Помогут передвигаться по школе и специальные световые маяки (красный предупреждает об опасности - например, "дверь", зеленый - "проход свободен"), расположенные по оси полосы движения. Помимо пандусов, складных пандус-платформ и расширенных дверных проемов, для инвалидов с нарушением опорно-двигательного аппарата оборудован специальный туалет. Кроме того, закуплено два аэромобиля, которые будут подвозить детей с ограниченными возможностями здоровья прямо к порогу школы. Все эти меры позволят обеспечить комфортное пребывание детей в школе. А современное оборудование и специальная мебель помогут усовершенствовать образовательный процесс. Так успешно осваивать школьную программу детям с ДЦП поможет специализированный программно-технический комплекс, включающий в себя наушники, микрофон, виртуальную экранную клавиатуру, джойстик, набор выносных кнопок, клавиатуру с большими кнопками. Для слабовидящих детей есть свое аппаратно-программное обеспечение, включающее в себя клавиатуру с большими кнопками и разделяющей клавиши накладкой, программное обеспечение экранного доступа с синтезом речи, интерактивные доски и многое другое. Техника нового поколения позволит детям с ограниченными физическими возможностями активно включиться в школьную жизнь, почувствовать себя полноценными членами общества!

Сегодня в общеобразовательных школах города инвалидов-колясочников или инвалидов по зрению не увидишь, но реализация госпрограммы может в корне изменить ситуацию. Безбарьерная среда - вот что сегодня нужно инвалидам. Помочь им реализовать свой потенциал в наших силах. Работа в этом направлении ведется, а значит, совсем скоро эти дети смогут обучаться в школах наряду с остальными ребятами.

Внедрение в общество

Как мы уже отметили, школа №5 является федеральной стажировочной площадкой, где успешно реализуются задачи по социализации детей-инвалидов. Вот уже более десяти лет в школе существуют коррекционные классы, в которых обучаются слабослышащие дети. Сегодня в этом образовательном учреждении учится 33 ребенка с ограниченными возможностями. Семь из них занимаются на дому. Пятнадцать учатся в коррекционных классах (это 5-й и 7-й классы). Семь слабовидящих ребят обучаются инклюзивно, то есть в обычных классах.

- На открытии специализированных классов в общеобразовательной школе настояли сами родители, - рассказывает Людмила Корнеева. - Они прошли немало чиновничьих кабинетов и даже ездили в Москву, чтобы получить разрешение. И вот теперь школа вошла в федеральный проект и получила 6,5 миллионов рублей на его реализацию.

Эти средства пошли на ремонт четырех кабинетов, приобретение специального дорогостоящего оборудования, благодаря которому мир звуков для детей стал еще более доступным. Слухоречевой тренажер АТУ-30 помогает ребятам развивать речь (соответствующее качество звука помогает осмыслить каждое сказанное слово, дает детям общаться друг с другом в группе). Инфоркасный "помощник" "ИР Свифт+", представляющий собой звукоусиливающую аппаратуру, которая равномерно распределяет звук по помещению, помогает детям слышать, что произносит учитель. Способствует получению информации и вибростол. Благодаря попадающим на мягкие ткани импульсам ребята распознают звуки.

Каков же эффект от применения нового оборудования?

- Наша главная задача состоит в том, чтобы слабослышащие дети успешно интегрировались в общество. А для этого они должны говорить. Методика обучения Эмилии Леонгард, по которой и занимаются наши дети, не предполагает жестовой речи. Мы учим детей жить в мире звуков, развиваем слуховое восприятие. Новое оборудование помогает нам в этом. Компьютер, наушники, микрофоны, инфракрасный помощник, маркерная доска, комплекс "Дидактика" - все это вызывает интерес у ребенка, а значит, стимулирует к приобретению знаний. Важно и то, что под каждого ребенка аппаратура настраивается индивидуально, давая каждому возможность слышать. Конечно, мне приходится нелегко, ведь на освоение новой техники нужно время и силы, но эффект стоит того! - говорит учитель 1 категории Елена Босси. - У детей на уроках горят глаза, от новой техники они просто в восторге. Без сомнений, применение новых технологий - большой шаг вперед в образовательном процессе.

Довольны появлением в школе технических новинок и родители.

- Дочке нравится заниматься на новом оборудовании, хорошо слышать, ощущать себя полностью здоровой. А если она счастлива, то и я тоже! - делится своими впечатлениями мама Ани Беляевой. - Очень рада, что школа стала участником госпрограммы, ведь от создания благоприятных условий для обучения, социальной адаптации и реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья зависит очень многое!

* * *

Как известно, ограничивает возможности человека не группа инвалидности, а именно среда. Если окружающая среда будет абсолютно доступна для инвалида, он сможет пользоваться ею наравне со всеми. Изменить среду, сделать ее более комфортной и доступной вполне в наших силах. Именно эту цель и преследует государственная программа "Доступная среда", которая сегодня реализуется в ряде тамбовских школ. Получая образование вместе со всеми, посещая обычную школу, ребенок-инвалид интегрируется в общество. Кроме того, и общество учится воспринимать инвалидов не как нечто особенное, из ряда вон выходящее, а как абсолютно обычных людей. "Доступная среда" - это своего рода воспитательный процесс, цель которого дать понять людям с ограниченными возможностями здоровья, что они являются полноценными членами общества.

  • Вконтакте
  • Фейсбук
  • Одноклассники
  • Твиттер