Подобные очереди вскоре могут возникнуть и у других окошек - там, где оформляются документы на приватизацию жилья. Дело в том, что приватизация заканчивается 1 марта 2013 года, и не исключено, что жители вспомнят о том, что им пора оформить квартиру в собственность, в самый последний момент. Однако если откладывать решение этого вопроса на завтра, то можно просто не успеть его решить по объективным причинам. Во-первых, количество граждан, которых смогут принять специалисты в течение одного-двух месяцев, ограничено. Во-вторых, многим, прежде чем приватизировать жилье, придется узаконить самовольные перепланировки, что может занять довольно много времени, даже полгода. Так что вопросы приватизации пора решать уже сегодня. Даже если кто-то не знает, с чего начать, ему стоит поскорее прийти в МФЦ - здесь ему все расскажут и подскажут.
Впрочем, очереди возникают не только по вине "заспавшихся" граждан. Существуют так называемые "массовые" услуги - то есть востребованные большим числом жителей в любое время года. Например, связанные с оформлением в собственность земли и недвижимости. Для того, чтобы очереди сокращались, надо увеличивать число специалистов соответствующего профиля, которые ведут прием в МФЦ и обрабатывают поданные посетителями документы - то есть отвечают за результат. Между тем во многих организациях происходит сокращение чиновников, и нередко под него попадают как раз те, кто работает с жителями. По мнению директора ТОГУКУ "МФЦ" Нины Тихоновой, этих специалистов, наоборот, надо сохранять. С этим трудно не согласиться: чиновники, работа которых связана с предоставлением услуг людям, полезны обществу. Тем более, что число посетителей МФЦ постоянно растет. Только в первом квартале текущего года здесь было оказано свыше 80 тысяч муниципальных и государственных услуг. А это значит, что ежедневно через двери многофункционального центра проходит не менее тысячи человек.
О том, как избавиться от очередей и облегчить для людей процесс получения той или иной государственной или муниципальной услуги, в МФЦ думают постоянно. Одной из перспектив его развития может стать подготовка универсальных специалистов, которые будут принимать документы на оказание любой из 267 услуг. Это позволит равномерно распределить нагрузку между "окнами" и избавиться от очередей. Однако много ли в городе найдется людей, способных досконально разбираться во всех этих многочисленных услугах самого разного характера? Да и найдись такой профессионал, согласится ли он работать за 6 - 8 тысяч в месяц? Разумеется, принимать документы можно и формально, просто сверяясь со списком, который содержится в административном регламенте предоставления соответствующей услуги. Но где гарантия, что эти документы обязательно окажутся теми самыми, нужными и правильно оформленными? Ведь в этом случае универсальный специалист будет разбираться в вопросе не намного лучше, чем обычный гражданин - податель документов. Все эти вопросы еще предстоит решить.
Еще одна важная перспектива развития МФЦ - это отработка системы межведомственного электронного взаимодействия. Установка информационных систем и налаживание каналов связи между различными органами и организациями, включая МФЦ, позволит собирать большинство документов в электронном виде. Это избавит граждан от многих хлопот и позволит решать вопросы максимально оперативно.