Тамбовчанка Мария Викторовна не впервые покупала сливочное масло на рынке. Так было и в этот раз.
- Покупала у тех же продавцов, вот только решила попробовать взять другой сорт. Уж так его расхвалили. Вроде бы и стоимость та же, да по вкусу, говорили, значительно лучше. За дешевизной я стараюсь не гнаться, а масло это на первый взгляд мне понравилось.
Дома Мария Викторовна в своей покупке разочаровалась. Обещанный вкус масла, изготовленного из настоящего коровьего молока, больше напоминал маргарин. Что делать? Через несколько дней пенсионерка вновь пришла на рынок к тем же продавцам и принесла им купленный товар, заметив, что тот не соответствует качеству. На что получила ответ: мол, продавец, не знает, что ему продают на оптовой базе. Написано по бумагам - масло, его они и предлагают своим покупателям. Денег вернуть отказались. Будучи человеком неконфликтным, Мария Викторовна вступать в словесную перебранку не стала, но больше молочные продукты в этой торговой точке не покупает.
В погоне за прибылью
Одним из наиболее распространенных нарушений качества и безопасности молочных продуктов, по данным Роспотребнадзора, является их фальсификация.
- Актуальность этой проблемы по ряду причин в последнее время возросла. Одна из таких причин - условия, которые были созданы рыночными отношениями в сфере экономики, замена жесткой системы регламентации товарно-денежных отношений системой экономической свободы, - говорит Сергей Зотов, заместитель начальника управления Роспотребнадзора по Тамбовской области. - Плюс ко всему ослабла система госконтроля. В таких условиях недобросовестные товаропроизводители и продавцы допускают различные нарушения, связанные с несоблюдением нормативных требований к продукции, в том числе и ее сертификацией. И все это в погоне за прибылью при минимальных затратах.
Производство подобной продукции, по словам Сергея Зотова, введение в заблуждение потребителя в вопросе происхождения продукта, его свойств может наносить прямой ущерб и здоровью населения и способствовать недобросовестной конкуренции на рынке:
- Кроме того, в последнее время актуальна проблема ложной или вводящей в заблуждение маркировки товара. Неправильное заявление изготовителя при этикировании может касаться существенных консистенционных характеристик, а также пищевой ценности или экономических показателей продовольствия. То есть затрагивать сферу безопасности и законных прав потребителя.
В молоке нет молока!
Возникает вопрос: где же купить то, что хочется: настоящее масло, а не спред, натуральный сыр, а не молокосодержащий продукт, молоко, а не молочный напиток? И главное - быть уверенным в том, что ничего другого не подсунут. По информации начальника управления по развитию перерабатывающей промышленности области Александра Коренчука, на продовольственном рынке страны 60 процентов молочной и жировой продукции не соответствует техрегламентам. В молоке нет молока! В сыре, твороге, сметане используется пальмовое масло. Для исправления этой ситуации в нашей стране, с одной стороны, взят курс на развитие молочного животноводства, с другой стороны - активно ведется борьба с фальсификацией молочной продукции.
Тем временем спрос на тамбовское молоко в регионе растет. Наша молокоперерабатывающая отрасль представлена на сегодня пятью крупными заводами, а также рядом небольших индивидуальных предприятий. В 2011 году они закупили 54 тысячи тонн молока у сельхозпроизводителей. На подходе строительство как минимум еще двух молокоперерабатывающих предприятий: по производству цельномолочной продукции и мягких сыров.
- Наши предприятия работают по традиционным технологиям, у них качественная продукция, соответствующая всем нормативам и существующим стандартам, - продолжает Александр Коренчук.
Однако большая часть молочной продукции на наших прилавках произведена в других регионах, а также в Украине и Беларуси. В Роспотребнадзор по Тамбовской области не раз поступали жалобы от покупателей о несоответствии некоторых видов молокопродуктов установленным стандартам или заявленному на упаковке составу. Но взятые нашими специалистами пробы и их лабораторные исследования факта фальсификации не подтвердили. У представителей "Союзмолока" после проверки десяти регионов результаты другие. Из выявленных в розничной сети молочных продуктов практически половина была фальсификатом. Из сыров - 40 процентов фальсификат. Из масла животного - до 70 процентов фальсификат.
- Согласно законодательству, если используются растительные жиры в молоке, изготовитель должен указывать это на упаковке и не вводить в заблуждение потребителя. Так поступают далеко не все изготовители, везущие свой продукт к нам в регион. Дешевый некачественный молочный товар - это, безусловно, нарушение прав потребителей, но это еще и удар по развитию молочного животноводства и, как следствие, социального развития села. Фальсифицированный продукт приводит к снижению рентабильности производителя молока, молокоперерабатывающего предприятия, - отмечает Александр Коренчук.
Слово переработчику
Станислав Шаленков, финансовый директор ОАО «Бондарский сыродельный завод»:
- Мы производим в день 500 тонн продукции. Это и молоко, и сыры, и кисломолочная продукция. Проблема фальсификатов, использование растительных жиров касается не только сыра, масла и молока. Она актуальна и для таких продуктов, как творог и сметана. Они постоянно подделываются. Сегодня многие говорят о том, что потребитель ориентируется в ценовой составляющей, знает, сколько стоит настоящее молоко или масло. Мне хотелось бы заметить, что за то время, когда проверки за качеством данной продукции были не на должном уровне, люди, мне кажется, забыли вообще, что такое настоящий сыр, молоко и т.д. Мы постоянно с этим боремся. Нас беспокоит ответственность и производителей, и сетей в реализации данной продукции. С чем мы сталкивались? Товар подделывают, не просто заменяя одни жиры на другие, дешевую продукцию подделывают под марку и нашего предприятия в том числе. Мы обращались в правоохранительные органы, реакция была достаточно вялой. Движение началось после вмешательства прокуратуры. Если сейчас мы сможем в рамках общественных групп, профильных министерств, ведомств, управлений, учреждений наладить контроль за потребительским рынком в части масложировой продукции, от этого выиграет и наш производитель, и мы, и потребитель.
Дмитрий Филиппов, генеральный директор ЗАО «Маслосырзавод «Новопокровский»:
- Мы как переработчики пытаемся бороться не с товарозаменителями, это не страшно, когда на упаковке написано "спред" или "молокосодержащий продукт", а с именно с фальсификатом. Объясню почему. Когда мы приходим в сеть со своей продукцией, например сыром, который предлагаем, к примеру, по 180 рублей за кг, где соблюдены все техрегламенты, есть сертификация, нам говорят: входная цена сыра "Российского" - 140 рублей за кг. И доказать, что это фальсификат, я не могу.
Сеть в ответе
Безусловно, конечной точкой реализации того или иного продукта является торговая точка. И не важно, маленький это магазинчик или гипермаркет. Товар она приняла, она его и предлагает покупателю, неся ответственность за качество.
- Проблему фальсификации молочных товаров отрицать нельзя, - говорит Ольга Малыгина, управляющая сетью продовольственных магазинов "Эконом". - Но я категорически против того, что продукция фальсифицируется в розничной торговле на местах. Я понимаю, что если буду реализовывать масло под маркой маргарина, я потеряю своего покупателя, что в условиях жесточайшей конкуренции для нас самое страшное. К сожалению, локальные сетки не имеют возможности содержать собственную лабораторию по отбору качества входящей продукции. И если надзорные органы нам в этом могут помочь, для нас это будет только плюс. Кроме того, замечу, наш покупатель ориентируется в предлагаемых ему товарах. Если масло дешевое, он отлично понимает, это не масло.
Контролировать качество продукции торговые сети могут лишь по сопровождающей товар документации, и, кроме того, в рамках производственного контроля два раза в год в торговых организациях продукция проверяется на соответствие заявленному качеству.
В самое ближайшее время тамбовские магазины ждет проверка на качество молочной продукции. Ее проведет национальная некоммерческая организация "Союзмолоко", в которую входит более трех тысяч предприятий России и Беларуси по производству и переработке молока. Тамбовские переработчики, представители общественности готовы подключиться к этой работе. Все вместе они постараются вытеснить с тамбовских прилавков молочные подделки.