Газета №14 (831), 3 апреля 2012
Перейти к номеру

Плюс электрификация всей Тамбовщины

3 апреля 2012, 15:34 Прочитали 2 462 раза
Начало второй половины двадцатого столетия стало в истории нашей области временем массовой электрификации края
Постепенно, год за годом, опутывали города и районы Тамбовщины линии электропередачи. Электричество становилось неотъемлемой частью быта жителей самых отдаленных сел и деревень. Массовый приход лампочек накаливания в дома и квартиры тамбовчан стал возможен благодаря росту промышленного потенциала Тамбовщины, вводу в строй фабрик и заводов. Электрификация стала основой промышленного скачка и потянула за собой поголовное "осветление" региона. Но как же все начиналось?

Дореволюционный держите шаг

Свое начало электрификация Тамбовщины берет в дореволюционные годы. И хотя в то время ее уровень, как и по всей России, был крайне низок, именно тогда появились первые ростки, на основе которых в течение следующих десятилетий основывалось развитие энергетической системы региона.

В 1901 году построена и введена в действие первая дизельная электростанция мощностью 50 лошадиных сил в Тамбовских вагоноремонтных мастерских. В 1911 году построена Тамбовская городская дизельная электростанция с первоначальной мощностью 400 киловатт постоянного тока, напряжением на шинах 440 вольт. Уже на следующий год на обводном канале близ Тамбова сооружена плотина и построена гидроэлектростанция, давшая электрический ток в январе 1914 года. В массивном здании была установлена горизонтальная турбина системы "Френсис" мощностью 250 лошадиных сил с генератором переменного тока мощностью 175 лошадиных сил, напряжением 3300 вольт.

Наступивший век электричества вызвал к жизни не только дизельные электростанции, но и более крупные паротурбинные установки с котлами и турбинами. Не обошли эти новшества стороной и губернский Тамбов. В 1914 году на одном из предприятий города была пущена в эксплуатацию тепловая электростанция с двумя паровыми турбинами типа "Вестингауз" мощностью 1000 и 3000 киловатт. К 1917 году на Моршанской суконной фабрике действовали один локомобиль мощностью 75 лошадиных сил и три паровые машины общей мощностью 480 лошадиных сил. Установленная мощность всех электростанций Тамбовской губернии до 1917 года составляла около 6000 киловатт.

Лампочка ГОЭЛРО

Успешное выполнение плана электрификации России положило начало электрификации многих районов нашей страны, в том числе и Тамбовской области. В 1927 году Тамбовская городская электростанция была расширена. К основному зданию сделана пристройка, в которой были установлены и в 1928 году введены в эксплуатацию еще два двигателя, теперь уже отечественного производства - завода "Русский дизель". Мощность каждого дизеля составляла 400 лошадиных сил с генераторами Харьковского электромеханического завода мощностью по 272 киловатта каждый при напряжении переменного тока 6600 вольт.

В 1928 году впервые в Тамбове начал внедряться переменный ток. Его потребителями стали завод "Ревтруд", вагоноремонтный и железнодорожный узел станции Тамбов. Впервые в области в городе Тамбове были проложены кабельные сети напряжением 6 киловольт на "Ревтруд", ТВРЗ и к другим потребителям электроэнергии. В 1930 году по плану ГОЭЛРО была реконструирована тепловая электростанция в Котовске, которая являлась главным источником электроснабжения Тамбова.

В 1930 году на Моршанской суконной фабрике была введена в работу гидроэлектростанция, на которой установлено две гидротурбины мощностью по 150 лошадиных сил и построена тепловая электростанция, где установлена паровая турбина Ленинградского металлического завода мощностью 1000 киловатт и два паровых котла производительностью по 14 тонн каждый, давлением пара 22 атмосферы.

Главный фактор

Решающую роль в электрификации Тамбова, а в дальнейшем и области сыграли строительство и пуск в эксплуатацию теплоэлектроцентрали на Тамбовском анилино-красочном заводе. 25 апреля 1954 года на этой ТЭЦ был пущен первый турбоагрегат фирмы АЕГ с котлоагрегатом 70 тонн пара в час, давлением 33 атмосферы. В сентябре того же года введены в действие второй котлоагрегат той же фирмы "Штейн-Мюллер" и вторая турбина, полученные по репарациям из Германии. В октябре введен третий котлоагрегат.

С первого января 1955 года эта теплоэлектроцентраль была передана в ведение Министерства электростанций СССР. Тогда же приказом министра электростанций СССР на базе ТЭЦ аналино-красочного завода был организован Тамбовский энергетический комбинат. Организация комбината сыграла большую роль в электрификации области. На него были возложены обязанности по развитию энергетики и электрификации области. Сразу же Министерством электростанций СССР был решен вопрос о дальнейшем расширении Тамбовской ТЭЦ. В 1956 году введен в эксплуатацию третий турбоагрегат мощностью 12 тысяч киловатт, принято решение разработать проектное задание на строительство второй очереди на высоком давлении, которое началось в 1957 году. Первые агрегаты второй очереди Тамбовской ТЭЦ вошли в эксплуатацию в 1960-м, последние - в 1962 году. Строил ТЭЦ трест "Тамбовхимстрой", монтаж оборудования первой очереди осуществляло управление "Союзпроммонтаж", а второй - московский трест "Центроэнергомонтаж", показавший хорошие образцы организации монтажных работ. Каждый агрегат сдавался в эксплуатацию на два-три месяца досрочно.

Электрические реки

Было в истории тамбовской энергетики и такое время, когда в качестве главного направления было принято освоение гидроэнергоресурсов (энергии рек) путем строительства колхозных, межколхозных и государственных гидроэлектростанций, а также тепловых электростанций на жидком и твердом топливе. Это происходило во второй половине сороковых - пятидесятых годах. В 1950-1956 годах были построены Черниговская и Мутасьевская гидроэлектростанции на реке Цне, Солдатчинская, Пересыпкинская и Прудковская - на реке Вороне. Эти гидроэлектростанции сыграли положительную роль в электрификации близлежащих колхозов и совхозов.

Однако с развитием электросетевого строительства и подключением колхозов и совхозов к государственным электросетям эксплуатация этих гидроэлектростанций стала нерентабельной. Себестоимость произведенной на них электроэнергии оставалась высокой. Это определялось, главным образом, высокой стоимостью самих гидросооружений (амортизация) и зарплатой обслуживающего персонала. Установленное оборудование устаревшей конструкции не поддавалось автоматизации. Сами сооружения пришли в такое состояние, что восстановление их было экономически нецелесообразно.

Электропередача

Никогда на Тамбовщине не было так много сделано по развитию энергетики и электрификации области, как в 1959-1965 годах. Именно в этот период область получила мощные источники электроэнергии, были построены магистральные линии электропередачи напряжением 35, 110 и 220 вольт с подстанциями, которые стали опорными пунктами электроснабжения городов, районных центров, колхозов и совхозов. Уже в 1957 году по заданию Тамбовского энергокомбината Львовское отделение института Теплоэлектропроект разработало генеральную схему развития Тамбовской энергосистемы на 1959-1965 годы.

В пунктирных линиях и треугольниках угадывалась энергетическая система с развитой сетью магистральных линий электропередачи напряжением 110 и 220 тысяч вольт. Первая линия электропередачи напряжением 110 киловольт была построена от Тамбовской ТЭЦ до города Рассказово. Заказчиком по строительству этой ЛЭП сначала была Арженская суконная фабрика, а с организацией совнархоза эти функции были переданы Тамбовскому энергокомбинату. ЛЭП 110 киловольт протяженностью 30 километров с понизительной подстанцией были введены в эксплуатацию в 1959 году. В Рассказово дизельная электростанция работала плохо, ТЭЦ Арженской суконной фабрики не могла обеспечить фабрику и город электроэнергией. 26 декабря работники Тамбовского энергокомбината приняли решение изменить схему подстанции. И вот в 20 часов 30 декабря 1959 года свет от Тамбовской ТЭЦ ярко вспыхнул в домах и на улицах Рассказово.

В 1960 году для строительства электрических сетей был привлечен специализированный трест Мосстройэлектропередачи Министерства строительства электростанций. Это позволило резко повысить темпы электрификации. Были построены магистральные линии электропередачи на Котовск, Моршанск, Уварово, Токаревку.

В августе 1962 года была введена в эксплуатацию первая в области магистральная линия электропередачи напряжением 220 тысяч вольт на участке Мичуринск-Тамбов с подстанцией в Тамбове.

Тамбовская энергосистема вышла на параллельную работу с Единой энергетической системой европейской части СССР и одновременно с Московской, Воронежской, Липецкой и другими энергосистемами Центра.

  • Вконтакте
  • Фейсбук
  • Одноклассники
  • Твиттер