Газета №13 (829), 27 марта 2012
Перейти к номеру

Услуги космические, транспорт мифический

27 марта 2012, 16:52 Прочитали 2 165 раз
Уехать из отдельных частей Тамбова в вечернее время на общественном транспорте и по сей день остается миссией из разряда невыполнимых
Следить из космоса за маршрутками начали вроде как уже давно, а уехать из отдельных частей Тамбова в вечернее время на общественном транспорте и по сей день остается миссией из разряда невыполнимых. Так куда же, а главное, зачем пойдут почти 20 миллионов рублей, отмерянных на развитие ГЛОНАССа на Тамбовщине?

Как могут подточить нервы и здоровье в целом, казалось бы, рядовые и даже рутинные бытовые проблемы. Для жителей целого ряда "спальных" частей областного центра такой проблемой уже на протяжении нескольких лет является общественный транспорт. Уехать на автобусе в вечернее время, как, впрочем, и вернуться в родные пенаты с работы или прогулки довольно непросто. Можно часами стоять на остановке, считать проходящие мимо, но идущие не в твою сторону автобусы, а своего так и не дождаться. Так же долго можно смотреть вслед уходящим с маршрута автобусам в совсем еще не позднее время, безразлично проезжающим мимо кучек "несостоявшихся пассажиров".

Этой проблеме много лет, и все эти годы, особенно в осеннюю промозглость и зимнюю стужу, люди испытывают большие неудобства: подолгу ждут родную маршрутку, тратятся на такси, ходят пешком или добираются на перекладных.

Обещания решить вопрос и держать ситуацию с движением транспорта на контроле на деле остаются просто обещаниями. Упования на суперсовременную систему слежения ГЛОНАСС не оправдали ожидания рядовых тамбовчан: кто, как и за кем следит, не очень понятно, ведь автобусы как уходили с маршрутов, так и уходят…

Тема транспорта и его отсутствия в вечернее время или праздничные дни не нова, мы ее неоднократно затрагивали на страницах нашей газеты. Однако сегодня, когда систему ГЛОНАСС на Тамбовщине, которая пока только расписалась в своем бессилии решить наболевшую проблему, ожидают весьма немалые денежные вливания, мы решили еще раз с пристрастием разобрать вопрос общественного транспорта и контроля за ним. В коня ли будет корм?

«Жалоб нет»

Представители руководства фирм-перевозчиков дружно заявили, что с маршрутов без уважительной причины водители почти не сходят.

- Человек идет и падает, а что вы от железки хотите? - заметил руководитель ООО "ЮНЭКС плюс" Сергей Солодов. - Если автобус сломался, то "дыра" в маршрутном графике неизбежна. Стоимость проезда сейчас не соответствует реалиям. А потому и техника оставляет желать лучшего.

- Из-за поломки автобусы могут сходить с маршрута несколько раз в день, а без уважительной причины с маршрута сходят редко. Все это фиксируется, и с нарушителями проводятся разъяснительные беседы, объявляем выговоры, - пояснил Сергей Николаевич.

В компаниях уверены, что по неуважительной причине сходов с маршрутов у них нет. А на вопрос, поступают ли жалобы со стороны пассажиров, представитель ООО "Автовокзал Сервис плюс" Любовь Жидкова сказала, что боится сглазить, но жалоб не было и нет.

Совершенно очевидно, что руководители компаний-перевозчиков либо настолько далеки от общественного транспорта, либо живут в каких-то более благополучных в плане автобусного движения районах, что никогда не видели, как после восьми вечера на конечной остановке автобусы гордо и стремительно проносятся мимо обескураженных тамбовчан. Судя по количеству таких маршруток и скорости их "дефилирования" мимо остановок, забитых ожидающими, можно смело сделать вывод: ломается как минимум пол-автопарка сразу и поломки настолько серьезные, что уезжать "в операционную" нужно в массовом порядке и на всех парусах.

Досрочно "сдать смену" без нагоняя от начальства в принципе не так уж и сложно - достаточно выключить систему навигации, а списать это на глюк системы всяко проще, чем городить про поломки. В этой связи возникает резонный вопрос: зачем нужны многомиллионные вливания в ГЛОНАСС, если на практике достижения науки превращаются в "пшик"?

Око «Большого брата»

Начальник отдела мониторинга движения пассажирского транспорта муниципального бюджетного учреждения "Пассажирские перевозки" Игорь Александрович Ярцев констатирует:

- На сегодняшний день весь пассажирский транспорт, который ходит по городу Тамбову, оснащен системами навигации. Это около четырехсот автобусов большой вместимости и 85 микроавтобусов "Газель". Это с учетом автобусов, которые ходят на ближайший пригород - 151, 146, 143 маршруты. В настоящий момент в центральной диспетчерской мы видим всех, кто находится на маршрутах. Утром мы видим порядок выхода водителей на маршрут - кто во сколько вышел на маршрут, с какой остановки начинает движение, время окончания работы на маршруте.

Немного о механизме слежения. На каждом маршруте имеется несколько контрольных точек прохождения маршрута. При пересечении каждой контрольной точки идет отсечка на экране у диспетчера. И на мониторе, который стоит у водителя в салоне, высвечивается время - то ли он идет с опозданием, то ли с опережением графика.

Свое мнение есть у Игоря Александровича и по вопросу злосчастных маршрутов:

- Много было жалоб и нареканий на 51-й, 52-й маршруты, - не отрицает он. - Уверен, если бывают ситуации схода с маршрутов, то только по одной причине - техническая неисправность. В течение последнего месяца автобусы 51-го, 52-го маршрутов у нас выполняют все вечерние рейсы. Там работают дежурные автобусы. Я бы не сказал, что там сейчас проблема уехать. Если только какой-то единичный случай, потому что автобус сломался.

Как оказалось, на контроле стоят маршруты 51, 52, 45, 19, 61 - то есть те маршруты, где малая интенсивность пассажиропотока. Они, что логично, самые проблемные. Пассажиры хотят туда ехать, но большого пассажиропотока туда в вечернее время нет. И, тем не менее, по словам Игоря Ярцева, делать рейсы и после 21.30 перевозчиков заставляют.

В чем смысл слежения, если каждый водитель, пожелавший пораньше уйти домой, может запросто вырубить навигацию?

- Водитель, действительно, может сам выключить навигационное устройство. Эта система работает от питания бортовой сети автомобиля или автобуса, - подтвердил Игорь Александрович. - Такие случаи бывают: отработал дневное время, зачем ездить порожняком, водители просто отключают систему и съезжают с линии. Всю информацию мы доводим до директоров фирм. Наши функции - контролирующие.

Нам ежедневно в 16.00 все фирмы, которые осуществляют перевозки, предоставляют наряд на выпуск транспорта на линию на следующий день, эти наряды наши аналитики заносят в программу. После отработанного дня готовится отчет для каждой фирмы по выполненным рейсам и передается представителям фирмы. И они уже сами анализируют, где какой автобус сколько рейсов сделал, почему автобусы сходили с линии. То есть вся информация у руководителей фирм есть. И там уже сами руководители думают, что им делать с этими водителями, которые нарушают график. Если есть спрос на работу на каком-то маршруте, они могут за неоднократные нарушения и поменять водителей.

По итогу, если спроса на водительское ремесло нет, то сходить с маршрута одни и те же могут хоть "сто порций", ведь так легко сказать, что вечером навигатор "подвел" и самопроизвольно отключился… Разве нет?

Плюсы, минусы, миллионы

Информационные технологии прочно вошли в нашу жизнь, и без них человек уже не может себя представить. Теоретически мы можем с помощью компьютерных технологий отслеживать передвижение транспорта и выбирать для себя более удобные маршруты, а практически суперсовременнные и не менее супердорогие технологические новинки комфортность каждодневного транспортного бытия гарантировать не могут.

- В 2010 году на территории области был выполнен пилотный проект, в котором участвовали Тамбовский областной пожарно-спасательный центр и Центр медицины катастроф, где были развернуты системы позиционирования на основе системы ГЛОНАСС с целью контроля транспортных средств этих организаций, - напомнил нам начальник управления информационных технологий, связи и документооборота администрации Тамбовской области Андрей Анатольевич Стрельцов. - В рамках этого пилотного проекта опробовали систему, отработали технологии. Положительные результаты пилотного проекта привели к необходимости более широкого использования данной технологии, тем более, что она отечественная, в повседневной жизни.

На сегодняшний день уже проведено внедрение системы мониторинга скорой помощи, в "Школьном автобусе", оборудованы навигационными средствами более 600 единиц общественного транспорта области.

Напомним, что на остановках областного центра не так давно появились табло, которые позволяют жителям области видеть, когда подходит какой маршрут, ориентировочное время прибытия. Только вот такие новинки достались в основном центру города, где проблем с ожиданием транспорта никогда и не было. А жители так и продолжают гадать, придет ли автобус по вывешенному на остановках графику "за границей цивилизации", в отдаленном спальном районе.

Как рассказал Андрей Стрельцов, у нас в области в рамках областной целевой программы развития информационного общества планируется крупномасштабное внедрение спутниковых навигационных технологий. Областное финансирование предусмотрено. Оно подразумевает создание Центра космических услуг, который будет обеспечивать потребности нашей области, в первую очередь, государственных и муниципальных структур.

О чем идет речь? Областью подписаны два соглашения: одно - с федеральным сетевым оператором "НИС", второе - с НПО "Рекорд", это структура, занимающаяся результатами космических исследований. В рамках данных соглашений проводится ряд работ, которые приведут к созданию областного Центра космических услуг. Он будет консолидировать у себя все сведения по двум задачам. Первая задача - навигационная, ГЛОНАСС, вторая - результаты космической деятельности, это, главным образом, спутниковые снимки. Это уже контроль, мониторинг состояния посевов, угодий, лесного хозяйства. То есть очень широкая эта тема, и в ее рамках решаются очень большие задачи.

Финансирование предусмотрено в размере почти 17 миллионов рублей в рамках этой целевой программы. Планируется в течение 2012 года создать единый региональный транспортный диспетчерский центр, Центр космических услуг, создать Центр картографической информации - единую областную информационную систему, которая позволит актуализировать картографическую информацию в рамках этого центра и обеспечить ее достоверность. Развернуть инфраструктуру навигационных систем на территории области, в том числе с использованием системы ЭРА ГЛОНАСС.

Среди неоспоримых плюсов внедрения ГЛОНАССа достижения и планы в области охраны и сохранения здоровья.

Если говорить об удачном тамбовском опыте, то навигаторами были оснащены автомобили скорой помощи Центра медицины катастроф и муниципального лечебного учреждения на улице Студенецкой. Проанализировав выезды машин скорой помощи за полтора года, удалось определить места, куда чаще всего выезжают машины, и было рекомендовано медучреждению организовать места дежурств автомобилей. Таким способом получилось сократить время прибытия по вызовам до пяти минут, что является самым лучшим эффектом от применения данной системы.

С 2013 года весь автомобильный транспорт, который будет на территории Российской Федерации продаваться, в обязательном порядке будет оснащаться модулем ЭРА ГЛОНАСС. Есть в критических, аварийных ситуациях первый час - золотой час для медицины. Когда в случае аварии медики успели эвакуировать пострадавших в течение этого часа, то вероятность того, что люди будут живы, очень высока. На сегодняшний день сложности со связью приводят к тому, что зачастую аварийная ситуация случилась ночью или где-то в удаленном месте, и несколько часов пострадавшие просто не могут получить помощь. ЭРА ГЛОНАСС - система, которая предлагается к внедрению с 2013 года, будет автоматически, по факту попадания автомобиля в аварию, подавать сигнал с координатами местоположения. И в Центре медицины катастроф, в МЧС в тот же момент времени будет это на карте отображаться - где произошла аварийная ситуация. Оператор сможет связаться с пострадавшими и принять меры к направлению туда МЧС, скорой помощи, если необходимо, пожарных, чтобы по максимуму помочь людям. С 2013 года данная система заработает на территории всей Российской Федерации, в том числе и в Тамбовской области.

Мониторинг состояния лесов, сельскохозяйственных угодий, того, как реально ведутся работы - это станет возможным, если верить специалистам, с 2013 года. На сегодняшний день технологии уже позволяют прогнозировать урожайность. То есть, например, засеяно поле пшеницей или рожью, по мере созревания на основе данных мониторинга можно прогнозировать урожай. Это задача очень серьезная для экономического состояния нашей области, все-таки область сельскохозяйственная.

Но вернемся к нашим баранам. Когда в 2008 году в Тамбове начала внедряться аппаратура навигации, многие не понимали, зачем это делается, какой будет эффект от замысловатой новинки. Сегодня ряд достижений внедрения ГЛОНАССа, касающихся работы общественного транспорта, к сожалению, не кажутся такими уж значительными.

Социальный сервис "Прогноз прибытия" полюбился многим горожанам, но вопрос вечерней нехватки и бесконечного ожидания транспорта на маршрутах ему решить не под силу.

Есть еще общее схематическое представление всех маршрутов. Все эти сервисы реализованы и для мобильных телефонов с поддержкой простейших технологий - технологии java. Через любой современный мобильный телефон на сайте "Дорога-ТВ" можно пронаблюдать: сколько автобусов находится на линии, на каких остановках. Примерно раз в тридцать секунд информация обновляется. Специализированный низкопольный транспорт помечается отдельно.

Только есть нюанс: для того чтобы автобус отображался на этом табло, надо, чтобы навигационное устройство на автобусе было включено…

Между тем

Дело об уводе средств на ГЛОНАСС передано в МВД. Руководство космического агентства просит расследовать факты нецелевого расходования средств дочерними фирмами "Российских космических систем".

Проверка была проведена в прошлом году комиссией, созданной по распоряжению руководителя Роскосмоса Владимира Поповкина. В тексте отчета описана схема, с помощью которой, как утверждают проверяющие, РКС удавалось завышать стоимость выполняемых работ. В 2007-2010 годах, говорится в тексте отчета, РКС распределяла заказы на выполнение работ в рамках ФЦП ГЛОНАСС по договорам между своими дочерними предприятиями ЗАО "НПО КП" и ООО "Синертек". В указанный период на счета этих компаний было перечислено не менее 3,2 млрд рублей, говорится в отчете. В отчетах "НПО КП" и "Синертека" указано, что в этих фирмах трудились до 1,1 тыс. человек ежемесячно.

Когда эксперты попросили показать помещения, где трудились сотрудники дочерних предприятий, они увидели "пространства, которые сложно назвать комнатами - это скорее шкафы или кладовые, очень маленькие и тесные помещения", заметил один из участников комиссии, проверявшей РКС.

Проверка обратила внимание и на низкую рентабельность РКС: "По данным бухгалтерского учета, в 2009 году она составила 6,4%, в 2010-м - 8,2%, при том что по статистике в данной сфере она не ниже 10%". Такие показатели, по данным проверяющих, указывают на возможное целенаправленное перераспределение финансового результата с РКС на подконтрольные организации "с целью аккумулирования прибыли" в них.

P.S. Так или иначе, вопросы больших денег и новейших технологий для рядовых жителей имеют исключительно прикладной характер и только одну шкалу оценки: "стало жить легче, комфортнее и удобнее" или "не стало". Грандиозные планы по внедрению космических услуг - отдаленная перспектива. К сожалению, улучшит ли реализация масштабных планов по ГЛОНАСС каждодневный транспортный быт, не ясно. А пока жителям стратегически невыгодных для автобусников районов снова и снова придется часами выстаивать на остановках, тратиться на такси или ходить пешком, что хоть и рекомендовано врачами, но не всегда приятно.

Комментарий

Николай Прокофьев, региональный представитель ОАО «НИС»:

- Специалисты говорят, что идея позиционирования и мониторинга с помощью спутниковых систем возникла с запуском первого спутника в конце пятидесятых годов, когда были услышаны первые позывные. В начале восьмидесятых стало развиваться два проекта - американский GPS и российский ГЛОНАСС. Началось практически в одно и то же время. Ввиду всем известных метаморфоз в нашем государстве проект ГЛОНАСС был заморожен, и GPS очень активно развивался, конкурируя сам с собой около тридцати лет. Сейчас ситуация уравнивается, ГЛОНАСС практически догнал по своим технологическим возможностям американский GPS. Также стали развиваться другие спутниковые системы - европейская Галилео, американская Компас, которая стартовала последней, но сейчас уже наступает на пятки лидерам - у них уже порядка десяти спутников. Кстати, чем больше спутниковых группировок в космическом пространстве, тем точнее работают навигационные устройства.

Сейчас чипсеты GPS производятся по передовой технологии 45 нанометров. Для России это недостижимо в самом ближайшем времени. Сейчас чипсеты ГЛОНАСС производятся по технологии 130 нанометров, но обещают, что в ближайшее время будет достигнут европейский потолок 90 нанометров. Соответственно, чипсеты можно будет помещать практически во все устройства, они будут потреблять меньше энергии, и развитие пойдет очень хорошо. В мире есть много государств, которые хотят работать с ГЛОНАСС. Сейчас заключаются соглашения, открываются представительства "НИС" в Индии, в Венесуэле, в странах Африки и т.д.

  • Вконтакте
  • Фейсбук
  • Одноклассники
  • Твиттер